Давненько у нас не появлялись статьи Елены Згинник. Но вот — очередная. Она уже была опубликована в ФБ-группе «Сталино — город гостеприимный». Сегодня публикуется здесь. Посвящена она двум этапным киномоментам в нашей истории…
Первые звуковые фильмы производства Украинфильм были посвящены Донбассу. В 1930 г. в Украине появляется документальная лента Дзиги Вертова «Энтузиазм: Симфония Донбасса». Он был отчасти снят синхронно, отчасти озвучен. Лента повествует о выполнении первой пятилетки на заводах и шахтах. Съёмки зрительно-звукового фильма произведены на аппаратуре системы Шорина на месте событий, в том числе, на Макеевском металлургическом заводе. Этот фильм стал первой звуковой лентой не только в Украине, но и в СССР.
В 1931 г. впервые зрители услышали голоса актеров в художественном фильме Александра Соловьева «Фронт». Этот фильм поставлен в традициях агитпропа и посвящён механизации шахт Донбасса.
Немного об актёрах:
С.В. Шагайда родился 9 января 1896 г. в с. Белоголовы Львовской обл. (ныне — Тернопольская обл.). С 1922 г. — актёр киевского театра «Березиль», с 1935 г. — Харьковского украинского драматического театра им. Т. Г. Шевченко. Ученик Леся Курбаса. В кино – с 1924 г. С 1928 г. — актёр Одесской и Киевской киностудий. Автор публикации «Моя работа в „Аэрограде“ (1935). В 1938 г. Незаконно репрессирован. Умер 12 января 1938 г.
Д.Л. Капка (настоящая фамилия — Капкунов) родился 24 октября (7 ноября) 1898 года в Киеве. Играл в Киевском театре под руководством П.К. Саксаганского (1917). Участник гражданской войны (1918-1921), работал полпредом Украинской ССР в Польше (до 1924 года), где в 1923 году окончил экранное отделение Высших кинокурсов в Варшаве. В 1924-1925 годах — актёр ансамбля «Думка». С 1925 года — актёр украинских киностудий. В 1935-1937 годах — актёр Киевского театра имени Ивана Франко. В кино с 1923 года. Заслуженный артист Украинской ССР (1957). Ушёл из жизни 25 октября 1977 года в Киеве.
В ролях заняты также актёры Владимир Лисовский и Владимир Войшвилло.
Вторым звуковым художественным фильмом стал фильм «Итальянка» Леонида Давыдовича Лукова об участии комсомольцев в деле восстановления угольной промышленности Донбасса. Леонид Луков возглавил одну из трёх ударных молодёжных съёмочных групп, направленных Киевской кинофабрикой в Сталино для выполнения постановления об улучшении культурно-бытового обслуживания Донбасса от 14.03.1931 г. ЦК КП(б).
В нашем городе была организована киноредакция (под руководством редактора-монтажёра Короховой) с кинолабораторией (заведующий Ордовский) и четыре кино-поста (операторы Дубовес, Койфман, Кричевский и Сухов). Они занимались изготовлением и прокатом кинохроники как боевой киноформы в борьбе за механизированный новый Донбасс. В Сталино наряду с другими городами Донбасса появился новый звуковой кинотеатр, который смог бы продемонстрировать шахтёрам фильмы «Энтузиазм: Симфония Донбасса» и «Фронт». Им стал построенный в конце 20-х гг. кинотеатр «Комсомолец».
Также в Сталино планировалось организовать единый Вседонецкий Краевой отдел Украинфильма с централизованной (в Дебальцево) фильмотекой, который давал бы возможность упорядочить прокат фильмов на донбасских экранах.
Съёмки фильма «Итальянка» проводились на Краматорском заводе, на горловских шахтах, на шахте Боково-Антрацит. Комсомольская группа Л. Лукова, кроме своей основной работы – фильмирования, проводила большую общественную работу для улучшения культобслуживания шахтёров и принимала активное участие в работе в шахтах. Например, группа организовала штурмовой поход и спустилась вместе с шахтёрами в забой, чтобы помочь им в работе. Культработники ставили подпорки в шахтных штреках, выгружали лесоматериал для шахты. 13 мая 1931г. комсомольская съёмочная группа спустилась в шахту на прорыв и работала весь день вместе с шахтёрами.
Группа провела также лекции в клубе о гриме, об актёре, о кино. Шахтёрам был зачитан сценарий будущего фильма. Члены группы изготовили фотоснимки и создали фотокружки. Комсомольцы имели тесную связь с рабочей молодёжью Донбасса. Они помогали друг другу в работе.
Что касается экономии средств, выделенных на съёмки, то и в этом плане сделано немало за счёт рационализации и комсомольского энтузиазма. Группа работала напряжённо, отказавшись от выходных дней и революционных праздников. Работа проводилась ударными темпами. Благодаря тесной связи с молодыми шахтёрами, группа Л.Лукова создала настоящий комсомольский фильм об участии передовой молодёжи в штурмовом походе, связанном с ликвидацией прорыва на угольном фронте.
В фильме «Итальянка» заняты в роли комсомольца Гуляй Беды – В. Войшвилло, в роли комсомольца Васьки – Семён Грабин, станционный сторож – Дмитрий Капка, Ася – Татьяна Токарская, куркуль – Пётр Масоха, шахтёр – Лаврентий Масоха, старый рабочий – И. Маркс и др.
При подготовке текста использованы публикации из прессы 30-х годов
Спасибо за работу!
Обратите внимание на частое присутствие деревянных лестниц на кадрах 20-х годов, изображающих здания нашего города (кинотеатр "Комсомолец" в этой статье, на кадрах хроники в статье о новостройках 1929 года). Случайность или тенденция?
Съёмки фильма «Итальянка» проводились на Краматорском заводе, на горловских шахтах, на шахте Боково-Антрацит.
Чем запутали ситуацию с местом расположения этой шахты окончательно, что и послужило одной из причин возникновения бурных дискуссий, что здесь, что на "Инфодоне".
На последнем умудрились даже на корню отмести версию Мэтра, утверждавшего, что шахта располагалсь на нынешней территории Донецка. Ну ничего святого! (это я об отношении к версии Е.Ю.).
Спасибо Елене! У нее всегда удивительно тепло получается, пусть даже и тексты краеведческие и, по идее, сухие. Но нет, она умеет внести в них тепло души!