Аэродром Сталино глазами ЦРУ
02.02.2017

Аэродром Сталино глазами ЦРУ

На прошлой неделе мы сообщали о том, что влезли в архив ЦРУ, то есть – в тот сектор на сайте ЦРУ, где в открытом доступе выставлены документы, рассекреченные за истечением срока давности. Для разгона, мы тогда перевели описание ларинской женской больницы. Сегодня – более серьезный труд. Описание аэродрома города Сталино в начале 1950-х годов.

Для тех, кто желает сделать перевод самостоятельно или перепроверить фактаж – вот ссылка на оригинал документа:

https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP80-00810A007200340007-1.pdf

 

Ну, а мы продолжим.

Документ объемный, люди проделали впечатляющую работу. Судя по всему, текст составлялся из наблюдений не одного человека, а как минимум двух, а скорее всего — трех. Точно понять невозможно, текст идет единым куском, авторство наблюдателей никак не обозначено – но по некоторым признакам (повторы, общие темы) похоже, что все-таки автор не один. Долгие месяцы они наблюдали за тем, что происходит на аэродроме. Вот результат этих нечеловеческих трудов.

Для начала, американский агент докладывает, что аэродром расположен к западу и северо-западу от железнодорожной линии. Он жалуется, что рассмотреть его детали трудно – мешает посадка, да и слишком велико протяжение объекта в сторону от железной дороги (а наблюдать агент, очевидно, мог только от «железки» по причинам понятным и непонятным). Он констатирует, что не может толком разглядеть ни взлетной полосы, ни рулежных дорожек. Но, видя регулярно садящиеся и взлетающие по одному и тому же курсу самолеты, приходит к заключению: взлетная полоса существует!

На восточной стороне летного поля наблюдатель увидел небольшое низкое каменное строение с двумя 8-метровыми стальными трубчатыми мачтами напротив. Мачты имели распорки и были соединены двумя тонкими поперечными проводами. На передней части здания можно было разглядеть несколько кабелей.

В феврале 1952 года внимание наблюдавшего привлекла конструкция, состоявшая из подставки метровой высоты и чего-то установленного на ней наподобие вогнутой жестянки высотой 2,5 метра. В дальнейшем, однако, этой штукенции наблюдавший не увидел. Зато увидел три или четыре топливных цистерны, установленных на земле – наподобие тех, что используются при железнодорожных перевозках. Рядом с подходившей туда железнодорожной веткой находились две большие погрузочные рампы.

Самолеты, которые агент регулярно видел на летном поле, были такие: 3 двухмоторныхх обычных самолета, предположительно грузовой самолет типа «дуглас», который регулярно приземлялся на поле, и 7-8 бипланов. Количество самолетов было различным в разные моменты наблюдения.

Реактивных самолетов агент сначала не увидел, но по некоторым признакам воздушной активности допустил, что они должны были иметь место. Он докладывает, что впервые зафиксировал летящий реактивный самолет в начале 1952 года и потом видел подобное несколько раз с нарастающей интенсивностью. Сначала это были одиночные самолеты, потом – правильно выстроенные тройки. Пишет, что не видел более двух троек одновременно, и что они следовали эшелоном. Выстраивались они так, чтобы между ними была дистанция не менее двух самолетных корпусов в длину и два крыла в ширину. Сообщает прочие интересные подробности о том, как выстраивались самолеты. Длительность и высота полетов варьировалась. Описав круг при приземлении, тройки распадались и каждый из самолетов приземлялся в индивидуальном порядке. При неблагоприятной погоде полетов реактивных самолетов не отмечалось.

Потом агент описывает три типа реактивных самолетов, бороздивших небо над Сталино. Описывает долго и детально. Мы эти описания опускаем, интересующиеся могут посмотреть оригинальный документ на американском языке, ссылка на который прилагается.

В 1953 году, по словам агента, можно было отфиксировать ночные полеты реактивных истребителей, когда небо было ясным. При этом всегда включались наземные прожектора. Обычно полеты производились на очень больших высотах, но некоторые – в пределах 1500-2000 метров. Обычно в небо поднимались по два самолета. Бортовых огней они не имели, но определить их нахождение можно было по звуку. Прожектора старались нащупать самолеты в темном небе. Когда одному удавалось поймать самолет в свой луч, второй тоже  направлялся туда, ловя аппарат как бы в перекрестье. Через несколько секунд прожектора выключались, потом игра повторялась. Если прожекторам не удавалось поймать самолет, пилот включал бортовые огни. Из всего этого агент делает вполне логичный вывод: ночные полеты, скорее всего, производились именно для тренировки с прожекторами. Несколько раз он видел, как самолет обычного типа поднимался в небо, таща за собой «воздушный рукав». Несколько раз с самолетов обычного типа производились стрельбы по наземным мишеням: как ночью, так и днем.

Где-то примерно здесь, судя по всему, вступает второй рассказчик, который делает привязку аэродрома к местности. Агент сообщает, что объект расположен в 6-7 километрах от центра Сталино. Ведет к нему через поселок «Ведка» (так в оригинале) мощеная дорога и трамвайная линия. Трамвай останавливается у восточной оконечности летного поля. Размеры территории аэродрома – 2х2,5 километра. Территория к северу заросла кустарником и имеет легкий уклон. К югу находится поселок. Между Веткой (примем, чтобы пожалеть наши нервы, все же такой вариант) и аэродромом дорога пересекает двойную железнодорожную линию, а еще через 100 метров – одиночную линию. Обе линии имеют советские стандарты колеи, одиночную линию называют «промышленной».  К северу от летного поля имелась подъездная ветка. На его юго-восточной оконечности зоркий глаз наблюдателя увидел радиопередающую станцию.

В общем, он делает вывод, что аэродром использовался для нужд ВВС и коммерческой авиации. Ссылаясь на слова причастных рабочих, он сообщает, что основные строительные операции здесь были выполнены в 1946/47 годах, а в описываемый период уже никаких таких работ не велось. Летное поле, по его наблюдениям, в хорошем состоянии, хотя не имело дренажной системы. Взлетно-посадочная полоса длиной от 1500 до 2000 метров шла с северо-запада на юго-восток. В восточной части поля имелось одноэтажное здание, метров 30 в длину и 10-15 в ширину, предположительно – для контроля за полетами и метеорологической станции. На его крыше виднелась конструкция метров 15 высотой с «воздушным рукавом» на мачте. Еще одно одноэтажное здание агент заметил в юго-восточной части поля – примерно 30-40 метров в длину и 10-12 метров в ширину. Перед этим зданием несколько раз возились солдаты, сматывая телефонные кабели. На расстоянии нескольких метров к востоку от этого здания располагалась передающая установка с четырьмя мачтами высотой 5-6 метров на расстоянии 20-30 метров друг от друга. Другие здания неясного назначения агент различил к северо-западу от радиостанции. Тут же, в юго-восточном углу территории аэродрома, имелось 6 навесов. Вся эта часть территории была огорожена низкой оградой.

Часть летного персонала и обслуги квартировали недалеко от аэродрома. Рано утром на Ветке 10-12 солдат регулярно загружались в грузовик, следовавший в аэродром из Сталино. Офицеры доезжали до аэродрома кто тоже на грузовиках, кто на легковушках. Особо впечатлило агента, что большинство офицеров были в кожаных куртках.

На летном поле глаз наблюдателя разглядел 10-12 одномоторных и 5-6 двухмоторных реактивных самолетов. Увиденные аппараты вызвали у него ассоциацию с МиГ-15. Плюс регулярно рядом находились 4-5 обычных самолетов, предположительно грузовых, и несколько прочих, разных типов. Агент детально описал «внешность» и нюансы поведения в воздухе реактивных самолетов, бывших для заказчика, безусловно, самыми важными объектами наблюдения.  Мы эти детали и нюансы пропустим.

Затем в документе, видимо, появляется третий наблюдатель, поскольку идет повтор уже сказанного о месте расположения аэродрома относительно города и об особенностях его территории. Добавляются лишь некоторые детали – например, то, что стоянки самолетов были в основном в юго-западной и центральной части территории. Не отмечено никаких приспособлений для маскировки от врага, шпионов или для укрытия от непогоды. Никаких ангаров, ремонтных мастерских и жилых сооружений. В северном углу летного поля находился «топливный сектор» (6 горизонтальных контейнеров, на три четверти врытых в землю), к которому вела железнодорожная ветка. Однажды утром агент увидел на ней три топливные цистерны. От места хранения топлива к центру территории – зданию контроля полетов – регулярно курсировал заправщик. Ограждение территории было проволочным, высотой 50-60 сантиметров и было установлено вдоль дороги, ведшей к аэродрому. В юго-западной и восточной части территории оно переходило в более высокую стену из колючей проволоки. Вход на летное поле и стоянка самолетов, по наблюдению агента, не охранялись. Этот тоже отмечает, что машины с личным составом постоянно курсировали от аэродрома к Ветке и дальше, из чего тоже делает вывод, что люди не были расквартированы на самом аэродроме. Максимальное количество реактивных самолетов, которые он одновременно видел в воздухе – 12.

Еще раз описываются и эволюции, совершавшиеся военными самолетами. Наблюдения производились третьим (предположительно) агентом в октябре и ноябре 1953 года. Агент видел, как в дневное время дня в небо уходили 2 или 3 самолета с интервалом в минуту. Медленный подъем, повороты, перестроения – тандем, линия, клин, шахматный порядок… Некоторые полеты велись на предельно малых высотах, до 100 метров. Или, на очень большой высоте, так, что едва видно — упражнения с поражением «воздушного рукава», который тащил за собой один из истребителей, а остальные стреляли по этой цели. Несколько раз в небо поднимались сразу 12 самолетов, заходили по широкой дуге и перестраивались в клин.

И только в самом конце, у последнего наблюдателя появляется тема гражданского аэропорта. Он пишет, что рядом со зданием «центра управления полетами» он регулярно видел 3-4 пассажирских самолета. Ссылаясь на охрану МВД, агент сообщает, что они использовались для полетов в Москву, Киев и Харьков. Каждый день он видел несколько взлетов и приземлений этих самолетов.

 

К документу приложен исполненный от руки план объекта. При всем желании, его не назовешь подробным. Вот он. Под номером 1 тут – топливная часть, 2 – радиоустановка, 3 – что-то типа Dispersal area («распределительная территория»?), 4 – почти совсем не видно пропечатнного текста, но какой-то, возможно, «лагерь №3», видимо, относящийся к аэродрому, но расположенный уже на Ветке, а скорее – на Путиловке:

И в самом конце дан рисунок двухмоторного реактивного самолета, наблюдавшегося в районе города Сталино:


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Pavelech
    Pavelech 02.02.2017, 15:31
    "оригинальный документ на американском языке" Они, цырыушники, только на нём и писали.
  2. Бублик
    Бублик 02.02.2017, 18:56
    Там еще есть документ под названием "Аэродромы рядом со Сталино": https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP80-00810A007200350010-6.pdf Из некоторых абзацев, что я выборочно просмотрел (со словарем :)), вырисовывается такая картина со слов наблюдателя: "После лета 1953 года была большая ежедневная активность полетов турбореактивных самолетов и бипланов в небе над Сталино - Лидиевкой (к западу от Сталино), взлетающих с аэродрома в районе к северу/северо-западу от Сталино (следует добавить от себя, что бипланы - это всем нам знакомые "кукурузники"). Между 1952 годом и летом 1953 года по крайней мере два биплана и несколько планеров часто взлетали с аэродрома, расположенного в зоне непосредственно к югу от Сталино - на Рутченково. На этом поле в голой степи не были замечены ни здания, ни взлетные полосы или рулежные дорожки - даже не были различимы границы аэродрома. Полеты показали, что аэродром использовался только в течение летних месяцев. Планеры были небольшого типа, их тянули и разгоняли бипланы и затем отпускали в самостоятельный полет. Длительных планирований замечено не было" Также в тексте доклада агента есть небольшой комментарий: "Рутченковский аэродром знают как небольшое поле, которое с помощью планеров и самолетов используют для довоенного обучения" Еще в тексте документа упоминается аэродром в Макеевке. Может и еще что-то интересное пропустил - просьба добавить, если кто заметит.
  3. Бублик
    Бублик 03.02.2017, 11:34
    Я сегодня внимательно глянул - там же много еще похожих тем, притом разные новые данные, иногда с нарисованными планами. Может там тоже есть какие-то интересные для нас факты. К примеру, в документе по третьей ссылке говорится о прыжках парашютистов и упоминаются 1948-1949 г.г. https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP80-00810A004500630007-9.pdf https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82-00457R007000240002-0.pdf https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82-00457R005100050004-0.pdf https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82-00457R007000240012-9.pdf
  4. Бублик
    Бублик 03.02.2017, 11:36
    Вот такой есть план в одном из документов ЦРУ:
  5. Бублик
    Бублик 26.05.2017, 09:52
    А этот кусочек из большого плана ЦРУ города Сталино - похоже, как и весь план, "слизан" у немцев. Мы уже видели на страницах сайта похожий кусочек - с аэродромом и объектом НКВД (Рутченковское поле), который демонстрировал Дедушка Джеральд. А на этой вырезанной части плана значительная часть аэродрома не вместилась, она располагается ниже красной отметки и подписана на плане. Напомню, что объект НКВД - справа от красной метки.
    • Pavelech
      Pavelech 26.05.2017, 14:37
      "Куда... Куда Гришку дели?" Что с аватаркой, Валерий Леонидович?
      • Бублик
        Бублик 26.05.2017, 16:32
        Что с аватаркой?
        Павел Григорьевич, изображение в сторону ушло - решил оставить так :)
        • Pavelech
          Pavelech 28.05.2017, 02:07
          "... изображение в сторону ушло" "Что ты затосковал?" - "Она ушла". - "Кто?" - "Женщина. И не вернется, Не сядет рядом у стола, Не разольет нам чай, не улыбнется; Пока не отыщу ее следа - Ни есть, ни пить спокойно не смогу я..." - "Брось тосковать! Что за беда? Поищем - И найдем другую". К. Симонов

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.