Удивительно и немного шокирующе было узнать, что 22 июня 1941 года на сцене летнего театра города Сталино еще давали пьесу Скриба «Стакан воды» (фильм по которой — один из самых моих любимых). Елена Згинник завершает трилогию об активной гастрольной истории Летнего театра. Предыдущая часть была здесь. Теперь слушаем завершение…
В 1940-1941 г. летний театр переживал настоящий расцвет. На гастроли в Сталино приехали известнейшие театральные коллективы. Их выступления нашли широкое отражение в прессе тех дней. На летний сезон 1941 г. были большие культурные гастрольные планы. Но им помешала война…
Летняя театральная хроника. Ч.4. Расцвет 1940 г.
Летний театральный сезон 1940 в городе Сталино открылся 14 мая гастролями Славянского государственного русского драматического театра им. В.В. Маяковского. В репертуаре были постановки «Горе от ума» А. Грибоедова, «Мачеха» Оноре де Бальзака, «Весенний смотр» и «Страшный суд» Шкваркина, «Соперники» Ф. Вольного, «Опасный поворот» Пристли, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Поэтова доля» С. Голованивского, «Умный дурак» Матвеева, «Повесть о женщине» Левина, «Мать своих детей» А. Афиногенова.
Пьеса молодого донецкого драматурга Ф. Вольного «Соперники» была только что созданной. Её премьера в Славянском театре состоялась в апреле 1940 года. Художественный руководитель театра В.Войнович рискнул поставить её на сцене своего театра и не ошибся. В критической статье Александра Фарбера благосклонно отмечалось: «Значение пьесы тов. Ф. Вольного трудно переоценить. Это по существу первая художественно значительная и правдивая пьеса о современном Донбассе, прекрасно передающая донецкий колорит, показывающая настоящих горняков, живых, думающих, любящих, борющихся людей, героев и мечтателей, влюблённых в огни донецких копров».
С 1 июня 30 спектаклей дал один из лучших театров Москвы – Музыкальный театр им. народного артиста СССР В.И. Немировича-Данченко. В Сталино он выступал не впервые. Первый приезд был в 1933 году. В 1940 году в репертуаре театра были оперы «В бурю», «Тихий Дон», «Семья», «Травиата», «Чио-чио-сан», «Прекрасная Елена», «Даиси», «Кармен», оперетта «Дочь мадам Анго», балеты: «Бахчисарайский фонтан», «Ночь перед Рождеством».
Приезда театра ждали с таким же нетерпением, как приезда МХАТа в 1939 году. Снова руководитель театра, народный артист СССР В.И. Немирович-Данченко прислал в газету «Соц. Донбасс» своё приветствие. «Давно ли, до революции, я наезжал в ваши места для своих литературных работ. Любил эпическую красоту степи, богатства её недр и чудесный покрытый угольной пылью мужественный образ рабочего…». К сожалению, сам Владимир Иванович приехать в Сталино не смог, но наш город посетили самые лучшие артисты театра, основной его состав, всего 280 человек.
1 июня 1940 г. задолго до приезда поезда «Москва-Сталино» Привокзальная площадь заполнилась автомобилями, автобусами и людьми. Такое наблюдалось в Сталино только в день приезда челюскинцев. На площади состоялся митинг. Гвоздём программы была на этот раз знатная трактористка Надя Ангелина, дочь Паши. «Искусство помогает нам жить и работать!», — сказала она. Сомнений в этом ни у кого не возникло. Ведь в 1939 году бригада Нади посетила все спектакли МХАТ. За 50 км из Старобешево спешили тогда трактористки в Сталино на 800-е представление «Вишнёвого сада», чтобы лично приветствовать народную артистку СССР, бессменную исполнительницу роли Раневской О.Л. Книппер-Чехову.
От имени 2000 работников искусства Сталинской области выступил заслуженный артист РСФСР А. Ходырев: «Мы знаем замечательную работу вашего театра по освоению классического наследия, по созданию классической советской оперы. Мы с нетерпением ожидаем начала ваших гастролей в г. Сталино». С приветственным словом в адрес актёров театра обратился и руководитель шахтёрского ансамбля песни и пляски В. Бальшин.
Ответное слово от имени коллектива театра держала заслуженная артистка РСФСР Н.Ф. Кемарская. Донбасс – её родина. «В Енакиево (ныне г. Орджоникидзе) я родилась. Здесь на металлургическом заводе работал мой отец. Он пришёл в Енакиево, когда ещё только строился завод, и проработал до 1914 г. – его уволили за участие в забастовке. В Енакиево я закончила заводскую школу и потом училась в гимназии в Бахмуте (ныне г. Артёмовск)», — сказала она.
Второй своей родиной артистка считала Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко. Здесь она научилась познавать прекрасное в жизни и в искусстве. «С нетерпением жду встречи с земляками. Хочется использовать дни пребывания на гастролях в г. Сталино для лучшего знакомства с замечательным краем – Донбассом, с его людьми, о которых слава идёт по всей советской земле. Не сомневаюсь, что здесь, в Донбассе, мы получим новую творческую зарядку для ещё более успешной работы в искусстве».
Обратилась к донбасскому зрителю и артистка театра С.М. Големба: «Прошло семь лет с тех пор, как наш театр был в г. Сталино. Когда мы ехали из Москвы в Донбасс, нам говорили, что за эти годы город, носящий имя вождя, сильно изменился, разросся, похорошел. Сейчас чудесные перемены в этом городе мы увидели своими глазами. Вырос в эти годы и ваш театр, его люди».
Артист театра В.А. Канделаки рассказал о своих ролях, в которых будет задействован в Сталино. Это – Калхас в «Прекрасной Елене», Сторожев в опере «В бурю», Давид в «Семье», Киазо – в «Даиси». С большим волнением он ждал оценки своей работы со стороны трудящихся Сталино.
«Митинг закончен. Со станции в город движется длинный «караван» зисов и эмок с артистами театра. Сегодня подобный «караван» со зрителями можно будет встретить по пути в летний театр, где начинает свои гастроли Музыкальный театр им. Немировича-Данченко. На его спектакли в г. Сталино будут приезжать сотни трудящихся и из других городов Донбасса», — написал в газете «Соц. Донбасс» известный журналист Вл. Дроздов.
Зам. художественного руководителя Музыкального театра им. В.И. Немировича-Данченко М. Гринберг в статье «Театр-новатор» подчеркнул: «За 20 лет работы Музыкальный театр… воспитал большую группу талантливых артистов – заслуженную артистку Н.Ф. Кемарскую, С.М. Голембу, А.Е. Кузнецову, В.А. Канделаки, Ю.А. Прейс, М.В. Федосееву и многих других актёров, в том числе и совсем ещё молодых, с которыми встретятся наши зрители на гастролях в г. Сталино. Коллектив Музыкального театра здесь – в сердце замечательного Донбасса, колыбели многих выдающихся людей сталинской эпохи, — начинает свою работу с чувством большого творческого волнения и ответственности. Если искусство Музыкального театра найдёт живой отклик у трудящихся г. Сталино, это явится хорошей наградой коллективу за большие труды».
Музыкальный театр открыл свои гастроли в Сталино оперой Хренникова «В бурю». От имени зрителей высказались в газете «Соц. Донбасс» заслуженный артист РСФСР А. Ходырев, профессора Э. Бунин и К. Жмакин, студент-дипломант Донецкого индустриального института Л. Заславский, преподаватель Э. Дарчинов. Зрители назвали спектакль большим культурным праздником, отметили высокое мастерство актёров и великую жизненную правду изображённого в опере.
А. Владимиров в критической статье, посвящённой спектаклю «В бурю», писал: «В этот вечер в театре царила атмосфера праздничной приподнятости. На спектакль «В бурю» трудящиеся шахтёрского города пришли, как на большой культурный праздник. И театр не обманул ожиданий зрителя… Со страстным волнением следили зрители за судьбой героев спектакля, слушали замечательную музыку оперы». Он отметил игру актёров С.М. Голембы и В.А. Канделаки.
От спектакля к спектаклю росла любовь зрителя к театру. 9 июня 1940 г. журналист Вл. Дроздов написал критическую статью о первой опере композитора И. Дзержинского «Тихий Дон». По мнению автора, она не лишена недостатков, неровна в своём музыкальном рисунке и поначалу действует на зрителя несколько расхолаживающе. Но по-настоящему захватывает зрителя третья картина. «Постановщик спектакля П. Златогоров сумел найти очень верные детали для того, чтобы показать многоликую массу донских казаков и крестьян в день объявления империалистической войны». Автор рецензии выделяет игру артисток О. Даниловой в роли Аксиньи и А. Кузнецовой в роли Натальи.
11 июня 1940 г. В. Волховский в статье в газете «Соц. Донбасс» писал об опере «Прекрасная Елена»: «Когда зритель оставляет театр после спектакля – будь то трагедия, драма или комическая опера – взволнованным и как бы вырванным на время из привычной для него среды, это значит, что он был свидетелем подлинного мастерства, присутствовал на спектакле настоящего театра». Роль Елены исполняли артистки И. Кемарская и Ю. Прейс. Обе создали образ прекрасной мифической царицы, очаровательной женщины, окрылённой радостью любви. Чудесен в «Прекрасной Елене» и артист В.А. Канделаки. Это один из лучших его образов. Орест прекрасно исполнен С.М. Голембой. Высокой оценки удостоился и оркестр театра.
15 и 16 июня на спектаклях театра им. Немировича-Данченко в летнем театре присутствовали 500 шахтёров Будённовки. Руководители комбината «Сталинуголь» дали указание зав. шахтами трестов «Сталинуголь», «Будённовуголь» и «Куйбышевуголь» оказывать содействие горнякам, едущим на спектакли театра, предоставлением транспорта.
17 июня в газете «Соц. Донбасс» вышло сразу две восторженные рецензии на комедийно-бытовой балет «Ночь перед Рождеством» и оперу «Чио-Чио-сан». В. Волховский особенно отметил артистов Тольского (чорт) и Сорокину (Солоха), занятых в балете. «Остроумны и изобретательны их дуэты, танец верхом на метле. Превосходна пародия Солохи на классический танец «на пальпах» (одна нога в балетной туфельке, другая в сапожке). Очень хороши персонажи, занятые в картине полёта», — писал критик. В роли Чио-Чио-сан Л. Заславский отметил артистку А.Е. Кузнецову. Она прекрасно передала драматическое нарастание событий, исключительно хорошо провела заключительную трагическую сцену. Реакция зрителя в зале была потрясающей – настороженная тишина. Покоряла и замечательная музыка итальянского композитора Пуччини, и игра актёров, и слаженная работа всего музыкального коллектива.
23 июня журналист В. Волховский обратился в своей рецензии к опере «Травиата». Он отметил новизну спектакля, преподнесенную зрителю художественным руководителем театра В.И. Немировичем-Данченко. От старой, канонической «Травиаты» осталась только вечно юная музыка Верди. Текст, сценическое раскрытие оперы режиссёр-постановщик изменил, и это было восхитительно! Вся тяжесть спектакля легла на исполнительницу роли Виолетты – артистку М.С. Федосееву, и она прекрасно справилась со своей партией и создала яркий образ несчастной актрисы, против которой восстал свет.
Театр окончил свою работу в Сталино 30 июня 1940 г. балетом «Бахчисарайский фонтан». Зав. художественной частью театра П.А. Марков отметил, что за время пребывания в Сталино театр познакомил зрителя практически со всем своим репертуаром. Каждый спектакль на родине стахановского движения был для коллектива радостным, хотя и пришлось преодолевать немало трудностей, связанных с недостаточным оборудованием сцены летнего театра. Но это была радость от внимательного и горячего отклика, который шёл к исполнителям из зрительного зала.
Артисты театра им. В.И. Немировича-Данченко не ограничивали себя стенами летнего театра. 13 июня 1940 г. они посетили шахту им. Папанинцев. Артисты Мигачёва, Моргунова, Врона, Коновалов и Щедрова побывали в шахте, ознакомились с работой горняков.
16 июня 1940 г. театр также выступил с концертом во Дворце культуры на Петровке, а 17 июня дал спектакль «Чио-Чио-сан» для шахтёров и металлургов Макеевки. 23 июня гости выступали в Будённовском Дворце культуры. А 29 июня артисты посетили село Большой Янисоль. Днём они осмотрели дом своего художественного руководителя В.И. Немировича-Данченко в Нескучном, а вечером в большеянисольском сельском клубе собрались лучшие стахановцы передового района, участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и передовые колхозники. Клуб был переполнен. Артисты показали зрителям концерт, составленный из отрывков опер и сцен балетных спектаклей, который был воспринят с большим теплом и радушием.
3 июля 1940 года в Летнем театре Сталино начались гастроли прославленного украинского коллектива – Харьковского театра им. Т.Г. Шевченко. В репертуаре – «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука, «Лес» А.Н. Островского, «Назар Стодоля» Т.Г. Шевченко, «Жена Клода» А. Дюма, «Дай серцю волю – заведе в неволю» М. Кропивницкого, «Евгения Гранде» Оноре де Бальзака, «Сашка» К. Финна.
Перед спектаклями ведущие артисты театра А.И. Сердюк, В.Н. Чистякова, Д.И. Антонович и И.А. Марьяненко приветствовали трудящихся Сталино через газету «Соц. Донбасс», описали свои главные роли, выразили надежду на дружескую критику и творческую зарядку от зрителей.
Не заставила себя ждать и критика. Уже 7 июля В. Дроздов рассказал читателям газеты о спектакле «Богдан Хмельницкий». Харьковскому театру, лучше чем какому-либо другому удалось осуществить в то время его постановку. В этом была несомненная заслуга художественного руководителя театра Марьяна Михайловича Крушельницкого. В спектакле – только яркие главные роли. Самая главная удача – созданный И.А. Марьяненко образ дальновидного вождя, смелого полководца, талантливого дипломата Богдана Хмельницкого. Колоритен также образ соратника гетмана Максима Кривоноса, созданный Д.И. Антоновичем. Театр хорошо передал главную идею спектакля – исторически сложившуюся дружбу украинского и русского народов.
14 июля в газете «Соц. Донбасс» появилась небольшая публикация В. Волховского о спектакле «Дай серцю волю – заведе у неволю». Это одна из самых лучших постановок театра в то время. Спектакль прост, и именно своей простотой и мягкостью он трогает и увлекает зрителя. Чудесный образ сироты Ивана Непокрытого на сцене создал народный артист УССР М.М. Крушельницкий. Но особенно критик останавливается на творчестве В.Н. Чистяковой, играющей Одарку. Каждое движение, каждый жест отчеканен актрисой до мельчайших деталей. Плачет она, или смеётся, радуется или терзается сомнениями, В.Н. Чистякова одинаково совершенна. Критик вспоминает её в роли Цезарины в спектакле «Жена Клода». И та, и другая роли исполнены с большим мастерством. «Радостно видеть мастера театра, уверенно и твёрдо преодолевающего все препятствия, возникающие на его пути. Неустанный труд и творческое горение привели В.Н. Чистякову в ряды крупнейших актрис советского театра», — писал В. Волховский.
23 июля появилась в газете и рецензия на спектакль «Евгения Гранде». В. Дроздов описал, как в течение 4 часов зритель наблюдал за одной из страниц бальзаковской «Человеческой комедии», полной горя и отчаяния. И снова замечательный образ провинциальной девушки, не нашедшей ответа своим чувствам в мире, где любят только золото и вынужденной стать в конце концов рабыней денег, создала В.Н. Чистякова. Она прекрасно передала неуловимо тонкие переживания Евгении Гранде, нашла яркие краски и оттенки в её душевной палитре. Большая творческая победа и созданный народным артистом УССР И.А. Марьяненко образ Феликса Гранде. Ради золота он погубил жену, разбил счастье единственной дочери, ускорил свою гибель. В описании В. Дроздова Феликс в исполнении И.А. Марьяненко похож на паука, опутывающего и отравляющего всё вокруг себя ядом. С подлинным блеском сыграл актёр свою роль. Удалась работа и режиссёра Р. Черкашина, и художника В. Греченко и всего коллектива, занятого в постановке спектакля. Премьерой «Евгении Гранде» и завершил театр свои гастроли в Сталино. Всего ним было показано 20 спектаклей.
23 и 24 июля в помещении Летнего театра гастролировал Государственный ансамбль песни и пляски УССР. В составе ансамбля было 140 человек. Художественное руководство осуществлял заслуженный артист республики И.А. Виленский, дирижировал заслуженный артист республики Н.Ф. Городовенко. В программе ансамбля были песни и пляски народов СССР. Специальное отделение было посвящено воссоединению украинского народа и роли Красной Армии в этом важном событии. Тексты песен для этого отделения написал М.Т. Рыльский. В нашем городе состоялись концерты этого коллектива ещё и на Путиловке и на азотном заводе.
С 1 августа 1940 г. в летнем театре начались гастроли Харьковского театра музыкальной комедии, который по праву считался колыбелью советской оперетты. Здесь были созданы такие популярные в то время музыкальные комедии как «Свадьба в Малиновке», «Взаимная любовь», «Соловьиный сад». В Сталино он показал оперетты «Сильва», «Роз-Мари», «Холопка» и «Марица». Летняя театральная хроника. Ч.5. Война 1941 г.
Летний театральный сезон 1941 года в Сталино обещал быть таким же интересным, как и в предыдущие годы. Вот как описывала его газета «Соц. Донбасс» 21 апреля 1941 года: «В Сталино 25 спектаклей даст один из лучших театров страны – орденоносный Малый театр. В постановке его трудящиеся города Сталино увидят в июне спектакли «Евгения Гранде», «Стакан воды», «На бойком месте», «Женитьба Белугина», «Без вины виноватые», «Бешеные деньги». В июле в Сталино приедет на гастроли Харьковский театр юного зрителя. В репертуаре его пьесы «Голубое и розовое», «Из искры», «Красная Шапочка», «Снежная Королева», «В доме №5», «Иван Телесик» и др. В августе в Сталино будет выступать Ленинградский театр драмы и комедии. Он покажет трудящимся города спектакли «Анна Каренина», «Кто смеётся последним», «Уриель Акоста», «Последняя жертва» и др.».
В нашем городе шла большая подготовка к приезду Государственного Академического Малого театра. В конце мая началась предварительная продажа билетов на его спектакли. Анонсировался приезд 57 артистов, среди которых лауреат Сталинской премии И.В. Ильинский, народные артисты СССР В.Н. Пашенная и М.М. Климов, народная артистка РСФСР Е.Н. Гоголева, заслуженные артисты РСФСР К.И. Алексеева, Н.Д. Борская, Н.А. Белевцова, Д.В. Зеркалова, О.Е. Малышева, М.П. Юдина, Б.П. Бриллиантов, А.П. Грузинский, Н.Н. Горич, Н.Н. Гремин, К.А. Зубов, Г.И. Ковров, В.Ф. Лебедев, С.Б. Межинский, Н.А. Соловьёв, Г.М. Терехов.
Гастроли начались 5 июня. К сожалению, в фондах Донецкой универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской сохранилась газета «Соц. Донбасс» только с 15 июня. В этот день театр показал сразу две комедии — днём «Бешеные деньги», а вечером — «На бойком месте». 17 июня в 20.00 демонстрировалась комедия «Женитьба Белугина». 21 июня вечером и 22-го днём опять давали «На бойком месте». 22-го вечером — комедию французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды». 24-го июня снова вечером шёл спектакль «На бойком месте». С 24 по 26 июня театр регулярно выезжал на шахты Донбасса и выступал с концертами перед уходящими на фронт горняками. Так именно здесь, во «всесоюзной кочегарке», стихийно возникла фронтовая бригада прославленного коллектива.
Поскольку в репертуаре театра преобладала комедия «На бойком месте», то ей и посвятил журналист В. Поздов (возможно, здесь ошибка, и это нам хорошо знакомый журналист В. Дроздов. – Е.З.) свою критическую статью в газете «Соц. Донбасс» от 22 июня. «Неповторимо… воплощение роли Евгении В.Н. Пашенной. Нужно видеть и слышать её Евгению, потому что невозможно передать ни интонаций и жестов, ни обольстительного лукавства и смеха, ни тончайших психологических оттенков и повадок «красивой бабы годам к 30-ти», любящей заезжего барина и пополняющей из его кошелька доходную статью постоялого двора. По-рабски слушаясь мужа, она обводит его с неподражаемой хитростью. Любя Миловидова, она ни на минуту не забывает, что является хозяйкой, долг которой накапливать состояние ласковым обхождением…» — писал критик.
Вокруг Евгении живут на сцене и другие комедийные образы. Блистательно играет маленькую эпизодическую роль Разорённого Н.Н. Гремин. Полон скорбной задумчивости, трагизма и обречённости образ Аннушки в исполнении В.А. Обуховой. «В нём — источник многих женских образов, незабываемых в спектаклях Островского. В нём — типические черты русской женщины с её стремлением к чистой и благородной любви, блуждающей со своими чувствами среди преград, поставленных людьми, среди людей-эгоистов, безразличных к судьбе другого человека, делающих своё счастье на несчастьях других», — любуется журналист.
Красив и образ бравого барина, кавалериста Миловидова в исполнении артиста Н.А. Соловьёва. Он исполнен гордости и превосходства над людьми. Сначала ради Евгении он оставляет Аннушку, а затем, узнав про ложь хозяйки, возвращается к девушке и забирает её в своё имение. Он счастлив оттого, что вернул себе любимую, чистую Аннушку.
Артист Н.Н. Горич в комедии «Бешеные деньги» запечатлел образ Григория Борисовича Кучумова, важного барина 60-ти лет. А в спектакле «На бойком месте» он Пыжиков — прихлебатель с пустым карманом, лакей Миловидова, постоянно заискивающий перед ним и заглядывающий ему в рот.
Искреннее восхищение автора статьи вызывает артист А.П. Грузинский в роли казачка Гришки при Миловидове. Для этой роли не нужен текст, артист выразил всё типическое в забитом служке мимикой и потешной пляской.
Образ Бессудного — центральный в пьесе, поскольку несёт заглавную тему спектакля. Его играет артист А.И. Ржанов. Этот персонаж во всём поступает, как хочет. Он мог бы изобличить жену в измене, но не делает этого, поскольку она его хороший помощник и денежная сумка. Смешон в роли разгульного купчика Сени артист В.Ф. Лебедев.
В спектакле много мотивов народной печали, искренних человеческих переживаний. Постановщики — народный артист СССР П.М. Садовский и заслуженный артист РСФСР С.А. Головин, по мнению автора статьи, сделали очень многообразный спектакль. Он и смешит, и трогает до слёз одновременно. И в этом А.Н. Островский и Малый театр неразделимы.
По окончании гастролей в Сталино, вернувшись в Москву, актеры Малого организовали штаб военно-шефской работы, сформировали актерские бригады, которые выступали на призывных участках, вокзалах, а несколько позднее и в госпиталях. Сделали это они одними из первых в столице. С этих дней и до мая 1945 года военно-шефская работа была главной в жизни Малого театра.
Эпилог
О дальнейшей судьбе Летнего театра города Сталино известно сейчас из двух источников. Газета «Донецкий вестник», выходившая в нашем городе в период оккупации, 7 февраля 1943 года опубликовала заметку под названием «Красный «петух» (В управлении пожарной охраны)». Её нашёл и поделился на своей страничке в Фейсбук известный знаток истории нашего города периода войны и оккупации А. Кашкаха. Вот строки из этой заметки: «Следует отметить крупный пожар в городе, происшедший в парке культуры и отдыха в декабре 1942 года. Здесь сгорели здание сцены высотой в 40 метров и пристроенные к зданию сцены гримировочные службы. Убыток от пожара исчисляется в 2 миллиона рублей. Причиной пожара явилась неправильная установка временной железной печи».
Вторая версия происшедшего прозвучала из уст заместителя председателя исполкома Сталинского городского Совета депутатов трудящихся Н. Хрыстича. Она опубликована в статье «Снова зазеленеют улицы Сталино» 14 мая 1944 года: «В помещении летнего театра была устроена казарма. Однажды перепившиеся немцы подпалили помещение, и оно сгорело почти дотла».
Так или иначе, а сгоревшее мрачное здание ещё много лет возвышалось над парком культуры и отдыха. Наконец, в 1959 году сюда пришли строители первого управления треста «Куйбышевуголь». «Загудели натужно моторы подъёмных кранов и бульдозеров, замелькали фигуры в тёмных комбинезонах, пропудренных известью. Здание на глазах преображалось. Его словно переодели в новый светлый наряд, а площадку вокруг украсили круглой чашей фонтана и «застелили» асфальтированными дорожками. Фасад отделали красивым камнем – церезитом», — писал журналист С. Владимиров в газете «Комсомолец Донбасса» в сентябре 1959 года. Так на месте летнего театра города Сталино появился первый в Донбассе и четвёртый в стране панорамный кинотеатр. Свои двери перед зрителем он распахнул 4 октября 1959 года. В этот день в кинотеатре демонстрировался первый советский панорамный фильм «Широка страна моя…»
Экзамен по теормеху, преподаватель, вконец одуревая от непробиваемой тупости студента, задает последний вопрос:
— Скажите, а сила трения консервативна?
Студент (радостно):
— Да!
— То есть ее работа по замкнутому контуру равна нулю?
— Да!!!
Преподаватель:
— Хорошо. Тогда я сейчас брошу вашу зачетку по полу. Если она вернется — пять, нет — два!
Бросает. Зачетка уезжает под дверь. Стоящие снаружи студенты удивляются и отправляют ее обратно...
Одно пояснение. На первом фото - художественный руководитель Славянского государственного русского драматического театра им. В.В. Маяковского В. Войнович
Артисты театра им. В.И. Немировича-Данченко не ограничивали себя стенами летнего театра. 13 июня 1940 г. они посетили шахту им. Папанинцев. Артисты побывали в шахте, ознакомились с работой горняков.
Просто напомню - шахте им. Папанинцев присвоено это название в 1938 году. В послевоенные годы - шахта № 17-17 бис, "Кировская".
"В послевоенные годы - шахта № 17-17 бис, "Кировская"."
И пять, перед кончиной - шахта № 17-17 бис, Царствие ей Небесное.
Спасибо за комментарий, Валерий Леонидович!
Вы правы, Павел Григорьевич - последние годы перед закрытием шахта опять стала называться №17-17 бис. Насколько я знаю, это было сделано для того, чтобы уйти от обязательств и разных нюансов по предыдущему названию - "Кировская". А еще после этого у некоторых работников оказались непонятки с трудовыми книжками, стажем и пенсиями, как мне рассказывали.