Налей-ка, «Роза»!
02.12.2012

Налей-ка, «Роза»!

Донецк 60-х – город, напрочь лишенный светской жизни. Может быть, поэтому появление каждого нового ресторана вызывало такой живейший эмоциональный отклик. Каждый раз была надежда, что новое заведение создаст какой-то новый мир. Как правило, этого не происходило. Но вот с рестораном «Троянда» — отчасти получилось. Это таки был особый мир, причем образовался он сразу, как только возник.

 

Начало

 

Вот что писали по этому поводу тогда, в декабре 1966 года: «В красивом двухэтажном здании из стекла и бетона на первом этаже разместились кафе и бар, на втором – ресторан. Ласкают взор мягкие тона окраски стен и их отделка, оригинальные светильники, красивая легкая мебель. Ресторан, рассчитанный на 450 мест, снабжен новейшим технологическим оборудованием, мощной системой вентиляции и кондиционирования воздуха. В подвальных помещениях смонтировано пять холодильных камер».

 

«Троянда», заполнившая пустое место рядом с тоже совсем новым универмагом «Белый лебедь», находилась в стороне от привычных маршрутов, но совсем недалеко от центра. То есть, внимание властей и милиции к ней было несколько ослаблено, но добраться до нее мог легко каждый. Это сразу же и сказалось.

 

Проститутки и Дегтярев

 

Но, кстати, самая громкая легенда в истории «Троянды» связана именно с представителем власти. И с каким!

 

Владимир Иванович Дегтярев, первый секретарь обкома партии, любил совершать пешие прогулки по центру города, чтобы проверить состояние своего хозяйства. Посмотреть, что в городе не так, поправить все, что можно, своей уверенной рукой. Однажды вечером заглянул он в «Троянду». И к своему изумлению, увидел внизу, в баре стайку девиц, оформленных под Светлану Светличную из фильма «Бриллиантовая рука». Не было никаких сомнений относительно того, чем они тут занимаются.

 

Дегтярев, всегда неравнодушный, подошел к длинноногим красавицам и начал их увещевать. Можно себе представить, что он им там говорил. Реакция девиц была вполне предсказуемой. «Отец, что, нет денег? Ничего, я могу дать в долг», — ответила одна из них к восторгу всех остальных.

 

Что в этой истории правда, что нет – кто знает, но эта легенда имела активное хождение в городе задолго до написания книги «Прогулки по Донецку». И существование проституток, похожих на артистку Светличную, подтверждают многочисленные устные источники. И даже утверждают, что самую бойкую и самую мастеровитую из них действительно звали Света. Может, это именно она надругалась над Владимиром Ивановичем?

 

Охотники за штанами

 

А вот специалисты другого профиля, регулярно кучковавшиеся в «Троянде», нисколько не эфемерны – напротив, вполне задукоментированы в фельетоне «Охотники… за штанами», вышедшем в газете «Социалистический Донбасс» в начале 1973 года. Речь шла о компании фарцовщиков, которых по каким-то причинам (может, даже бескорыстным) пригрел здешний бар.

 

Слово автору фельетона В. Шевченко: «Все одеты в заграничное, разговоры ведут не те, что можно услышать дома или в университете. Работы, учебы, общественных дел, событий, происходящих в мире, для них будто не существует. Зато оживленные дискуссии ведутся по поводу… рубашки, которую по довольно дорогой цене продал одному из присутствующих специалист из развивающейся страны, находившийся в Донбассе для повышения своей квалификации. Следующий объект внимания – португальские штаны, завезенные каким-то туристом и сменившие уже несколько хозяев. Еще одна тема – шведская куртка, способ и место приобретения которой владелец почему-то хранит в секрете».

 

Двумя самыми яркими звездами этого, безусловно, светского общества были Марк и Доктор — Геннадий Марчук и Александр Сергеев. Они занимались фарцовкой много лет, у них были связи и каналы, они регулярно ездили в Ленинград, где приток иностранного шмотья, конечно, был несравним с мариупольским. Марк учился в мединституте, Доктор работал в 18-й больнице. В конечном итоге, и тот, и другой попали в теплые руки органов правопорядка. Марк отделался проще. За Доктором, кроме фарцы, обнаружились еще кое-какие дела. Когда стали изучать его блокнот, обнаружили длиннейший список девиц, которых он использовал как для удовольствия, так и для пользы (с указанием напротив каждого имени – как именно она может пригодиться). Ну, а вишенкой на этом пышном торте компромата стала история с немкой по имени Фредерика. Сия гражданка ФРГ пересеклась с Доктором именно в Ленинграде, и тот увидел в ней великолепный шанс покинуть «немытую Россию». Начал бомбардировать девушку (наивную, как все немки) письмами с выражениями совершеннейшего почтения. Наверняка Фредерика не устояла бы, но довести операцию до конца Доктору помешали бдительные товарищи из органов.

 

Такие, понимаете, нравы царили в «Троянде».

 

Полусвет

 

Завсегдатай «Троянды» Борис Алексеевич по фамилии, которую он не хотел бы называть по ряду причин, утверждает, что ничего светского в контингенте этого ресторана не было – что бы там себе ни выдумывали авторы этой статьи. «Первый этаж – там была территория фарцовщиков, а еще там продавали западные пластинки. Вот там какой-то свет жил, туда ходили девочки и мальчики из богатых семей, там делали дайкири и наливали шартрез еще в то время, когда и слов таких в Донецке мало кто понимал. А второй этаж – это была совсем уже другая публика. Качественно другая».

 

По словам Бориса Алексеевича, на втором этаже «Троянды» регулярно, из вечера в вечер заседали картежники. Для них предупредительно оставляли столы поближе к эстраде, где наяривал довольно неплохой, по ресторанным меркам, ансамбль с солистом, выгнанным за пьянство то ли из филармонии, то ли из оперного театра. Шумные компании людей, которые за один вечер тратили сотню-другую полновесных советских рублей, образовывали свой круг — и доступа посторонним туда не было (да и сами посторонние, усаженные понимающими официантами ближе к выходу, не очень-то хотели). Откровенной уголовщины в «Троянде» не водилось, и совсем уж безобразных происшествий, как в ресторане «Шахтер», не случалось. Картежники – контингент хотя и беспокойный, но понимающий пределы.

 

Расцвет «Троянды» — это 70-е годы. Именно тогда там гуляли по-настоящему. И бар процветал, и девочки были довольны. А в начале 80-х там сменился начальник, к тому же начались андроповские строгости. И веселое заведение мигом поскучнело…

 

Текст написан по заказу сайта 62.ua


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Юзовский
    Юзовский 02.12.2012, 00:30

    finkelstein,

    Ну, вот мы и в Троянде))

     

    В 90-х там делали свое пиво.

  2. finkelstein
    finkelstein 02.12.2012, 00:58

    Юзовский,
    Цитирую Аксенова: "Есть идеальная фраза для описаний путешествий, я вычитал ее в русской книжке конца восемнадцатого века, которая называлась «Приключения модистки с Кузнецкого Моста и приказчика из Каретного Ряда» и не была обременена ничем посторонним, не исключая и имени автора. Звучит эта фраза так: «Марш теперь в Сокольники, и вот мы уже в Сокольниках!» Это ли не перл?" 



    Евгений Юрьевич, прекрасно написано, даже лучше чем прекрасно - но "надругавшуюся над Дегтяревым" звали всё-таки Галя. Это достоверно.

  3. Юзовский
    Юзовский 02.12.2012, 01:09

    звали всё-таки Галя. Это достоверно.
     

     

    У неё удивительное имя... Галя. Главное - редкое. (с)

  4. Ясенов
    Ясенов Автор 02.12.2012, 09:49

    finkelstein,
    Черт подери! Почему всех надругавшихся над Дегтяревым звали Галями?

  5. eis
    eis 02.12.2012, 12:32
    В конце 70-х в баре Троянды работал замечательный бармен Юра. Его манера смешивать коктейли и разливать напитки была просто высший класс - настоящий виртуоз, как в фильме с Томом Крузом. Позже, в 80- видела его в Киеве, какой-то бар на Крещатике.Может я ошибаюсь, но мне помнится в ансамбле ресторана какое -то время ударником был Александр Ревзин. И в Кальмиусе он работал ударником.
  6. sv.dudnik
    sv.dudnik 02.12.2012, 15:45

    Как щас помню 1972 год пацан по кличке Гога в баре под дымовой завесой на спор съел стеклянный стакан.

  7. Максим
    Максим 02.12.2012, 19:51

    eis,
    По-моему, Ревзина Пугачёва и вытащила в Москву!

  8. alex-burmak
    alex-burmak 02.12.2012, 21:48

    eis,
       

    Сейчас смотря передачи в Юрмале, бессменным продюсером которых является Саша Ревзин, вспоминаю его руководителем оркестра ресторана «Уголек» в то время. Худенький барабанщик в малиновом приталенном пиджачке,он организовывал музыкальную программу так, что в конце вечера, когда веселье в зале достигало апогея, и душа подвыпившей публики просила праздника звучали песни: «Девочка Надя», «Гоп-стоп, Зоя», «Журавли» и, конечно же «Мурка».  В то время существовала такая организация как «ОМА», что в переводе означало: Органицация музыкальных ансамблей. На неё был возложен контроль за музыкальной программой, которая разрешалась в ресторанах и кафе. Ревзин всегда погашал конфликтные ситуации время от времени возникавшие с этой контролирующей репертуар оркестров организацией. Я работал с ним в Угольке с 77 по 81гг.Хороший парень. 

  9. Ясенов
    Ясенов Автор 02.12.2012, 21:51

    alex-burmak,
    Так вы еще и в Угольке работали! А скрывали

  10. alex-burmak
    alex-burmak 03.12.2012, 06:39

    JohnAdmin,
    Я вынужден быть скрытным.Один тот факт, что я беседовал с Семеном Михайловичем Буденным в непринужденной обстановке, может быть истолкован по разному, вплоть до кручения пальцем у виска. А мне этого не хотелось бы. Поэтому не кричу, т.е. молчу.С 66 по 69 гг. я служил в Москве и наш взвод обслуживал дачу Буденного в Баковке где однажды ко мне он подошел и мы перебросились парой слов. Видел в домашней обстановке весь генералитет: Якубовского, Комаровского,Соколова, Баграмяна, Мерецкова, - те же люди, что и мы подверженные болячкам и старости.В домашней обстановке иногда выглядят комично: Мерецков в потертом засаленном маршальском  кителе и в гражданской серой кепке. И в инвалидной коляске, правда это уже не смешно.

  11. Ясенов
    Ясенов Автор 03.12.2012, 10:09

    alex-burmak,
    Ну, мы с вакми как-нибудь встретимся в Донецке все-таки, тогда и поговорим по душам 

  12. alex-burmak
    alex-burmak 03.12.2012, 21:26

    JohnAdmin,
    Почту за честь.

  13. Froid
    Froid 09.03.2013, 13:46

    первый секретарь обкома партии, любил совершать пешие прогулки по центру города - как это говорилось в дореволюционной Росси - типун Вам на язык! Прямо Дегтярев - донецкий городской гуляка!!!

    Дегтярев ходил пешком на работу по утрам, в хорошую погоду, а параллельно его маршруту всегда следовала его персональная Волга.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.