Мозаики школы №5
В середине 60-х годов прошлого века школа №5 стала разрывом шаблона. Ничего подобного Донецк еще не видел – да и Союз видел мало. Об этом экспериментальном учебном заведениинаш сайт уже писал. Писал об этоми не наш сайт. Так что, казалось бы, тема отыгранная Но…
Но нет такой отыгранной темы, которую нельзя было бы переиграть по новой. Свято памятуя об этом, в светлый день 4 апреля мы с нашим верным Samsung Salaxy S6 выдвинулись на локацию, чтобы провести ревизию замечательных мозаик школы №5.
Сразу – об общих результатах. Все мозаики на месте. Сама школа (ныне – гимназия им. Н. Бойко, Героя Севетского Союза) пребывает местами в отличном, местами в плачевном состоянии. Но мы – не о ней, а все-таки о мозаиках.
Представьте себе, что вы стоите на Школьном бульваре и смотрите лицом (а чем же еще?) на школу №5. Наглядевшись на фасад, начинаете огибать здание (похожее в проекции на гибридного краба). И видите на торцах крыльев здания вот такие мозаичные панно, одно за одним…
«Животный мир» — «фантастические животные и ветка дерева» (два парн6окопытных, обернувшихся на свист пастуха):
«Ископаемые» — «пласты земли разных геологических эпох с представителями древнего животного мира» (два динозавра, схватившиеся насмерть за ветку папоротника):
«Солнце» — «движение солнечной энергии как одного из символов жизни на планете Земля» (теория большого взрыва в популярном графическом изложении):
«Верба» — «символизирует пейзаж Украины. Если приглядеться, можно увидеть на столбе дерева очертания фигуры человека, т. е. пращуров-украинцев» (иллюстрация климатических сдвигов на примере набережной Кальмиуса):
«Земля» — «символизируют вертикально поставленные колосья и цветок подсолнуха на черном фоне» (символическая проекция Крытого рынка в его лучшие дни):
«Огонь» — «изображает народный символический цветок» (примерный концепт будущего логотипа ФК «Шахтер»):
«Стихия воды» — «ее символизируют рыба и медуза» (набросок для оформления магазина морепродуктов «Океан»):
«Космос» — «символическая жар-птица в ее космическом движении» (довольно тонкое предвидение нашего технологического будущего, когда неважно, птица ты или человек – важно, какой у тебя гаджет):
Помимо этих восьми тематических панно, есть еще и центральное – оно расположено с тыла здания, в центре той ее части, которая смотрит на Кальмиус. Называется это произведение «Прометеи», и вот что о нем пишет историк и журналист Анатолий Жаров:
«Не надо забывать, в какой стране мы тогда жили. Напомним, что тогда одним из незыблемых канонов коммунистической идеологии считался интернационализм. Поэтому все указанные расшифровки значений панно были представлены в «правильном» их понимании, хотя все специалисты, а на то заседание были приглашены ведущие художники и архитекторы Донецка, отмечали, что «все панно решены в интенсивном образном цветовом решении, базируясь на народном украинском искусстве». Мы сегодня можем узнать как к этому факту отнеслись зодчие из нашей области. Тогдашний директор филиала Гипрограда, а впоследствии и главный архитектор города Донецка Владимир Кишкань считал, что «представленное художниками считаю очень интересным и правильным». «Мозаики, основанные на народных эстетических положениях украсят наш город», — отмечал он. Его поддерживал и старейший ныне архитектор Донецка Павел Вигдергауз. «Очень хорошо, что для решения панно принят народный украинский мотив и отсутствует натурализм», — считал уважаемый в городе зодчий. Итоги тогдашнего обсуждения эскизов мозаик подвел председатель техсовета инженер П. Щербина. «Общее впечатления панно оставляют хорошее и я считаю, что такие мозаики в нашем городе должны быть осуществлены», — заявил он. В общем, с учетом некоторых чисто профессиональных замечаний, против таких панно в нашем регионе никто не возражал. Однако в украинской столице имелось несколько иное мнение. Ведь центральным панно общей площадью в 100 кв. м (остальные мозаики размером в 10 кв. м) должна быть стать «Украина» — украинка с книгой и детьми, тянущимися к знаниям. И вот такое изображение в Киеве, по-видимому, уже расценили как проявление украинского национализма и не утвердили этот образ. Поэтому авторам панно пришлось создать в 1966 году «Прометеев». В центре этой мозаики — шахтер и металлург, который держат в руках добытый ими с недр огонь — символ энергии угля и расплавленного металла».
Как говорят в столице Украины: «Отакое…»
Ну да, и авторы мозаичных композиций – известные всей Украине авторы (а некоторые – даже борцы с режимом) Г. Синица, В. Зарецкий и А. Горская.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
И в этих мозаиках нет ни национализма, ни коммунизма, вот что интересно
Це я таким засобом пропагандую люту ненависть до усього українського.