Песни разных народов
Любезный Финкельштейн обратил наше внимание на американский ресурс Mining Artifacts And History. Как нетрудно догадаться по названию, он (ресурс, не Финкельштейн) посвящен шахтерским древностям разного рода. Там есть много любопытного — хотя и совсем не нашего. Там — множество деталей, передающих тяжесть шахтерского американского труда.
Нас заинтересовал один из разделов сайта — «Шахтерская музыка». Там собраны американские аналоги наших песен про коногона и чистое донецкое небо. Публикуем здесь несколько примеров. И первым номером среди них пойдет, конечно, знаменитая 16 tons, перепетая в советской контркультуре со словами «16 тонн — опасный груз, а мы летим бомбить Союз». На самом деле, она посвящена норме, которую должен был выдавать на-гора шахтер в Кентукки. Написал песню некий Мерл Трэвис в 1946 году, но исполняет не он, а Теннесси Эрни Форд:
Big Bad John — песня, бравшая «Грэмми» в 1962 как лучшая в жанре «кантри и вестерн», возглавлявшая хит-парад «Биллборда». В ней рассказывается история могучего шахтера, который погиб, но позволил спастись 20 товарищам. Исполняет легенда кантри Джимми Дин:
Немного нежности в наш шершавый чарт. Лоретта Линн с ее эпохальной Coal Miner’s Daughter. Пишут, что Лоретта рассказала историю своей жизни — она вышла из семьи бедного шахтера и детство провела в убогом домишке где-то в складках Кентукки. Песня была впервые спета в 1970 году, потом на ее основе сняли целый фильм:
Вот человек, о котором нам решительно нечего сказать, кроме того, что зовут его Джей Смарр, и что он — собиратель шахтерских песенок. Одну из них он и исполняет, смешно выкидывая коленца:
Яркий пример художественной самодеятельности. Вокальный ансамбль Men Of The Deeps («Люди подземелья») с канадского острова Кейп-Бертон исполняют песню, которая в переводе называется «Угольные шахты Кейп-Бертона». Примерно все равно, как если бы группа енакиевских парней спела бы про ужасы местной угледобычи. Ансамбль Men Of The Deeps был создан в 1966 году и прославился тем, что стал первым канадским песенным коллективом, посетившим коммунистический Китай:
Песня с непоэтическим названием, в переводе что-то вроде «Папин обеденный бачок». Примерно ясно, о чем поется. Исполняет некий Кевин Дэй. В источниках нашелся человек с таким именем-фамилией, но он — известный стэнд-ап комик, а не певец. Все равно слушаем:
Muddy Coal Mine… То есть, «Грязная пыльная шахта». Исполнитель — Роки Элви, кем бы он ни был:
И последнее. Анонимный женский хор поет об истории некоего кровавого городка Харлан, опять-таки — штат Кентукки. Кровавый он не потому, что ковбои и шерифы, а потому, что высокоаварийные шахты. Поэтому песня так и называется — «Ты ни за что не покинешь Харлан живым»:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.