Как Дегтерев стал лучшим
В 1977 Юрий Дегтерев был признан лучшим вратарем СССР, первым из игроков «Шахтера» получив общесоюзную индивидуальную награду. За что его настигла такая почесть и как это было, мы сегодня вспоминаем…
Лучший вратарь страны традиционно получал приз журнала «Огонек», который вручался с 1960. Первым его обладателем закономерно стал Лев Яшин. Потом он еще дважды признавался лауреатом. К середине 70-х оставался рекордсменом, но по количеству призов с ним сравнялся киевский динамовец Евгений Рудаков.
После 1972, однако, лучшими 4 года подряд признавались московские вратари. В 1973 — наследник Яшина в «Динамо» Владимир Пильгуй, в 1974 и 1975 — Александр Прохоров («Спартак»), в 1976 — Владимир Астаповский (ЦСКА). Никакой политической подоплеки в этом не стоит искать: вратари из столицы СССР в те годы были реально хороши. Об этом говорит тот факт, что в 1975 Валерий Лобановский, тогда — главный тренер сборной, дал отставку «своему» Рудакову. Он видел, что Прохоров и Астаповский объективно как минимум не уступают погрузневшему киевлянину, тестировал всех троих — и в итоге, остановился на Астаповском, который отстоял весь олимпийский турнир в Монреале.
На том турнире сборная СССР заняла 3-е место, что стоило Лобановскому поста. А с начала 1977 новым тренером стал Никита Симонян — человек хоть и не московского происхождения, но абсолютно ассоциировавшийся с футболом этого города. Казалось, теперь столичные голкиперы окончательно утвердятся в главной команде страны. Но Симонян сделал неожиданный ход — пригласил Юрия Дегтерева из «Шахтера».
Нельзя сказать, что это была такая уж абсолютная сенсация. Дело даже не в том, что Дегтерев уже призывался в сборную и даже сыграл в ней один матч — это было давно, в 1968, об этом все успешно позабыли. Просто в сезон 1977 донецкий вратарь вступил как один из признанных лидеров своего дела. В предыдущем году он попал в список 33 лучших футболистов СССР, третьим по своей позиции (первым был Астаповский, вторым — Николай Гонтарь из московского «Динамо»). Дегтерев провел прекрасный сезон за команду, отличившись несколькими бенефисами осенью 1976, что на фоне анемичного выступления команды смотрелось особенно ярко. «Шахтер» занял тогда 10-е место, но от вылета спасся только в последнем утре. А вот пропущенных голов меньше было только у чемпиона — «Торпедо». Дегтерев действительно показывал игру экстра-класса.
Симонян решил не делать ставку на какой-то один базовый клуб, хотя весной 1977 киевское «Динамо» демонстрировало прекрасный футбол, дошло до полуфинала Кубка чемпионов и едва не вышло в финал. Но на первый симоняновский матч в основной состав попали лишь 4 киевлянина, самые «сливки» (Коньков, Трошкин, Онищенко, Блохин). А так — кого там только не было: московские динамовцы, спартаковцы, армеец и даже представитель «Пахтакора». Ну, и Дегтерев.
Это был выездной спарринг с Тунисом, сборная СССР легко выиграла 3:0, Дегтерев особой работы не имел, но ошибок не совершил. Тем не менее, дальше играл Астаповский — вплоть до 30 апреля, когда советская команда проиграла венграм решающий, как оказалось в итоге, отборочный матч чемпионата мира. Астаповский сыграл скверно, был виноват в обоих пропущенных голах, особенно в первом, — его просто смял в «воздушном бою» лидер венгров Тибор Нилаши. И Симонян вновь вернулся к кандидатуре Дегтерева.
У дончанина, однако, сложилось не лучшим образом. Вроде бы и упрекнуть его было не в чем, но 10 мая в Салониках СССР проиграл Греции 0:1. Единственный гол вряд ли можно считать результатом вратарской ошибки: после подачи штрафного с фланга Папаиоанну головой бил в упор, отразить этот мяч было практически невозможно. Выходить на перехват? Но рядом с греком находились два советских защитника. Почему они ему не помешали — вопрос уже другой.
Уровень игры донецкого голкипера Симоняна в общем устроил, и через 8 дней тренер опять поставил его в ворота. Матч с Венгрией надо было выигрывать в любом случае, чтобы сохранить хоть какие-то шансы на выход из группы. Сборная СССР победила 2:0, Дегтерев отстоял безупречно, отразив несколько «мертвых» мячей, среди которых один был вообще убийственным — Бела Варади наносил удар головой в упор метров с 10. Блестящую реакцию продемонстрировал Дегтерев и при двух опаснейших дальних ударах. В общем, был хорош и удостоился прекрасной прессы. Смотрите сами:
Это все равно не помогло — в итоге, венгры финишировали в группе первыми. Вратаря «Шахтера», тем не менее, в сборной оставили, и до конца года он сыграл еще в трех товарищеских матчах — с ГДР (1:2), Нидерландами (0:0) и Францией (0:0). У французов в составе был молодой Мишель Платини, восходящая звезда европейского футбола, у голландцев — целая группа вице-чемпионов мира (Крол, Янсен, Рийсберген, Йонгблад, братья ван дер Керкхоффы). Но Дегтерева пробить никто не смог.
Его выступления за сборную, конечно, стали главным аргументом для жюри журнала «Огонек», определявшего лучшего вратаря Союза того года. Но и за клуб Дегтерев выдал несколько запоминающихся перфомансов. Например, 30 августа против киевского «Динамо» на стадионе «Шахтер». Там был момент, когда один на один с ним вырвался Олег Блохин, обычно таких шансов не упускавший. Дегтерев опоздал с выходом — казалось, ситуация безнадежно проиграна. Но он с отчаянной решимостью пошел вперед, что смутило лучшего форварда страны. Гол в тот вечер «Шахтер» так и не пропустил (правда, и не забил).
Этот последний момент прекрасно характеризует характер Дегтерева, который, бывало, ошибался, но никогда не терялся. В том сезоне у него, действительно, не имелось конкурентов в Союзе…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.