В поисках Химтупика
07.02.2018

В поисках Химтупика

Название «Химтупик», присутствующее в истории города, давно будоражило исследователей. Примерное его местонахождение было ясно. Но точное – нет. И почти никаких подробностей о его структуре и специфике. Но вот, с Божьей помощью и при посредстве таких зубров краеведения, как Валерий Степкин и Дедушка Джеральд, мы эту тему, кажется, закрыли.

 

Тема сдвинулась благодаря Валерию Степкину. Он систематически изучает в архиве документы Донецкого горисполкома. Те, что касаются Химтупика, он аккуратно пересылал нам. Всего документов 7, они охватывают период с 1947 по 1951 год. Бесценный вклад в анализ фактов внес Дедушка Джеральд. Собственно, он и провел всю работу по локализации Химтупика. Мы лишь отображаем его умозаключения с некоторыми малосущественными добавками.

Отправной пункт исследований — протокол заседания исполкома за 4 июня 1947 года (архивный код — Ф.Р-279. Оп.3. Д.152. Л.8-9). Цитируем:

«Учитывая, что подъездные ж.д. пути в химтупике находятся в аварийном состоянии и требуют немедленного ремонта.

Горисполком решил:

Установить, что основным клиентом в Химтупике является ОСМТ 309, эксплуатируется от стрелки примыкания к главному пути перегона Семеновка-Гладковка и все пути, находящиеся на территории складов ОСМТ 309, за исключением подъездных путей:

— стройконторы комбината Сталинуголь от стрелки примыкания (у ворот) находящейся на территории складов, в кол-ве 3х тупиков.

— тупика Облжилснабсбытторга и Горжилснабсбытторга, включая стрелку примыкания тупика.

Обязать ОСМТ 309, стройконтору Сталинугля, Облжилснабсбытторг и Горжилснабсбытторг немедленно приступить к ремонту эксплуатируемых путей и стрелочных переводов.

Изготовить технологический паспорт всех подъездных путей в химтупике к 15 июля.

Начальнику ж.д. цеха метзавода Кашубе не подавать грузов в химтупик, адресованных посторонней клиентуре без ведома и согласования с ОСМТ 309».

 

Что мы здесь видим?

  1. К Химтупику вели какие-то подъездные пути (которые, безусловно, можно отследить на старых картах города)
  2. Эти подъездные пути вели от железнодорожного перегона Семеновка-Гладковка
  3. На территории Химтупика подъездные пути разветвлялись, образуя неизвестное нам количество веток (которое уже вряд ли возможно установить)
  4. Главным ветвевладельцем в Химтупике был ОСМТ 309 (возможно, областной, или объединенный строительно-монтажный трест)

Нам известно, что такое «перегон Семеновка-Гладковка» — железнодорожная ветка второго уровня, отходившая от подъездных путей металлургического завода. Эти заводские пути сохранились до наших дней и использовались до самого последнего времени. Мы их многократно описывали на этом сайте, часто —  под названием «дорога жизни», они начинались на территории ДМЗ и заканчивались станцией «Передача». Как можно понять из приведенного документа, «дорога жизни» полностью находилась в сфере ответственности железнодорожного цеха ДМЗ и ее начальника тов. Кашубы лично. Перегон Семеновка-Гладковка нами тоже был в свое время установлен. Он отходил от путей ДМЗ в районе ныне закрытой станции Семеновка (современный адрес: ул. Сормовская, южнее д.1) и затем, выйдя примерно на линию проспекта Титова, чуть южнее нее пересекал улицу Артема и уходил на Гладковку, изгибаясь затем в направлении шахты №2-12 имени Феликса Кона.

На немецкой карте 1942 года мы видим этот перегон, а также подъездные пути, отходящие от него к югу, безусловно, в направлении Химтупика:

Переходим ко второму документу. Это короткая выдержка из протокола заседания исполкома за 19 ноября 1947 г. (Ф.Р-279. Оп.3. Д.177 Л. 22). Она поможет нам понять происхождение самого названия «Химтупик»:

«Передать облстройтресту одноэтажную коробку сгоревшего асфальто-бетонного завода в Химтупике для восстановления и достройки 2 этажа. Использовать фундаменты сгоревшего общежития на территории завода для строительства».

Как видим, на территории, прилегающей к железнодорожной тупиковой ветке, до войны находился асфальто-бетонный завод. А значит, имелось и химическое производство, без которого ни асфальт, ни бетон не сделаешь. Возможно, это было доминирующее предприятие в тупике – оттого и назвали его «Химическим».

Но там размещалось не только асфальто-бетонное производство. Читаем третий документ. Это выдержка из протокола заседания исполкома за 21 сентября 1949 г. (Ф.Р-279. Оп.3. Д.358 Л. 22-23):

«После ликвидации ОРСа ОСМЧ 309 (ныне Облстройтрест, Кашанский), последний не передал складских помещений ликвидированного ОРСа. Овощехранилище с цементными ямами, расположенное в Химтупике совершенно не используется. Обязать Кашанского передать овощехранилище облконторе Особгастронома».

ОСМТ в этом документе назван уже ОСМЧ, но это не принципиально – речь наверняка идет об одном и том же. Из документа мы узнаем, что у ОРСа этой могучей организации склады располагались в Химтупике и в 40-е годы этот ОРС ликвидировали. Тогда эта аббревиатура означала не оптово-розничную сеть, а «отдел рабочего снабжения», который в отличие от будущих торговых ОРСов занимался не реализацией продукции, а наоборот, закупкой всего необходимого для производства: сырья, материалов, механизмов, транспорта, инструментов, спецодежды и т.д. Получается, Химтупик был чем-то многопрофильным – чем-то типа станции «Товарный двор», только в меньших масштабах. Еще одно располагавшееся там предприятие узнаем из четвертого документа. Это список заводов города по состоянию на 1950 год (Ф.Р-279. Оп.3. Д.392 Л. 113-114). Здесь видим такую запись:

«Гипсовый комбинат – Химтупик – годовой план производства на 1950 г. – 455 000 руб».

Кое-что об этом заводе мы узнаем из пятого документа (протокол заседания горисполкома от 15 февраля 1950г., Ф.Р-279. Оп.3. Д.423, Л. 35). Цитируем:

«Постановлением от 22.11.44г. исполкомом было разрешено строительство гипсового завода ОСМЧ 303 МЖГС УССР, как временная мера. Был отведен участок на Смолянке для строительства нового завода. До сих пор завод не построен. Одновременно, временный завод продолжает самовольное расширение, затрачивая значительные капвложения на строительство. Запретить директору Сталинской объединённой дирекции строящихся предприятий Гапоновой осуществлять в 1950 г. какое-либо строительство или расширение цехов, монтаж нового оборудования на участке быв. Химтупика. Для нового завода отвести участок 4 га в районе ст. Мандрыкино».

Из этого отрывка мы узнаем, что гипсовый завод (наверняка тоже имевший химические производственные процессы) принадлежал все той же ОСМЧ, и дополнительно нам сообщают, что все это входило в МЖГС (Министерство жилищного гражданского строительства). Промышленный «портрет» Химтупика, таким образом, прорисовывается еще больше. Видим также, что еще по состоянию на 1949 год ОСМТ/ОСМЧ здесь чувствовал себя вольготно и расширял временный завод. Значит, было куда расширяться. Но у властей на эту территорию уже имелись другие виды. В результате, гипсовый завод отсюда убрали – но судя по тому, что мы знаем, не появился он ни на Смолянке, ни в Мандрыкино, где власти находили подходящие участки.

Переходим к шестому документу. Здесь мы, скорее всего, фиксируем «начало конца» Химтупика. Это протокол заседания горисполкома от 23 марта 1950 г. (Ф.Р-279. Оп.3. Д.427. Л.40). Цитируем:

«В связи с решением исполкома о переносе стройдворов и складов с территории Химтупика на постоянные площадки, а также с целью перевода машинно-прокатной базы Сталиноблстройтреста на постоянный участок по генплану города, что позволяет в ближайшее время переместить мастерские Облстройтреста из районов Химтупика, исполком решил: Отвести Сталиноблстройтресту для строительства машинно-прокатной базы участок 0,5 га, за счет изъятия южной части участка, находящегося в пользовании Горпромторга и не освоенного в течении 5 лет по Смольяниновскому шоссе, в районе шахты №1/2 Смолянка».

Мы видим, что весной 1950 год у «отцов города» уже был план переноса по крайней мере некоторых производственных структур из Химтупика в другие районы города. То, что там находилось, начинало мешать развитию города. Как говорится – “Chimtupik esse delendam” («Химтупик должен быть разрушен»)…

И вот – апофеоз. Последний, седьмой документ из архивов горисполкома, в котором упоминается Химтупик. Это протокол заседания горисполкома от 12 декабря 1951 г. (Ф.Р-279. Оп.3. Д.592. Л.67). В нем говорится, среди прочего:

«Разрешить ТТУ произвести разборку и снять с баланса следующие трамвайно-подъездные пути: … подъездной путь к базе Облжилснабсбытторга (Химтупик) на участке от примыкания к подъездным путям трамвайного парка №1 на всем протяжении 0,8 км. Разборку произвести в связи с постройкой нового 5 этажного дома на трассе указанного пути. Путь постройки 1934г., балансовая стоимость 66 890 руб. Разборке подлежит путь и контактная сеть».

Из этого текста мы понимаем, что власти планировали жилищное строительство там, где с 1934 года проходила подъездная ветка, примыкавшая к путям трамвайного парка. Мы ее обозначили на схеме внизу. Шла они примерно по линии улицы Университетской, которую вскоре и начали оформлять и застраивать. 5-этажный дом, возведению которого мешала подъездная ветка – возможно, это номер 92 по проспекту Богдана Хмельницкого.

По схеме Сталино 1941 года мы можем локализовать расположение Химтупика, с учетом расположенных вокруг объектов:

Таким образом, в современных реалиях – это территория, приблизительно ограниченная улицей Университетской с запада, проспектом Мира с севера, улицей Артема с востока и проспектом Богдана Хмельницкого с юга. На ней сейчас находится горисполком, парк кованых фигур, Третий корпус Технического Университета, кинотеатр «Звездочка», а также 13 жилых домов. Из всего этого, тогда уже была построена только старая часть Третьего корпуса ДонНТУ. Все остальное, судя по карте 1941 года и приведенным архивным документам, было средоточием промышленных и складских построек. Которые после 1951 года постепенно убрали, превратив эту территорию в часть нового центра города.

 

P.S. Добавляем подтверждающий нашу версию документ о границах Химтупика. Это решение Калининского райсовета 1951 года «Об образовании на территории Калининского района кварталов». Вот что тут говорится по нашему вопросу (см. описание границ квартала 35, с учетом того, что Студенческий проспект соответствует нынешнему Богдана Хмельницкого, а Оранжерейный — примерно проспекту Мира):

P.P.S. И еще один документ из архива, который помогает нам с локализацией Химтупика. Его код — Р-279 оп.3 д.1676 л.166. Это письмо председателя горисполкома А. Бахаева директору ДМЗ И. Ектову от 31.12.58 г. Цитируем: «В районе 3 корпуса ДИИ (Химтупик) с выходом на Артема в летней кухне находящейся в аварийном состоянии проживает Медведев И.С. с женой. Он работает на заводе им.Сталина. Исполком обязывает Вас при заселении вновь вводимого жилья в счет 20% для выселения аварийного фонда включить в списки Медведева».

 

 

 


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Pavelech
    Pavelech 08.02.2018, 11:00
    Спасибо поработавшим над определеним места нахождения очередного объекта старого Сталино! Замечание не по сути статьи. "...ОРС ликвидировали. Тогда эта аббревиатура означала не оптово-розничную сеть, а «отдел рабочего снабжения»..." С 70-х годов до конца существования ОРСов в 90-х годах аббревиатура расшифровывалась: отдел рабочего снабжения треста "Донецкуголь".
  2. ЕЕК
    ЕЕК 08.02.2018, 14:45
    Дом №51 по ул. Университетской - довоенной постройки. Именно к нему относится мемориальная доска в память о заживо сожженных немцами преподавателях и сотрудниках ДПИ (ДИИ) на торце дома №92 по пр. Б. Хмельницкого, построенному после войны.
    • Dedushka
      Dedushka 08.02.2018, 22:53
      При написании статьи допущена неточность. Вместо дома №51 по Университетской имелся в виду примыкающий к нему дом №92 по пр. Б. Хмельницкого. Дома преподавателей ДИИ находились ближе к 1-й Линии. На мемориальной табличке говорится "Во дворе этого дома…", но подвал, в котором сожгли жителей принадлежал другому дому, показанному на плане города, как отдельно стоящее здание напротив трампарка. На месте дома №51 показана группа бараков, тянувшихся вдоль Университетской до современного к-тра Звёздочка. Отсутствие в то время дома №51/92 видно и на фото этого участка местности с крыши театра.
  3. sv.dudnik
    sv.dudnik 11.02.2018, 08:28
    Мне мать рассказывала что до 1956 года она с родителями жила в бараке на месте где сейчас стоит памятник Артёму. А любимым местом прогулок у них были штабеля брёвен рядом. Были фотографии, но затерялись.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.