Херсонский круговорот
23.03.2022

Херсонский круговорот

Напрошлой неделе в родном Херсоне умер Владимир Роговский — одна из центральных фигур донецкого «Шахтера» 70-х годов, верный партнер Виталия Старухина, неустрашимый форвард. «Террикон» прощается с легендой, вспоминая моменты его карьеры…

Жизнь Роговского начиналась там же, где и завершилась. В Херсоне он появился на свет 21 февраля 1954. Там же стал заниматься футболом, там же сыграл первые матчи за команду мастеров (местный «Локомотив»). Настырный скоростной форвард с хитрыми финтами был заметен везде, начиная с детской команды «Чайка», с которой он выиграл украинский турнир турнира «Кожаный мяч» (в советские времена — проводившийся по всему Союзу чемпионат для малолетних футболистов).

В «Шахтер» он попал из армейской команды Тирасполя. Там его в 1974 увидел Алексей Дрозденко — на тот момент, главный селекционер клуба. Паренек, по мнению специалиста, был вполне готов для игры на высшем уровне. И 20-летний Роговский переезжает в Донецк.

В запасе Роговского долго не мариновали — впервые он появился на поле уже в матче 6-го тура чемпионата СССР 1975 с «Черноморцем», причем сразу в основном составе. А 17 мая его впервые увидела донецкая публика. Новичок тоже вышел со старта и уже через 18 минут открыл счет. Это был всем дебютам дебют! Помнится, как он сразу пришелся по душе болельщикам команды своей настойчивостью и целеустремленностью. Да и техника его тоже впечатляла, хотя не было в ней латиноамериканского изящества.

Куда можно было вписать Роговского? Казалось бы, некуда — атака была укопмлектована, в ней действовала связка давних друзей Виталий Старухин — Александр Васин, и каждый из них делал свое дело очень хорошо. А с флангов атаку подпирали полузащитники Владимир Сафронов и Юрий Дудинский, место которых в составе тоже не оспаривалось. Но в том сезоне тренер Владимир Сальков экспериментировал с составом от души. Он смело вводил в бой молодой резерв — Юрия Резника, Михаила Соколовского, Владимира Роговского. Это происходило отнюдь не всегда по необходимости. Иногда — просто от интереса: посмотреть, как сыграет новичок в том или ином сочетании. В результате, 14 футболистов провели боле половины игр чемпионата. Роговский 19 раз выходил на поле и забил 4 гола.

Его звездным часом, после которого его заметил весь Союз, стал матч с тбилисским «Динамо»28 сентября. Состав атаки был молодежный — Роговский, Старухин, Резник. И молодые дали жару — Роговский с Резником затерзали тбилисскую защиту, каждый со своего края. При счете 1:1, когда казалось, что тбилисцы перехватили инициативу, герой нашего рассказа вышел на первый план. Два его гола — на 57-й и 66-й минутах — принесли «Шахтеру» эффектную победу.

Но в историю «Шахтера» Роговский попал все-таки несколько иным боком. Он стал первым футболистом клуба, забившим гол в еврокубках. Случилось это 15 сентября 1976 на центральном стадионе «Шахтер» в Донецке, а пострадало от нашего форварда берлинское «Динамо».

На тот матч Роговский выходил с больным коленом — но стараниями врача все-таки смог играть. Тренер дал указание ему с Дудинским устроить немцам карусель на правом фланге. Что и было сделано. Оттуда и пошла дезорганизация немецкой защиты. Но гол Роговский забил раньше, чем «Динамо» вообще смогло сообразить, что происходит — на 3-й минуте. Яремченко, исполняя штрафной, навесил от правого угла штрафной, все внимание оттянул на себя высоко выпрыгнувший Старухин — а мяч пришел к Роговскому, оставленному без присмотра. И тот спокойно ударом головой открыл счет. «Главное было — в створ попасть», — просто описывал он ситуацию.

Роговский забивал не очень много, гола по 3-4 за сезон. Пиковым стал «серебряный» 1979, когда и вся команда показала прекрасную результативность (57 голов в 34 матчах), и Роговский выдал свой максимум — 6 голов. Он «расписался» в воротах двух сильнейших на тот момент команд страны — «Спартака» и тбилисского «Динамо».

Но первой задачей Роговского было не забивать. Вот как он ее сам описывал: «Я был «подносчиком снарядов» для Бабуси, крайним нападающим, по современной классификации — что-то типа правого вингера. В мою задачу входило обыграть защитника на фланге, а потом уже по обстоятельствам: или сделать передачу в центр, или самому нанести удар по воротам». Партнером для «Бабуси» Старухина он стал идеальным: по самым скромным подсчетом, в том же 1979 из своих 26 голов с передачи Роговского цертрфорвард «Шахтера» забил 10.

Символично, что после скоропостижных проводов Старухина «на пенсию в середине 1981, не задержался в «Шахтере» и Роговский. В 1982 он провел свои последние матчи за донецкий клуб. Затеянная главным тренером Виктором Носовым капитальная перестройка оставляла ему не слишком много шансов. Тем более, что наблюдался спад — предыдущий сезон он завершил без голов. Но в 1982 забил дважды, на прощание. Оба раза, что характерно — в ворота грузин, по одному — «Гурии» из Ланчхути и «Динамо» из Тбилиси. Команда из столицы Грузии и стала самой любимой в карьере Роговского — ей он забивал 5 раз, ей забил и самый последний гол в карьере, 2 мая 1982 на центральном стадионе республики.

Он уходил в 28-летнем возрасте, недоиграв Бог знает сколько. И травмы помешали, и тренерские фантазии. Новой команде Роговский был не нужен. Один за другим покинули команду те, с кем он выигрывал союзные медали — Дудинский, Звягинцев, Сафонов, Старухин. В новой команде он становился уже какой-то «белой вороной». Он вернулся в родной Херсон, где у него сложилась совсем другая карьера. Долгие годы он работал заведующим кафедрой физического воспитания экономико-правового института. Войну на Донбассе, слава Богу, наблюдал со стороны, конечно, переживая — Донецк оставался в его сердце. Но увы, война в конце концов его догнала — другая, немыслимая война…


Ясенов

Ясенов

Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.