Le Grand Boulevard
23.01.2012
комментариев 70
Поделиться

Le Grand Boulevard

Бульвар Пушкина – это, знаете, такое место, что любому гостю Евро показывать не стыдно. А всего 60 лет назад здесь был один из самых грязных, хаотичных и позорных уголков города. Как совершилась столь чудесная эволюция? Попробуем проследить.

 

Часть 1. Бульвар еще не виден

 

Почему на северной окраине города в начале века возник промышленно-складской конгломерат? Почему железнодорожная станция «Товарный двор» оказалась там, где она оказалась (на пересечении Бульвара с проспектом Гурова, в современных реалиях)? С другой стороны – почему нет? Где еще ему было оказаться? Вполне подходящее место – и к станции Сталино ближе всего, и пространство свободное, и город, маленький тогда еще город – весь под боком. 

 

Станция «Товарный двор» — именно она стала первичной в промузле, занимавшем большую часть будущего Бульвара. Другими важными элементами были кирпичный завод на месте дворца спорта «Шахтер» и гвоздильный завод на месте драмтеатра. Но именно появление «Товарного двора» создало структуру, пусть и анархическую. К станции «подсосались» склады, пакгаузы, базы. Поскольку создавались они скорее по ведомственному, чем по общехозяйственному принципу, получился изрядный хаос. По воспоминаниям ветеранов донецкой жизни, пробраться через невероятную паутину путей, шлагбаумов, рытвин и насыпей без риска сломать обе ноги было невозможно.

 

Весь этот хаос наглядно демонстрирует немецкая аэрофотосъемка, проведенная накануне Великой Отечественной войны. На всем протяжении нынешнего бульвара Пушкина мы видим произвольно раскинувшиеся клеточки организаций и кубики отдельных строений. Единственное четко структурированное пространство здесь – это прямые линии путей станции «Товарный двор». 

 

1941. Немецкая аэрофотосъемка. Синяя стрелка указывает на "Товарный двор", красная —
на пустырь в месте начала будущего Бульвара.

 

1942. Снимок оккупанта с крыши оперного театра на мир "Товарного двора".

 

1942. Оккупанты на подступах к "Товарному двору". Сегодня в этом месте,
приблизительно — фонтан с казацкой "чайкой".

 

Часть 2. Бульвар идет на север

 

В послевоенный период город Сталино вступил с нехорошим территориальным парадоксом. «Северную окраину» поглотил центр.  И теперь совсем рядом с бардачным промузлом кипела парадная жизнь областной столицы. Рядом с обкомом партии и главной гостиницей города продолжал безмятежное существование промышленно-складской гадюшник, своим состоянием дискредитировавший облик Сталино. Знаменитая донецкая балерина Галина Кириллина вспоминала, как в конце 40-х из продовольственных складов в здание оперного театра регулярно маршировали стаи огромных крыс. С этим рано или поздно пришлось бы что-то делать. В итоге, как в Париже барона Османа, исторический кавардак уничтожили с помощью Бульвара.

 

Поначалу, возможно, позиции «Товарного двора» казались слишком незыблемыми. Тронуть его на первом этапе не решились. История Большого Бульвара начиналась южнее – на отрезке от проспекта 25-летия РККА до Комсомольского. Здесь никакого конфликта интересов не наблюдалось. Та же немецкая аэрофотосъемка демонстрирует здесь пустое пространство, разрезанное на куски несколькими пешеходными дорожками. Пространство не было ни заасфальтировано, ни замощено, ни окультурено. Вот за него и принялись.

 

Судя по протоколам заседаний Сталинского горисполкома (часто противоречащим друг другу), работы по прокладке Бульвара шли уже в 1947 году. А назывался он тогда «бульваром Кобозева» (или даже «улицей Кобозева») и представлял собой продолжение довоенной Второй линии. Всего одна дорога, молодые деревья на обочинах. С восточной стороны – несколько довоенных зданий и первые послевоенные стройки. С западной стороны – по-прежнему пустырь. Так начинался Большой Бульвар.

 

1947. Улица Кобозева упирается в "Товарный двор" и гвоздильный завод.

 

1949. Так начинался Бульвар.

 

Часть 3. Бульвар побеждает «Товарный двор»

 

В начале 50-х Бульвар приобрел масштаб и глубину. Это было связано со сносом кирпичного завода и строительством на его месте прекрасного дворца спорта. Таким образом, у Бульвара появилась вторая дорога и пешеходный «островок». Гордо рванув на север, Бульвар, однако, встретил несокрушимую преграду. Все тот же «Товарный двор».

 

Как показала практика, несокрушимость ее оказалась сильно преувеличенной. А в путеводителе «Сталино» 1956 года издания – уже совсем другое отношение. Фотография пересечения Бульвара с проспектом Гурова – шик и блеск порядка и чистоты, и внизу – подпись: «Четыре года тому назад здесь была железноднодорожная станция «Товарный двор»». Победа была одержана быстро, хотя и не без проблем. 

 

Архитектор Михаил Навроцкий рассказывал мне, как тогдашний председатель горисполкома, устав убеждать по-хорошему все организации, имевшие вокруг «Товарного двора» какие-то интересы, решил действовать. Он назначил на один из дней 1952 года общегородские учения по гражданской обороне. Под видом этого мероприятия (важнее которого мог быть только приезд Сталина) пространство вокруг станции очистили. Подогнали военную технику – и разваляли в два счета все, что требовалось. Владельцы уничтоженных складов много кричали (хоть и получили, понятное дело, компенсацию в другом месте города) – но дело было сделано. И это был 1952-й год – запомним его как эпохальный в истории Бульвара.

 

Бульвар после победы над "Товарным двором".

 

В 1953 году газета «Социалистический Донбасс» писала: «От проспекта 25-летия РККА, где кончаются улицы Кобозева и Красноармейская, начинается зеленая полоса нового бульвара Шевченко. С каждым годом он продвигается все дальше в северную часть города. В этом году закончено сооружение его отрезка между проспектами Комсомольским и Гурова. Начаты работы по его продолжению до Пушкинского проспекта»…

 

Но позвольте, что за топографический бред?

 

Часть 4. Бульвары меняются именами

 

На самом деле, никакого бреда. Действительно, до 1954 года Большой Бульвар назывался именем Шевченко. А то, что нам сегодня известно как «бульвар Шевченко» — Пушкинским проспектом. Рокировку писателей на карте Донецка произвели после того, как в 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Кобзаря поставили ему памятник в известном месте. 

 

Тут сразу вопрос – почему памятник не поставили на бульваре, уже носившем имя Шевченко? Партийная логика – вещь прихотливая, но скорее всего, хотели, чтобы светило мировой литературы испускало свои лучи на главной улице города. Ну, а раз поставили – то пришлось и переименовывать. Итак, запомним очередной эпохальный год: 1954-й.

 

В путеводителе за 1956 год Бульвар фигурирует уже под именем Пушкина и описан так: «Его ширина 102 метра. Он начинается у проспекта имени 20-летия Октября и, протянувшись на полтора километра, завершается у областной библиотеки имени Крупской, где примыкает к бульвару имени Шевченко.  Зеленый массив бульвара обнесен оградой чугунного литья . Красивые многоплафонные светильники-торшеры установлены на постаментах из розового гранита».  

 

Слова о том, что Бульвар достиг библиотеки Крупской, не стоит воспринимать слишком всерьез. К северу от Театрального проспекта он если и был, то весьма относительно. Возможно, сквозную дорожку по всему нынешнему протяжению Бульвара уже проложили, но остатки складской империи еще оскорбляли глаз. Есть два свидетельства: покойного архитектора З.Онаняна, вспоминавшего, как в конце 50-х не могли взорвать фундамент могучего пакгауза там, где сейчас колосится пальма Мерцалова (и так и не взорвали, пришлось просто заровнять это место землей), а также одного ответственного работника облуправления торговли, еще в 60-м году ездившего в свой склад на бульвар Пушкина. И на фотографиях того времени мы видим, как параллельно линии бульвара идут складские постройки, а в дворах шустрят грузовички…

 

1953. Бульвар все еще носит имя Шевченко.

 

Бульвар во второй половине 50-х. Вон он там, вдали…


1958. Новые здания бульвара на пересечении с проспектом Гринкевича. Рядом — все еще остатки старого.

 

Часть 5. Бульвар, как он есть

 

В 1960 году мэр города А.Бахаев в книге «Сталино сегодня и завтра» писал: «Одной из красивейших улиц нашего города справедливо считается бульвар Пушкина. Он утопает в зелени. Вдоль всего бульвара протянулись газоны, пламенеющие крупными цветами каннов. В жаркие дни жители города любят отдохнуть, присев на скамью в тени деревьев. Людно на бульваре и вечерами».

 

Эту фразу можно считать точкой в борьбе со старым, а 1960-й – предпоследней ключевой датой. После 1960 года крупных следов старого на Бульваре уже не найти. По мелочи, конечно, вытравливали еще долго. Например, к северу от оперного театра благоустройство закончилось только в середине 60-х. На этом месте раньше был поселок Дальний – два квартала одноэтажных домов, с которыми расправлялись долго и по частям.

 

Бульвар в начале 60-х.

 

Бульвар в середине 60-х.

 

1966. Последние кварталы бульвара

 

К 1967 году, к 50-летию Октября центр города должен был стать полностью социалистическим по форме. Что касается Бульвара, то эта задача была выполнена с блеском. После 1967 года Бульвар – такой, каким мы его все знаем. Как и у барона Османа, на это дело ушло 20 лет…

 

Написано по заказу сайта 062Донецк



Ясенов

Ясенов

70 комментариев

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
Zhoock Off
1

oksumoron,
... как и нет смысла указывать на снимках (негативах) дату иную, нежели дата съемки. Потому что просто странно же:)

2

Нет смысла фотографировать город, который уже взят войсками. А вот получить полную информацию о цели перед наступлением - обычная практика. Полагаю, август 41 - вполне подходящая дата для съемки.

3

Что касается возможности датировки снимков. Обращает на себя внимание полное отсутствие дымов из труб металлургического завода. Значит завод уже остановлен. Это случилось 11 октября 1941 года, сразу же, как только немцы форсировали Днепр около Запорожья (если не ошибаюсь, это произошло 10 октября).

Ошибаетесь совершенно и однозначно

Ясенов
4
Ясенов

Федор,
Ваша версия конфликтует с датой, кторая есть на одном из снимокв - 19.8.41

5

Что касается возможности датировки снимков. Обращает на себя внимание полное отсутствие дымов из труб металлургического завода. Значит завод уже остановлен. Это случилось 11 октября 1941 года, сразу же, как только немцы форсировали Днепр около Запорожья (если не ошибаюсь, это произошло 10 октября). Буквально на следующий день завод остановили и рассчитали персонал, кроме тех, кто демонтировал и взрывал завод и вывозил оборудование в Серов.

Ясенов
6
Ясенов

slava,
Ждите - на днях будет первая публикация

7

slava,
Так это жжжжж интеррррресно!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Еще раз обращаюсь к Евгению Юрьевичу! Пожалуйста, вывесите эти снимки в отдельную статью. Ну или хотябы первый снимок с центральной частью Юзовки.

donrace
8

Снимают-то они вопросов много, но еще больше задают :-)

 

Ой, и не говорите!

Решаешь один, находишь еще 3)

9

А самое интресное, что эти снимки снимают(здесь это не тавтология) ну ООООчень много вопросов!!!!!!!!!!!!

 

Снимают-то они вопросов много, но еще больше задают :-)

10

divan,
В 1997-2001г.г. Первый выпуск XXI века ... :):):):)

 

slava,
А самое интресное, что эти снимки снимают(здесь это не тавтология) ну ООООчень много вопросов!!!!!!!!!!!!

11

Эх, Евгений Юрьевич, что же вы наделали! Уже второй день пропадаю над этими аэроснимками! И это только над первой фотографией, и пока только над Калиновкой.

Согласен с предыдущими комментаторами, тут можно целую статью посвятить, и не одну.

 

P.S. Жаль, что шахту 4-4 бис частично накрыло облаком.

12

KOLAY,
а в каких годах учились в лицее?

13

Федор,
Спасибо! Просто так т.к. я учился рядом с этой школой(в Донецком техническом лицее, у нас общая спортивная площадка даже была), для меня это очень интересно. Но в те времена я историей Донецка как то не сильно интересовался, а если и интересовался, то не на столько глубоко. Так скажите, если знаеете, трамвай ходил там, где и сейчас ходит(в то время не по дороге, а по какой-то толи грунтовке, толи проселку)?

14

На аэроснимке чётко снят 1-й городской пруд. Интересно, а когда и кто его организовывал? Дайте ссылку, добрые люди!...

15

KOLAY,
Ой, ну что Вы! Все живущие на Нестеровке и учившиеся в 25 школе знают, что этот булыжник - старая Боссовская дорога.

16

Да, на третьем в самом деле Ясиноватая, однако ояень сильно разрослась и изменилась с тех пор! 

17

donrace,
Спасибо за ответ ... жаль, действительно, что нет фотографии с конечной на Боссе ... там бы хоть чуть-чуть понятно было .. а что интересно, что дома там сейчас стоят почти те же ... :):):)

donrace
18

третий снимок - определенно Ясиноватая под названием "вокзал Сталино-Северный

 

То-то я смотрю у меня привязка по местности все не получается)

 

А если тогда трамвай "3" ходил там же, где и сейчас, то он ходил, получается, по проселку какому-то, а не нормальной улице

 

Получается так. Вообще у нас трамваи ходят в большинстве случаев непонятно где, если еще не заметили)

 

К сожалению на снимках (а они у меня есть в большем разрешении чем на сайте) все равно плохо просматриваюся трамвайные пути. Кое что так и осталось для меня не понятным.

 

Вот бы достать и другие, а они судя по нумерации все-таки есть. Но это надо как-о в архивы США проникнуть)

19

JohnAdmin,

Сколько хороших людей во главе с Вами.

Ясенов
20
Ясенов

oksumoron,
Да не за что, я ее не сам нашел - хорошие люди навели:)

21

JohnAdmin,

За аэрофотосъемку - не знаю, как и благодарить. Кстати, на этом сайте - прекрасные карты российских губерний и военных операций по освобождению Донбасса.

Ясенов
22
Ясенов

oksumoron,
Ну, да бог с ним, для меня год-туда сюда в данном случае не был принципиальным, я был уверен, что если ошибусь, более знающие товарищи меня поправят

23

oksumoron,
По дате с Вами согласен:) .. Учась в Ленинском районе(между Радугой и Боссе) для меня некоторые вопросы стали на место, а некоторые появились. Стал на место вопрос - почему возле 25школы дорога была уложена булыжником ооочень старым .. теперь вижу, что эта улица(сейчас улица 15-летия ЛКСМУ) в тот момент была чуть ли не главнее той, что сейчас носит имя Ивана Ткаченко и по которой ходит трмвай. А если тогда трамвай "3" ходил там же, где и сейчас, то он ходил, получается, по проселку какому-то, а не нормальной улице(этот вопрос больше всего отностится к donrace)?

24

JohnAdmin,

Фотоматериалы после разведывательного полета сразу сдавались на расшифровку. На снимках два типа надписей - белые, т.е. черная тушь наносилась прямо на негатив, поскольку первичный анализ проводился именно на негативе, и черные - те, что наносились уже на позитивы. Черные надписи имеют сходные между собой номера, так, что можно предположить, что снимки - одной серии. Но, возможно, черные надписи - это архивные номера, которые молгли быть нанесены позднее.

Ясенов
25
Ясенов

oksumoron,
Надписи, как я понимаю, наносились уже на готовые фотографии, а не в процессе фотографирования. Дата на снимке - дело другое, это аргумент, я ее не заметил, потому что изучал в основном другой снимок

26

JohnAdmin,

Надписи на фото - немецкие. Тем более, что на снимке с аэродромом стоит дата - 21.8.41

Ясенов
27
Ясенов

oksumoron,
Во-первых, почему нет? Во-вторых, это могли быть и не немецкие самолеты

Zhoock Off,
Есть такое

28

JohnAdmin,

Не думаю, что в 1940 году немецкие самолеты летали над восточной Украиной.

Zhoock Off
29

JohnAdmin,
на снимке, где вокзал Западный - в верхнем левом - дата 19.8.41.

Ясенов
30
Ясенов

donrace, 
Aryason
,
Ну, скажем, на втором снимке Буденновка тоже частично зацепилась. Первый снимок - центр и Донская сторона (Рыковка), третий снимок - определенно Ясиноватая под названием "вокзал Сталино-Северный", четвертый -  аэропорт и Путиловка, пятый - Рутченково под названием "вокзал Сталино-Западный"

31

На втором фото (аэросъемки) надпись "Мушкетово".

32

по порядку номеров: центр, буденовка, жд, аэропорт, рутченково

 Частично неверные названия. Не Буденовка - а Мушкетово и ЦОФ Чумаково, не Рутченково - а Ясиноватая 

Ясенов
33
Ясенов

oksumoron,
Можно только догадываться. На сайте-источнике даты съемки я не нашел. Почему я написал 1940? Потому что, полагаю, немцы должны были иметь полное представление о местности в процессе разработки плана Барбаросса. А его начали разрабатывать, как известно, в июле 1940

34

Немецкая аэрофотосъемка действительно 1940 года, как указано в подписи?

Скорее 1941 года

35

Немецкая аэрофотосъемка действительно 1940 года, как указано в подписи?

donrace
36

по порядку номеров: центр, буденовка, жд, аэропорт, рутченково

37

JohnAdmin,
Спасибо огромное за ссылку на аэрофотоснимки!!!! Они нереально бомбовские!!!!!!!!!!!!!! Сижу сейчас и с гуглом сверяю!!!!!! Может их здесь выложить в отдельной статье? Потому что я разгадал там их 4х штук только центр(ясное дело) и ЖД вокзал, а остальные два так и не понял откуда ... :):):)

Zhoock Off
38

dolzhnik,
прелесть какая! идею стоит развить...

соотв. - Максимыча - Горького, Петровича - Постышева...))) Во что придет на смену нынешним спорным названиям!

 

Пожарке особенно б не повезло.

 

 

39

Zhoock Off, надо было не переименовывать Пушкиных, а просто найти синонимы, как с сделали с Лениным  - назвали вместо фамилии проспект его отчеством - Ильича. А бульвар Пушкина можно было назвать бульваром Сергеича. 

Ясенов
40
Ясенов

Aryason,
Как говорил Штирлиц, "Если мы станем предполагать невозможное, то вы обратились не по адресу". Давайте исходить из того, что есть

Zhoock Off
41

Топоним с именем Пушкина в Донецке действительно очень бродячий. То 7-ю Линию нарекут в честь столетия со дня смерти Александра Сергеевича, то будущую улицу-полубульвар на северной окраине центра Сталино, то рокировочка с собственно Бульваром. Зато памятник поэту на удивление стабилен, что радует. Да и что лучше бы украсило тылы украинской музыкальной драмы, как ни бюст Пушкина? Вряд ли одноименный театру бюст Артема.

 

Впрочем, бюст (!) Артема - это вообще нонсенс:)

42

JohnAdmin,
Это потому. что кто то к кому то испытывает определенную симпатию, в противном случае было бы страшно

Ясенов
43
Ясенов

Aryason,
Это как раз не страшно

44

JohnAdmin,
А ну смотрите, отыщется и на Вашу голову какой нибудь Ариасон, потом позно будет

Да, аэрофотоснимки - просто нет слов

  Надо по ним отдельную тему открыть. ТАм много интересного в отличае от немецкой карты (хотя её появление само по себе бло сенсацией)

Ясенов
45
Ясенов

Aryason,
Ничего, им же самим полезно. Школа жизни

Федор,
Спасибо за добавку! Знал бы, что вы там жили и так четко все помните - списался бы с вами, пара вопросов так и не уточнились...

46

Просто сердце защемило, жил я на бульваре с 1955 по 1958 и как раз на месте станции "Товарный двор", в нынешнем доме №25 (где кафе "Три толстяка"). Ответственный товарищ из облуправления торговли вполне мог ездить на существовавшие на бульваре базы не только в 1960, а вплоть до лета 1965 года, когда начался их окончательный снос. На тот момент на бульваре оставались: - овощная база на месте домов №№27 и 29 (где были кафе "Арктика" и фотоателье), - промтоварно обувно канцелярская база на месте домов №№31 и33, и полуразвалины с огромными подвалами на месте междугородной АТС. В это время, как известно, организовывался Донецкий университет вместо пединститута и для приезжей приглашенной профессуры началось строительство академдомов вдоль бульвара (эти самые №№27,29, 31 и33), которые впрочем хорошо облюбовали номенклатурные товарищи. Тогда же началось строительство междугородной АТС. Да, аэрофотоснимки - просто нет слов!

47

JohnAdmin,
Та журналистам и без этого примера - кучеряо живется. А вот молодых, неокрепших краеведеов - жалко. Они ж Вам поверят! Не журналисту, а дядьке с громадным авторитетом в области Донецкой истории. А представляете что с нимим потом будет?

Ясенов
48
Ясенов

Aryason,
Пусть эта милая несуразица останется в качестве примера того, что журналистам верить нельзя

49

Да ладно, это ты создаешь нездоровые сенсации

Нездоровая сенсация, как висела так и висит. Верните Комсомольскому проспекту его оригнальное имя!!!

Ясенов
50
Ясенов

dolzhnik,
Да ладно, это ты создаешь нездоровые сенсации!

51

Ты уже исправил:-))) 

Ясенов
52
Ясенов

dolzhnik,
А ты неточно цитируешь. Написано: Он назначил на один из дней 1952 года :)

старый
53
старый

JohnAdmin,
Спасибо за ссылку аэрофото, хотя бы в одном месте нашёл свои родные места, а то моей малой родины, как бы не существовало

54

Он назначил на один из дней 1953 года общегородские учения по гражданской обороне. Под видом этого мероприятия (важнее которого мог быть только приезд Сталина) пространство вокруг станции очистили. Подогнали военную технику – и разваляли в два счета все, что требовалось. Владельцы уничтоженных складов много кричали (хоть и получили, понятное дело, компенсацию в другом месте города) – но дело было сделано. И это был 1952-й год – запомним его как эпохальный в истории Бульвара.

Так все-таки 53-й или 52-й?!
 

Ясенов
55
Ясенов

Aryason,
Шутка прошла!

56

Ну, не хотите - как хотит

Могу сострить в ответ - не можете врать - не беритесьwink

Ясенов
57
Ясенов

Aryason,
Ну, не хотите - как хотите...

Zhoock Off
58

Aryason,
но кусочек Бульвара в перспективе виден)

59

Фото, подписанное " Бульвар во второй половине 50-х." - это Комсомольский проспект. Так, что не надо нас тут обманывать

Ясенов
60
Ясенов

slava,
Да ради бога, обращайтесь:)

61

JohnAdmin,

 

Фотографии по ссылке шикарны! У меня просто нет слов, спасибо!

Ясенов
62
Ясенов

provizor,
Вот тут смотрите, эта и следующие 4 страницы
http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginnings/citynames-seno-stal/slides/Stalino%20%20041.html">http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginnings/citynames-seno-
stal/slides/Stalino%20%20041.html  

63

Евгений Юрьевич, а есть в Вашем распоряжении еще аэрофото Сталино и Донецка? Очень интересно было бы на них посмотреть.

Ясенов
64
Ясенов

provizor,
Да, совершенно верно

65

Здорово ! Правее синей стрелки на первом фото, похоже на исполком, а совсем рядом со стрелкой это здание АТС, оно и сейчас там!  

Zhoock Off
66

JohnAdmin,
там под грунтом законсервированы остатки рельсового пути. И пока не будет вынута из земли последняя шпала...

Ясенов
67
Ясенов

donrace,
Да пусть доделают сначала, такое впечатление, что это место не поддается никакой оптимизации

68

donrace,
не знаю что именно произвело навас гнетущее впечатление в 99-м, а вот я и группа неизбалованных зарубежными красотами товарищей воспринимала его, как одно из лучших мест для прогулок. Кстати, тогда там еще присутствовали художники, что придавало дополнительный шарм этому бульвару.

donrace
69

Первое впечатление от бульвара Пушкина в 1999 году было просто гнетущим.

Как же все изменилось в лучшую сторону)

А теперь, когда доделают оставшуюся часть у Обл исполкома, так вообще отлично будет.

Zhoock Off
70

"После 1967 года Бульвар – такой, каким мы его все знаем" - не совсем так. Схема движения автотранспорта поменялась потом не раз. Не то чтоб это имело решающее значение... Но ловушек для автолюбителя на бульваре и в его окрестностях хватает.

 

Кстати, никто не знает, когда ближайшие учения ГО?

Или то уже когда Сталин приедет?

Добавить комментарий

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.