Мастер волшебства
Предлагаем материал Елены Згинник, взятый из ее ФБ-группы «Сталино — город гостеприимный». Он касается еще одного нашего земляка, достойного большей известности, чем он имеет…
Театральный зритель города Сталино не знал этого человека. Его имя редко упоминалось в афише. А между тем он выполнял очень важную роль в спектаклях Сталинского государственного драматического театра. Это гримёр Ананий Федотович Федотов, человек, создающий художественные образы, типажи персонажей спектаклей. О нём рассказал критик с псевдонимом Театралов в газете «Соц. Донбасс» 18 мая 1937 г.
Ананию Федотовичу 65 лет, 50 из которых он посвятил парикам и краскам. «Если бы мне, — говорил Ананий Федотович, — приснились все созданные мною парики, это была бы довольно забавная картина. Передо мною прошли бы тысячи персонажей из сотен спектаклей».
Начинал свою работу А.Ф. Федотов 12-летним мальчиком в Московском театре, у знаменитого Прова Садовского. Вместе с театром он разъезжал по всей стране. Потом перешёл на работу в театр «Парадиз», в котором играли великие артисты М.Кропивницкий и М.Заньковецкая.
С благодарностью вспоминают гримёра многие известные актёры и режиссёры. «Это он первый прошёлся гримировальным карандашом по лицу актёра и несколькими мазками превратил его в старца, ревнивца Отелло, короля Лира. Это он, Ананий Федотович, посвятил десятки актёров в тайну внешнего перевоплощения посредством набора красок и париков», — пишет Театралов.
А.Ф. Федотов создавал парики для самых лучших мастеров сцены — П. Самойлова, В. Давыдова, И. Шувалова, Н. Синельникова. 2 года он работал в бывшем императорском театре (сейчас Большом театре). В то время там пели А. Буценко, Л. Собинов, А. Нежданова. С 1893 г. Ананий Федотович служил в театре в Харькове.
На всю жизнь остались у А.Ф. Федотова воспоминания о том, как ему пришлось подбирать парики для для выдающихся мировых корифеев сцены Сальвини и Росси, ставивших в России «Отелло», «Гамлета» и «Короля Лира».
В Сталинский театр Ананий Федотович пришёл в 1936 г. Он трудился над подбором париков и грима для спектаклей «Слава», «Васса Железнова», «Песнь о свече», «Пошилися в дурні». В мае 1937 г. он был занят большой работой к спектаклю «Леди Макбет».
Ананий Федотович Федотов — хороший гримёр, а значит, тонкий, наблюдательный художник, имеющий острый глаз, чтобы схватывать самое существенное и вылавливать в человеческом море интересный типаж. Зритель горячо аплодирует после спектакля, а это аплодисменты не только режиссёру и актёрам, но и ему, гримёру, создавшему художественный образ.
P.S. Имя А.Ф. Федотова упоминается в книге воспоминаний советского актёра театра и кино Бориса Петкера «Это мой мир»: «Вечером перед спектаклем Ананий Федотович Федотов, мой первый гримёр, подрисовал мне баки. Грим этот потребовала моя бурная фантазия. Ведь я играл лакея. Загримирован я был к первому акту, хотя играл в третьем. Меня это не отягощало…»
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.