Он Тельмана видел…
Как-то мы говорили о канувшей в Летустатуе солдата на Комсомольском проспекте. Тогда эта тема иллюстрировалась рисунком авторства Романа Ефименко. О солдате, в итоге, наговорили немало. А вот о художнике – нет. Сегодня мы слегка восполняем пробел.
Честно признаюсь: на старую тему сайт «Донецкий» свернул сверхнаблюдательный Финкельштейн, о котором даже частушки по этому поводу ходят («С автоматом дружит Штейн, с микроскопом – Финкельштейн»). Как-то, разбирая «бабулины архивы» (как он это называет), старина Ф. нашел такую картинку, судя по всему – перестроечных, огоньковских времен:
По ней Ф. понял две вещи, из которых первая неважна, а вторая – что Роман Ефименко был фигурой более чем местного значения, и что ему стоит уделить внимание.
Первый заброс в сеть, которую произвел Ф., дал скудный улов. Удалось обнаружить, что — "график, член Союза художников СССР, 13.11.1916 — ?", и что "попал в плен, был в Бухенвальде и сидел в камере вместе с Эрнстом Тельманом, вождем немецкого пролетариата. И был свидетелем того, как последнего увели на расстрел". Что, конечно, немало, но как-то маловато. И мы пошли искать дальше.
Вскоре не замедлил обнаружиться портрет Романа Федоровича:
Нашелся он в «Енциклопедii сучасноi Украiни», где мы узнали, что Роман Федорович был родом с Сумщины, что с 1947 года работал в издательстве «Донбасс». Собственно, вы и сами можете узнать подробности по ссылке:
И еще немного подробностей на украинском языке:
Почти тут же обнаружился самый знаменитый рисунок Романа Ефименко – «Возвращение команд в лагерь». Его тиражируют в сети часто, зачастую именно с этим произведением и связывая нашего художника:
Ну, оно и немудрено. Если человек последним видел Эрнста Тельмана – сами понимаете, именно об этом и будут говорить (хотя есть ещерассказ одного поляка, который тоже последним видел Тельмана). Мы продолжили поиски в этом направлении. И обнаружили в сети книгу Георгия Свиридова «Ринг за колючей проволокой». Там речь – о жизни в Бухенвальде, о боксерских поединках между русскими и немцами, немного о смерти Эрнста Тельмана. И есть таки одно (!) упоминание о Романе Ефименко. Оно – в описании траурного митинга, посвященного гибели Тельмана. Цитируем:
«Кто-то чиркнул спичкой и зажег два сальных огарка, установленных на перевернутых кадках. Их дрожащий свет озарил небольшой портрет Тельмана. Этот портрет, как потом узнал Андрей, нарисовал куском древесного угля русский художник – заключенный Роман Ефименко. На родине, в Донбассе, ему неоднократно приходилось писать портреты Тельмана с фотографий. А этот рисунок Роман сделал по памяти. И участники траурного митинга увидели хорошо знакомое им мужественное лицо вождя немецкого пролетариата, его упрямо сжатые губы и пристальный взгляд из-под козырька фуражки, взгляд, выражавший ум, суровость бойца и теплоту большой человеческой души».
Для заинтересовавшихся, полная версия книги –вот здесь. Немного странно, что в книге Ефименко требуется вспоминать облик Тельмана по памяти – получается, в лагере он его не видел? Впрочем, это же всего-навсего художественная литература. Как говорится, беллетристика в три листика. Не будем относиться к ней слишком серьезно.
Большего внимания заслуживают публикации, непосредственно посвященные Роману Ефименко. Мы нашли их три:
Михальский Г. Художник Роман Ефименко // Донбасс. 1974. № 1;
Іванченко Р. Пензлем водить пам’ять // Рад. Донеччина. 1985, 14 трав.;
Тарасенко І. Ескізи Романа Єфименка // Ленін. правда. 1989, 2 квіт.
Когда-нибудь мы доберемся и до них. Как это ни парадоксально, время продолжает работать на нас.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Что-то типа того, да