Жизнь в 1921-м: армяне, евреи, школы, театры, самогон и селедка
15 вырезок из номеров газеты «Диктатура труда» за 1921 год, иллюстрирующих непростую и полную всяких треволнений жизнь в тогдашней Юзовке…
Национальный вопрос
В Юзовке всегда было достаточное количество евреев и армян. События 1921 года затронули и тех, и других. Правда, по-разному.
В 1921-м в Армении полыхала гражданская война — коммунисты вели смертный бой с дашнаками. В начале года для коммунистов сложилось критическое положение. Москва решительно вмешалась и бросила на чашу армянских весов все, что могла. На гребне этой волны в «Диктатуре труда» за 11 января появилось такое объявление:
К сожалению, о результатах мобилизации юзовских армян и об их дальнейшей судьбе газета не сообщала…
О евреях писали разное. Например, сообщали об упразднении национальных школ — хедеров. Советской власти альтернативное образование было ни к чему:
Чтобы евреям было не так грустно, предложили альтернативу в виде еврейского рабочего клуба. Назвали его поэтически — «III Коминтерн». Из соответствующей заметки мы узнаем, что большинство швейников и кожевников в Юзовки таки были евреи. По крайней мере — большинство из тех, кто был охвачен профсоюзами (в 1921 году охват был еще не 100-процентный, по этому поводу на страницах «Диктатуры труда» весь год лились слезы):
Свой клуб получили и мусульмане. Благодаря этой заметке мы узнаем, где находился в 1921 году отдел народного образования — на Садовом проспекте, 4. Там еще долго работали органы политпросвета — до самой войны:
Образование
Из этого отдела распространялась по городу новая школьная организация. В случае с хедерами мы видели пример того, как она работала. Вот еще один. Была в Юзовке гимназия Гофнера, располагалась по адресу 7-я линия, дом 21 (известного многим нынешним дончанам как место базирования похоронной конторы «Реквием»). Училось в ней 120 мальчиков. Победа Советской власти делала ненужными и гимназии, и Гофнера. И на месте этого заведения возникла советская трудовая школа №12:
В сентябре 1921 года «Диктатура труда» рассказала об общем положении дел на фронте образования. Положение было так себе, особенно в сельской местности. Лучше всех чувствовали себя учебные заведения, находившиеся на балансе промышленности (пугающие аббревиатуры ЦПКП и ЦПТИ расшифровывались так: первая — Центральное правление каменноугольной промышленности, второе — Центральное правление тяжелой индустрии):
Культура
Как и образование, культура требовалась новая. И ее уже начали продвигать в массы. На майские праздники в здании бывшего Петроградского банка (будущего Дворца пионеров) открыли выставку пролетарской живописи. Дело было непростое и требовало специального персонала для объяснения того, что нарисовано:
В тот же день открыли народный театр на Мушкетово — на базе летнего театра имения Ауэрбаха. Чтобы место зря не пропадало, здесь же устроили производственный музей:
Пьянство и дебоши
Новая власть принялась бороться с самогоноварением, которое, судя по частым сообщениям в прессе, было распространено среди населения достаточно широко. Вот публикация, показывающая, как пытались убить одним выстрелом двух зайцев — и самогонщика заклеймить, и с религиозными предрассудками повоевать. Особо обращает на себя внимание логическая безупречность изложения, особенно вот это: «Суд нашел, что вещественное доказательство , обнаруженное у Теплова, именно аппарат, кадушка с закваской и холодильник бесспорно доказывают факт профессиональной работы по выработке самогона»:
«Зеленый змий» не щадил никого, даже членов партии и ответственных работников:
Сюда же добавляем еще один безобразный эпизод с участием ответственного работника:
Здоровье
В 1920 году Юзовка страдала от холеры. Эпидемия этой страшной болезни пульсировала постоянно — то ослабевая, то усиливаясь. Газета постоянно сообщала о количестве умерших. В 1921 болезнь стала затихать — и тут выяснилось, что помимо природы, у холеры были пособники и в человеческом обличье. 1 августа над ними в летнем театре устроили уникальное действо под названием «санитарный суд». В нем удивительным образом соединились артисты, эксперты, обвинители — и, как ни удивительно, защитники:
Антисанитария правила бал. Вот полные горького сарказма стишки о невеселой истории о том, как азовская сельдь по причине то ли растяпы, то ли вредителя испортилась по дороге в Юзовку. А шахтеры Пастуховского рудника, натурально, не получили ее на свой стол, хотя и страстно о ней мечтали:
Между тем, медицина в городе была, в том числе еще — и в своем частном воплощении. Вот объявление об услугах, которые оказывал один из врачей-венерологов. Загадочное «вливание 914» — это всего лишь инъекции сальварсана, модного тогда препарата для борьбы с сифилисом:
Принайтованное к рекламе доктора Атамали объявление о пропавшей корове отрезать было жалко — настолько оно прекрасно со стилистической точки зрения, да и картину жизни рисует.
Транспорт
Здесь только один маленький текстик. Он — об установлении тарифов на услуги единственного тогда вид городского транспорта, извозчиков. Эти цены мало о чем говорят современному читателю. Для ориентировки отметим, что в первой половине 1921 года пуд ржаной муки стоил 140 тысяч рублей, а пуд картошки — 20 600 рублей:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.