Святогорская Лавра
23.08.2022

Святогорская Лавра

Отрывок из книги, написанной ровно 10 лет назад к 80-летию Донецкой области…

 

Мало какой православный храм так идеально вписан в окружающий пейзаж – и притом, в пейзаж удивительной красоты.

Трудно установить, когда в святогорских скалах появились первые обитатели. По одной версии, ими стали послушники Киево-Печерского монастыря после его разгрома войсками Батыя в 1240 году. По другой – на берегах Донца укрылись монахи Святого Афона после захвата Греции турками двумя столетиями позже. В обоих случаях – страдальцы за веру, хотевшие только одного: найти как можно более спокойное место, чтобы продолжить свое служение.

Святые горы оказались именно таким местом.

Впервые письменно упомянутая в 1526 году, Святогорская обитель быстро стала важным форпостом православия, но кроме того, использовалась и как одна из «донских сторож» — элементов оборонительной системы, созданной у южных рубежей российскими царями. Неприступные горные склоны, перед ними – река и ровная, как стол, долина. Врагу было непросто здесь прорваться!

Монастырь потерял свой статус в 1787 году, по указу императрицы Екатерины II, передавшей все Святогорье в собственность своему фавориту Григорию Потемкину. В 1844 другой российский правитель – Николай I – восстановил монастырь, причем инициаторами этого стали потемкинские потомки, на каком-то этапе ударившиеся в богомольство. По распространенной легенде, в статуе Пресвятой Богородицы у входа в Лавру присутствуют черты молодой княгини Татьяны Борисовны Потемкиной – главной сторонницы восстановления «статус-кво». Тут же в обители был построен новый храм – Покровский… Имение свое в этих краях благородное семейство не потеряло, их вилла, выстроенная в итальянском стиле, вызывала всеобщее восхищение. Василий Немирович-Данченко писал о ней: «Приютилась на горе и закуталась в благоухающую чащу, точно отшельник, бегущий от мира… С верхнего балкона виллы — все как на ладони, и белые утесы, и сама обитель… Выступы гор за выступами – и все обрушиваются в Донец».

Поэт Федор Тютчев, побывавший в Святогорье вскоре после повторного обретения монастырского статуса, написал такую картину местности:

Тихо, мягко над Украйной,
Обаятельною тайной
Ночь июльская лежит,
Небо так ушло глубоко,
Звезды светят так высоко,
И Донец во тьме блестит.
И громадою отвесной,
В белизне своей чудесной,
Над Донцом утес стоит,
К небу крест свой возвышая…
И, как стража вековая,
Богомольцев сторожит.

Лавра вызывает восхищение всех, кто сюда приезжает. Белые стены храмов, удивительно гармонирующие с меловыми скалами, придают виду легкость и возвышенность. Тихо струящийся Донец подчеркивает это настроение. Примостившаяся на скалах Николаевская церковь кажется нереальной – трудно представить, как ее смогли возвести на этом уступе, прямо над пропастью. Величие Лавры подчеркивается спокойствием, царящим на ее территории. Негативные эмоции не проникают за ограду Лавры.

Колокольный звон в этом воздухе, пронизанном хвойной свежестью, раздается как-то мягко, ненавязчиво. Верующие направляются на службу в Успенский собор. Перед собором журчит фонтан с крестом. Белый мрамор делает воду пронзительно голубой – и кажется, что она обладает волшебными живительными свойствами: сполоснешь ею лицо – и как будто заново родился…

Белоснежное «внешнее» величие Святогорья гармонично соседствует с невидимым глазу пещерным миром. Целая система ходов, пробитых в скалах, соединяет жилища монахов, места их службы и хозяйственные помещения. Эти скальные лабиринты уводят наверх. Входящий зажигает свечу – и идет по узкому коридору, где двум людям обычного телосложения разойтись нелегко. В мерцающем свете видны девственно белые меловые стены. Подъем иногда становится очень трудным, потом угол вдруг уменьшается… В конце концов, пещерный лабиринт выводит на верхнюю площадку, с которой открывается вся долина Донца.

Из монастыря на скале по дорожке, проложенной на гребне горы, можно попасть к любопытнейшему храму. Это Всехсвятский скит – деревянная «крепость», в центре которой возвышается церковь Всех Святых. Рассказывают, что при строительстве этого комплекса не было использовано ни одного гвоздя. Храмы его собраны уже в наше время — местными плотниками из сосновых бревен и украшены резьбой в традициях древнего русского деревянного зодчества XVI- XVII веков.…

Святогорская обитель много страдала. В конце концов, стала в XIX веке православным центром общероссийского значения. Большевистская революция означала крушение всего того, что здесь было, ради чего боролись многие поколения верующих. В церковных помещениях были устроены дома отдыха, кинотеатры. Пещеры использовались исключительно как туристический аттракцион, об их духовной значимости умалчивалось. Так продолжалось до начала 90-х, когда обители во второй раз в ее истории вернули монастырский статус . А в 2004 году присвоили давно заслуженный – Лаврский. В день освящения Лавры 25 сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы – был открыт памятный знак-монумент с мраморной статуей Богородицы работы мастера из Славянска Н. Шматько. О нем мы уже упоминали. Белоснежная Богородица встречает всех, кто входит по мосту через Северский Донец в этот удивительный мир света и святости.


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. ЕЕК
    ЕЕК 23.08.2022, 14:14
        В конце XIX века истории Святогорской Успенской общежительной пустыни в Харьковской епархии было посвящено, как минимум, 6 изданий. Ниже - иллюстрации из 6-го издания.            В дополнение 3 фотографии 1938 года из альбома Валентины Владимировны Ковтуненко.
  2. sergeivl
    sergeivl 24.08.2022, 13:04
    Великая история у Лавры!
  3. Pavelech
    Pavelech 25.08.2022, 16:38
    Несколько фотографий 2010 года. Подземная церковь. Скит, которого уже нет.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.