11.10.2017

Тайны семейного архива. По другую сторону школьной доски. 1964-1979 годы

О школах города Сталино, о жизни в этом городе и еще кое-что — обо всем этом в четвертой части материала Евгения Ковтуненко, основанного на семейном архиве. Первая часть — здесь. Вторая — вот здесь. А третья — здесь.

 

VII.  1964-1979 годы. Признание. Школа №3.

     Большое внимание борьбе с неграмотностью и расширению школьной сети уделялось с 20-х годов прошлого века, по-настоящему массовым строительством школ была отмечена вторая половина 30-х. Вот что говорилось в заметке «Все школы-новостройки сдать к первому сентября», размещенной 23 августа 1936 года на первой полосе газеты «Социалистический Донбасс»:

     «Ни в коем случае нельзя ни на один день оттягивать окончание строительства и оборудование ни одной из школ-новостроек!

     Между тем, из 107 школ – готовы только 62. Только в Мариуполе и Горловке полностью и досрочно выполнен план строительства новых школ. В остальных городах строительство отстало от правительственного плана.

     В городе Сталино из 22 вновь строящихся школ закончили строительство только 14. …»

     Школа №3 стала одной из школ, получивших  к 1 сентября 1936 года новое здание. На фотографии с дружественного сайта в левом нижнем углу угадывается известный нам фасад.

 До войны не только многим школам, но и отрядам, присваивались имена руководителей международного коммунистического и рабочего движения. Школа №3 получила имя испанской коммунистки Долорес Ибаррури. Любопытно, что в адресных справках 1927 года Секции просвещения (ГАДО, Р-279 оп.1, д.92) есть адреса, имеющие отношение к этому повествованию. Так, Сталинская трудовая школа №3 находилась по адресу: 10-я линия, №75; а в здании Братской школы на 9-ой линии, №49 часть помещений занимала такая же школа, но №9. Адреса некоторых школ указаны в телефонном справочнике 1937 года: №1 – ул. Артема, №68; №2 – Соц. Городок; №9 – ул. Шахтная (Зайцева или 10-я линия), №75 и №18 – ул. Челюскинцев (9-я линия), №51. Есть в справочнике и школа №3, но адрес не указан.

     В стенах средней щколы №3 пролетели не только мои первые школьные годы, но и до меня проходило обучение двух поколений моих родственников. В довоенной школе учился родившийся в советской Юзовке младший брат отца.

Мой двоюродный брат Борис Деменков начинал учиться в школе №9 (в то время средней и мужской),

но после отмены в 1954 году раздельного обучения продолжил учебу в СШ №3. Моему старшему брату Владимиру всвязи с переездами семьи пришлось учиться в трех разных городах.

После возвращения на свою родину он даже успел попасть в газетную заметку в «Соц. Донбассе».

В техникум в 1959 году брат поступал по окончании 7-го класса в третьей школе. Средний брат Николай стал студентом строительного техникума в 1963 году уже после 8 лет обучения в школе №3.

На фотографии 1959 года он в заднем ряду второй слева. Когда в 1960 году я также стал школьником, первоклассников в 3-ей школе было так много, что нас распределили по 10-ти или 11-ти классам.

C этой фотографией у меня связана одна история. Получив текст в стихах к новогоднему утреннику, дома я заявил, что мне досталась роль Нового года и захотел выглядеть так, как его в те годы часто изображали на открытках. Так на груди свитера, который я собирался одеть на утренник, появились цифры-перевертыши «1», «9», «6», «1». А в школе мне объяснили, что Новый год не может обращаться сам к себе (Первыми словами моего текста были: «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»). Расстроившись, я стянул с себя свитер, от которого до этого меня распирала гордость. А в роли Нового года был, уже тогда музыкальный вундеркинд, Миша Гинзбург (позже он перешел на фамилию матери – Рудь), ставший впоследствии одним из лучших в мире исполнителей-пианистов (еще несколько лет назад в статьях о нем в интернете информация о Донецке или отсутствовала, или состояла из двух-трех слов, но по этой ссылке http://portal-kultura.ru/articles/world/123183-mikhail-rud-zapad-soshel-s-uma-po-povodu-rossii/ есть приятное дончанам исключение). Честно говоря, у меня есть некоторые сомнения, но похоже, что и он ошибся в выборе костюма и на фотографии первоклассников одет Дедом Морозом.

     В школе №3 я проучился недолго. Уже с 1 сентября 1962 года младшие классы начали расформировывать и направлять в другие школы (одновременно первая часть реорганизации, завершившейся в 1964 году, проводилась и в школе №17). Примерно половина моих одноклассников, в том числе и я, продолжили учебу в одном классе, но уже школы №9, на тот момент переведенной в восьмилетки. Позже, при возврате в 1966/1967 учебном году к десятилетнему периоду обучения, школе №9 вернули статус средней. Реорганизация школьной сети в 1964/1965 учебном году предусматривала обучение старщеклассников профессиям и существенно меняла состав учащихся в двух школах — №17 и №3, в них оставили только старшие классы (ГАДО, Р-3010 оп.1, д.33).

Частью такой реорганизации стал перевод 3 учителей, в том числе моей мамы из школы №22 в школу №3. А через пару месяцев она получила поздравительные открытки.

Почему открытки были адресованы от учащихся 17-ой школы, стало понятно в процессе подготовки материала к публикации. К первому году работы в СШ №3 относится и, наверное, самая полная фотография педагогического коллектива школы. Редко где найдете общее фото с таким количеством учителей.

Я назову тех, чьи фамилии или имена отчества сходу смогла вспомнить Валентина Федоровна Коростелева (дай бог ей здоровья). На переднем плане сидят (слева направо):

  1. Шатунов Сергей Сергеевич – директор (история).
  2. Джерих Григорий Леонтьевич (математик, директор школы до 1941 года).
  3.                     Эсфирь Борисовна (ин. яз.)
  4. Хейфец Моисей                       (физика).
  5. Минкина Инна Самойловна.

Во втором ряду сидят:

  1. Холодова Нина Ивановна (история).
  2. Лунева Александра Дмитриевна (физ-ра).
  3. Ткалич Юлия Наумовна (русский яз. и литература).

В третьем ряду стоят:

  1. Кесельман Нинель Анатольевна (химия).
  2.                        Фрида Борисовна (русский яз.)
  3. Пожидаева Нина Ивановна.
  4. Кохан Марья Ивановна (укр. яз. и литература).
  5. Васюк Марья Кондратьевна (история).
  6. Ковтуненко Любовь Ивановна (математика).
  7. Косенко Клара

В четвертом ряду стоят:

  1. Мира Борисовна (русский яз. и литература).
  2. Шустеров Владимир Самойлович (физика).
  3. Лейфман Раиса Давыдовна (англ. яз.).
  4.                        Лидия Владимировна (англ. яз.).
  5.                        Лидия Корнеевна (русский яз. и литература).
  6. Коростелева Валентина Федоровна (физика).
  7. Виноградова Клавдия Степановна (русский яз. и литература).
  8. Белоголовский                                        (физика).
  9. Рябых Ася Михайловна (история).
  10. Венцова Марья Михайловна (русский яз. и литература).

В пятом ряду стоят:

  1. Казаков Павел Павлович.
  2. Седуш Альбина Трофимовна (математика).
  3. Дудкина Жанна Васильевна (физика).
  4. Веревкина (нем. язык).
  5. Эпштейн Елизавета Михайловна (химия).
  6. Коган Евгения Михайловна (физика).
  7. Анисимова Клавдия Ивановна
  8. Анисимов Виктор Борисович (физика).
  9. Любченко Людмила Васильевна (укр. яз. и литература).
  10. Зима Надежда Васильевна (география).
  11. Черновол Людмила Петровна (математика).

В шестом ряду стоят:

  1.                       Полина Павловна
  2. Шевченко Раиса Максимовна (франц. яз.).

Частицей этого коллектива стала моя мама. Думаю, немногие представляют себе работу учителя. Это не только проверка тетрадей и проведение уроков. Львиную долю времени занимает подготовка к этим урокам. Дома внушительный объем книжных полок занимали учебники, справочники, специальная и методическая литература по математике, журналы «Математика в школе». Мама была из когорты трудоголиков и к каждому следующему рабочему дню готовила краткий конспект будущих уроков, опыт помогал ей уложиться в отведенное время урока. То, что не успевала сделать в школе, заканчивала дома, нередко и в выходные дни (это при шестидневной рабочей неделе). 1 сентября 1966 года она встретила в новом качестве.

Должность завуча добавила не только ответственности, но кроме проведения собственных уроков, добавила еще и значительный объем работы. На ее плечи легло составление расписаний (для классов и учителей), различная методическая и воспитательная работа. Мама и раньше целыми днями пропадала в школе, теперь же, успев для всей семьи приготовить завтрак, уже в семь утра мчалась в школу, а возвращалась после семи вечера и принималась за приготовление ужина. Иногда звонила домой, просила почистить картошку или давала другие указания перед своим приходом. Мы, сыновья, освободили родителей от хождения по магазинам за продуктами и уборки в доме, но стиркой-готовкой все равно приходилось заниматься маме. В школе на ее плечи легло составление расписаний (для классов и учителей), различная методическая и воспитательная работа.

Часть школьной работы маме приходилось делать дома и в это время ничто не могло ее отвлечь от поставленного перед собой задания.

За годы ее работы завучем школа принимала студентов-практикантов, в отдельные годы школа назначалась базовой по району для работы комиссии по приему экзаменов от экстернов. В школе сложился дружный коллектив, мама своим отношением к работе заслужила авторитет среди коллег и уважение учеников, не забывавших ее и после выпускных классов.

  Критерием оценки эффективности работы учителей почти всегда было процентные соотношения успевающих учеников (успеваемость) и выпускников школы, поступивших в ВУЗы. В начале 70-х в центральной прессе появились статьи о донецком учителе-новаторе Викторе Федоровиче Шаталове, у которого эти показатели приближались почти к 100%. На него обратили внимание в Министерстве просвещения и вскоре оттуда поступили рекомендации внедрять новую методику обучения во всех школах Союза. Как завуч, мама содействовала молодым учителям, пожелавшим на своих уроках применить метод Шаталова, хотя и относилась к его методике критически.

  В 1979 году подошло время прощаться со школой, в которую были вложены душа и опыт прошедших 15-ти лет. Юбиляру — искренние эмоциональные пожелания-экспромт директора школы Сергея Сергеевича Шатунова и памятные адреса от коллег.

   Не была забыта мама и после выхода на пенсию. К ней приходили бывшие выпускники, более молодые коллеги, продолжавшие работать, направляли в День учителя своих учеников с поздравлениями от школы. Поступали поздравления и из Дома учителя. В годы работы мамы в школе №3 там царила дружественная рабочая атмосфера. Не зря ее бывшие коллеги не теряли связь друг с другом не то, что годами – десятилетиями.

 Обратная сторона фотографии подписана рукой Кесельман Нинель Анатольевны (она была одним из инициаторов встречи). Уже после публикации статьи Нинель Анатольевна через своего сына Виталия прислала на мой электронный адрес письмо, текст которого я размещаю в комментариях. С учетом полученного письма, я внес в список к общей фотографии учителей дополнения  и называю учителей, изображенных  на  фотографии, завершающей статью: сидят (слева направо) Кесельман Нинель Анатольевна, Бирзина Зинаида Дмитриевна, Ковтуненко Любовь Ивановна, Байзерук Валентина Петровна. Стоят: Коростылева Валентина Федоровна, учитель русского языка и литературы Лариса Ивановна, математик (директор школы) Пинчук Вячеслав Андреевич, Бейгельзимер Дора Эммануиловна, и учитель русского языка и литературы Лидия Корнеевна.

    Эту статью, первую из будущего цикла, я посвящаю памяти своей мамы Ковтуненко Любови Ивановны, советскому поколению ее коллег и нынешним их преемникам, для которых профессия учителя стала призванием.


Теги 1936, 1964, школа 3
ЕЕК

ЕЕК

Пенсионер, инженер-строитель, житель центра Ворошиловского района. В моем распоряжении достаточно большой семейный архив, часть которого может представлять интерес и для участников сайта.

Комментарии

  1. Бублик
    Бублик 11.10.2017, 22:51
    Спасибо Вам! 
  2. Pavelech
    Pavelech 12.10.2017, 08:55
    Спасибо за статью! Слава Учителям!
  3. Ольгица
    Ольгица 22.10.2017, 14:16
    Евгений Евгеньевич, большое спасибо за статью. 
  4. ЕЕК
    ЕЕК Автор 01.11.2017, 20:28
    С согласия Нинель Анатольевны Кесельман и ее сына Виталия публикую письмо, пришедшее на мой электронный адрес (на общей фотографии она не узнала мою маму и это мы с ней выяснили). "Дорогой Женя! Позволяю себе такое обращение, потому как помню тебя еще школьником – сыном нашей уважаемой Любовь Ивановны. Громадное тебе спасибо за такое обширное, глубокое и теплое воспоминание о нашей школе. Надо, наверное, представиться. Я, Кесельман Нинель Анатольевна – учитель химии, работала в 3й школе с 1960 по 1990 год. Фотография эта очень интересная, так как сделана на встрече коллектива школы с ветеранами, работавшими в школе сразу после войны. Мы все очень любили эти встречи на зимних каникулах. Я пришла в школу в 1960 году, поэтому многих ветеранов помню визуально, но не всех знаю по именам/фамилиям. Фотография эта интересна еще и тем, что встреча, запечатленная на ней, была перенесена из стен школы в районный Дом Учителя, который распологался тогда на Универститетской улице, дом 2-4. Такой большой дом на весь квартал. Вы, конечно, его знаете, так как жили во дворе этого дома. На эту встречу был специально приглашен фотограф. Жаль что на этой фотографии нет Вашей мамы. Первым слево сидит наш директор, Сергей Сергеевич Шатунов, человек очень эрудированый и порядочный, что мы поняли, к сожалению, только когда он ушел. Сергей Сергеевич был связан со всякими комиссиями, начальством – это было его. А главное – он писал стихи, песни, которые мы и пели на всяких праздниках. Рядом с ним сидит Григорий Леонтьевий Джерих – бывший директор школы и замечательный математик. Я даже успела у него учиться в 44-45 году. Интересно, что он был директором нашей школы еще до войны и во время оккупации каким-то чудом открыл школу и учил детей. За что его чуть не посадили в 45 году. Не посадили, но с директорства он был уволен. Дальше сидят 4 женщины. Это учителя – ветераны. А далее мужчины, тоже ветераны: Хейфец Моисей – физик. Слево от него Ткалич Юлия Наумовна, русский язык и литература, а справо – Инна Самойловна Минкина, тоже русский язык. Светлая ей память. Дальше не помню. Стоят рядом со мной (слево, 2 ряд) учительница младших классов и ветеран – Фрида, учительница украинского языка. Потом физик Владимир Самойловий Шустеров, за ним математик Альбина Трофимовна Седуш, учитель английского языка Лейфман Раиса Давыдовна. Далее учитель русского языка и литературы Лидия Корнеевна. Затем физик Валентина Федоровна Коростылева. Рядом с ней старейшая учительница школы, которую еще в 60-62 году я застала – Виноградова Клавдия Степановна – учитель русского языка и литературы. Затем физик Белоголовский и через одного человека – бывший задолго до нас завуч школы, по моему Мария Ивановна, тоже языковед. Это те, кто стоят и сидят во втором ряду. За Джерихом – историк Холодова Нина Ивановна, учитель физкультуры Лунева, учитель украинского языка Мария Ивановна Кохан. Далее Васюк Мария Кондратьевна – учитель истории. В предпоследнем ряду стоят слева:  Вера Ивановна – учитель немецкого языка, Эпштейн Елизавета Михайловня – химик, Коган Евгения Михайловная – физик, Анисимова Клавдия Ивановна – историк, за ней ее муж, Виктор Иванович, физик. Их дети учились у нас. А он вскоре ушел в облоно. Затем Любченко Людмила Ивановна – украинский язык, Зима Надежда Федоровна – география, Черновол Людмила Ивановна – математик. В последнем ряду справо – Раиса Максимовна Шевченко, иностранный язык. О каждом хочется сказать доброе слово, но, боюсь, это будет очень длинно, и может быть не совсем обьективно, так как это мое мнение. Но главное – общее – все очень любили наших детей, школу и свою работу. И очень преданно ей служили. У меня, конечно , есть эта фотография и многие другие – встречи нового года, химических КВН, которые мы вели 20 лет, фотографии празднования 50летия школы в 1987 году, где были учителя тех далеких лет. А вот последняя фотография на странице мне особенно дорога. Это уже 2000 год, когда я приезжала в Донецк и мы собрались (кого могли найти летом) в квартире Доры Эммануиловны Бейгельзимер – старейшего нашего математика и с новым молодым директором Пинчуком Вячеславом Андреевичем – математиком. И вспоминали, вспоминали. Справо в первом ряду сидят : Валентина Петровна Байзерук, завуч младших классов и учитель русского языка. Рядом с Вашей мамой сидит Зинаида Дмитриевна Бирзина, учитель русского языка и литературы. И следующая в этом ряду я. За мной Валентина Федоровна Корастылева - учитель физики, Лариса Ивановна – учитель русского языка и литературы, Пинчук Вячеслав Андреевич – директор школы, математик. Рядом с ним Дора Эммануиловна Бейгельзимер – математик и Лидия Корнеевна – учитель русского языка и литературы. Женя, еще раз большое спасибо за эту Вашу страничку в интернете, которая доставила мне столько волнительных воспоминаний, радости и чувства сопричастности ко всему, что было. Приятно было почувствовать, что все в жизни не проходит бесследно. Еще раз – спасибо!"

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.