Как донецкие шахтеры с «Иваном Сусаниным» познакомились
13.04.2009

Как донецкие шахтеры с «Иваном Сусаниным» познакомились

12 апреля 1941 года в новом здании оперного театра города Сталино состоялись первые спектакли.

Вообще-то, свою историю театр ведет с 1932 года, но поначалу он базировался в Луганске. Назывался, при этом, Донецким. Это выглядело логично: две области тогда составляли единое административное целое и были разделены на Ворошиловградскую и Сталинскую только в 1838-м. А в ноябре 1940-го артисты оперы и балета начали потихоньку собираться в Сталино: главный театр региона перемещали сюда, в город с многократно возросшими культурными запросами.

Надо сказать, что за 30-е годы Сталино изменился совершенно. Бурное освоение шахт, массовый приток рабочих рук, пропорциональное увеличение инженерной и прочей интеллигентской прослойки, не чуждой тяги к прекрасному. Немного сухих цифр: в 1930 году население города составляло около 120 тысяч человек, в 1937-м – уже 240 тысяч, а в 1939-м – 466 тысяч. На глазах изумленной публики провинциальный уездный городишко превратился в один из крупнейших населенных пунктов Украины.

Мог ли такой город прожить без театра оперы и балета?

Возглавил столь экзотическое для шахтерского края дело, разумеется, специально приглашенный мастер. Причем — совсем не рядовой. Иосиф Михайлович Лапицкий работал в Большом театре, организовывал Киевский оперный, был известен как человек с отменным вкусом и как прекрасный психолог, умевший работать с артистами (а в опере и балете они капризнее и скандальнее, чем где бы то ни было). Из-за войны его культурное влияние на донбасские нравы ограничилось несколькими месяцами: в конце лета 1941 года театр был эвакуирован, а вернуться в наши края Иосифу Михайловичу уже не удалось, он умер в 1944 году в возрасте 68 лет.

В большинстве источников премьерным спектаклем Донецкого театра оперы и балета называется опера Глинки «Иван Сусанин». Но есть информация о том, что эту крайне актуальную патриотическую постановку предварял дневной балет «Тщетная предосторожность». В любом случае, «Сусанин» считается официальным началом истории театра. Рассказывали, что премьера оказалась под угрозой срыва: за несколько недель до нее в местную контору НКВД поступила «телега» на двух артистов, которые, якобы, занимаются антисоветской деятельностью. Трудно сказать, что там происходило на самом деле – возможно, просто обычная актерская болтливость кому-то не понравилась, возможно, кто-то с кем-то решил свести счеты руками «конторы». Липницкому пришлось задействовать свои «тяги», актеров освободили, премьеру спасли.

Здание театра в послевоенном Сталино было, без сомнения, самым красивым. В сочетании с Театральной площадью, оно формировало шикарный ансамбль, создававший новую перспективу в городской планировке, с небывалым простором и «воздухом». Как ни удивительно, но войну это здание пережило, хотя перед отступлением немцы должны были его взорвать. По одной из версий, им помешал беспримерный марш-бросок в еще оккупированный город отряда капитана Ратникова, именем которого названа одна из донецких улиц. Бойцы Ратникова заняли позиции на верхних этажах оперного театра и кинотеатра имени Шевченко, откуда постреливали по любому приближающемуся немцу. В итоге, только эти два здания в центре города и уцелели…


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Зайцев
    Зайцев 14.04.2009, 23:48
    поддерживаю тему
  2. Нардин
    Нардин 14.04.2009, 23:48
    Круто, спасибо! ;)
  3. Zeroklohireq
    Zeroklohireq 14.03.2010, 13:16
    Это же надо - такой спектакль для дебюта выбрали!

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.