Женевский взлет
В этот уже практически весенний день не грех вспомнить один из самых успешных международных сезонов донецкого «Шахтера» — и первый случай в истории команды, когда она преодолела осеннюю стадию еврокубков…
В 1983 году советские болельщики знали о швейцарском футболе немного. Но одной из самых расхожих ассоциаций был «швейцарский замок». Это знаменитая железобетонная система, изобретенная австрийским тренером Карлом Раппаном в начале 30-х и впервые опробованная в клубе «Серветт» (Женева). Система была проста, как кирпич: защита усиливалась на одного человека за счет уменьшения атаки на того же одного. В итоге, «швейцарский замок» в цифровом выражении выглядел так: 1-3-2-4, где первая «единичка» — это последний защитник, подчищающий огрехи своих трех партнеров по обороне. То, что позже, в век интеллектуального футбола назовут «либеро». Эта супероборонительная система в эпоху пяти нападающих давала надежный эффект и позволила «Серветту» в первой половине 30-х дважды стать чемпионом Швейцарии.
В среду, 19 октября 1983 болельщики, наблюдавшие за матчем все того же «Серветта» с «Шахтером» в 1/8 финала Кубка кубков, могли подумать, что перед ними — все та же команда Карла Раппана. Швейцарцы встали в глухую оборону и почти весь матч посвятили разрушительной работе. Ожидал «Шахтер» такого или нет, но команда явно не знала, что делать. Как отмечал после игры ветеран клуба Петр Пономаренко в «Советском спорте», это был один из самых слабых матчей «Шахтера» в сезоне — почти без ударов по воротам, с недостаточным движением… Все решила одна ошибка очень надежной, в целом, обороны «Серветта» на 85-й минуте: «зевок» в центральной зоне — и два «горняка» несутся к воротам, где Виктор Грачев поражает цель. «Шахтер» выиграл первый матч 1:0 и в хорошем настроении отправился в Женеву.
Было ясно, что в ответном матче соперник сыграет иначе. Но что он представлял собой?
На тот момент «Серветт» был одной из самых титулованных команд Швейцарии, 14-кратным чемпионом страны. Последний раз они брали «золото» в 1979, после этого трижды подряд финишировали вторыми. В общем, один из лидеров национального футбола, без вопросов. Состав не поражал воображение — но был в нем известный «легионер», полузащитник Мишель Ренкин из сборной Бельгии, участник чемпионата мира-82. Была еще такая звезда, как Умберто Барберис — известный в Европе форвард, который дважды признавался во Франции лучшим иностранным игроком года, играя за «Монако». Как раз летом 1983 его вернули в «Серветт», где он провел всю вторую половину 70-х. Барберис был еще в полной силе и представлял главную угрозу в атаке. Нападение у «Серветта», кстати, было очень даже ничего — в чемпионатах Швейцарии тех лет женевская команда была или лучшей, или второй по результативности.
У тренера «Шахтера» Виктора Носова был свой план на игру, который он сформулировал так: «При 2:0, конечно, все чувствовали бы себя спокойнее. Но победа в первом матче на нашей стороне, и теперь уже сопернику надо забивать. У нас же должны найтись силы для более скоростной игры в контратаке». Было понятно, что «Серветт» начнет с атак. И «Серветт» начал…
Швейцарцы захватили инициативу и плотно сели на половине поля «Шахтера». Голевых моментов почти не возникало, но давление на оборону было постоянным. Так продолжалось до перерыва. А затем тренер «Серветта» Ги Мате, вспомнив, что надо побеждать, сделал кое-какие установки и перестановки. В линию атаки, состоявшую из Барбериса и форварда сборной Швейцарии Бриггера, выдвинулось еще двое, команда резко активизировалась. Наступили самые трудные минуты. Много работы имел вратарь Валентин Елинскас — но у него случился один из тех дней, когда он бывал совершенно непробиваем. Именно за такие дни его обожали болельщики — и в этот раз Елинскас порадовал. Впрочем, вся команда была самоотверженна и организованна, четко понимала, что делает. Ни в один момент матча о «Шахтере» нельзя было сказать, что он «посыпался» или «поплыл».
Тем не менее, всего один гол швейцарцев менял все. А тут еще португальский судья… Болельщики, смотревшие матч по телевизору, громко матерились, когда в очередном спорном эпизоде он принимал решение в пользу хозяев. Всегда — в пользу хозяев. При такой игре, одно его решение могло оказаться роковым для «Шахтера». Надо было что-то делать…
Пир швейцарской атаки продолжался до 58-й минуты. А потом слово взял Грачев. После первой игры он оказался единственным, кого удостоил своей оценкой тренер «Серветта» Ги Мате. В ответном матче ему уделили особенное внимание, плотно опекали в центральной зоне, выдавили подальше от ворот. Но Грачеву так оказалось даже лучше. На 58-й минуте он получил мяч на левом фланге. Обыграл двоих противников, приблизился к воротам. Вратарь швейцарцев Бурженер занервничал, чуть выдвинулся вперед — и в этот момент Грачев сделал пас на набегавшего защитника Алексея Варнавского. Это явно было наиграно — и Варнавскому оставалось только закатить мячик в швейцарские ворота.
Теперь «Серветту» надо было забивать трижды. Хозяева на несколько минут погрузились в шок — и тут же получили еще. На 61-й минуте последовал очередной прорыв Грачева, еще один прострел на Варнавского — и тот опять оказался на месте! Теперь «Серветту» надо было забивать четырежды…
Для Алексея Варнавского этот матч так и остался самым ярким событием в карьере. Вообще, он нередко поражал ворота, и умел это делать, а на склоне карьеры, играя в мариупольском «Новаторе», даже переквалифицировался в бомбардиры. Но в «Шахтере» дважды забил только один раз — в том женевском матче. Надо сказать, что его появление стало для «Серветта» абсолютным и неприятным сюпризом. В Донецке он не играл — был болен. А появившись в «ответке», стал решающим «джокером», которого совершенно не просчитал Ги Мате…
Один гол «Серветт» все-таки забил — за минуту до конца похожий на танк Бриггер затолкал мяч в сетку ворот «Шахтера» вместе с Елинскасом. Судья деликатно не заметил нарушение. Впрочем, этот гол не решал уже абсолютно ничего.
После матча Ги Мате признал, что увидел в «Шахтере» волевую и мыслящую команду, которая может преподнести сюрприз любому именитому клубу. Так и было в том матче — хотя, кстати, сезон донецкая команда проводила не самый удачный и выше 9-го места в чемпионате СССР не поднялась. Но женевская победа позволила «Шахтеру» впервые в истории выйти в еврокубковую весну. Там его ждал «Порту» — и два матча, которые заставили всю Европу уважать донецкую команду…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.