Давно не бывал я в Эльзасе…
Донбассу не повезло — он попал в «рубежные территории», находящиеся на стыке миров. Такие всегда страдают больше остальных. Тут припоминается история многострадального Эльзаса — по совокупности, куда более многострадального, чем Донбасс.
По Верденскому договору 843 года, закрепившему раздел государства Карла Великого , Эльзас вошел в «Срединную империю» Лотаря — Великую Лотарингию. Эта уже было начало существования между двух огней, между будущими Францией и Германией (двумя другими частями разделенной империи). После смерти Лотаря его наследство было разделено, Эльзас попал в орбиту немецкого влияния и в этом статусе более-менее законсервировался на полтысячи лет, хотя периодически по его территории прокатывались всякие войны. В 1648 по Вестфальскому миру, окончившему Тридцатилетнюю войну, часть Эльзаса перешла Франции. Через 40 лет туда же отбыла и другая половина региона.
В 1798 была предпринята попытка создания свободного Эльзаса, но Франция с этим сепаратизмом справилась шутя, одной экономической блокадой. Потом последовала франко-прусская война, и с 1871 Эльзас вместе с Лотарингией стал немецким. Потом была Первая мировая война, и в 1919 Эльзас вернулся к Франции. С 1940 по 1945 он опять был в составе Германии, с 1945 — опять французский.
Я был в Страсбурге в 2013. Люди спокойно общаются и на немецком, и на французском. В городе все чинно и красиво. Кажется, никто не задумывается о прошлом и о том, в составе чего и как долго прожил их регион. Себя они при этом не считают ни немцами, ни французами, и на эту тему предпочитают не распространяться. Оно и к лучшему.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.