Спасение завода
8 августа 1929 года ЦК ВКП(б) приняло постановление «О работе «Югостали», что привело к серьезнейшим последствиям в том числе и для Сталинского металлургического завода.
Этот критический момент в истории главного донецкого предприятия описан в книге Г. Володина «По следам истории». Дотошный летописец заводских дел обращает внимание на морально устаревшее техническое состояние завода в середине 20-х, вспоминает о том, что в 1925-м местными умами был разработан план пятилетней реконструкции, но из-за общих сложностей в стране его не реализовали. Тем временем, в партии завершалась борьба с инакомыслием, добивались призраки Троцкого и макивара Бухарина. И к 1929 году все было готово к «великому перелому» в промышленности, к началу тотальной индустриализации. Одним из ее элементов и стало постановление от 8 августа 1929 года.
Тут была дополнительная интрига. Конец 20-х годов стал периодом борьбы с вредителями в промышленности. Несмотря на разгром всей возможной партийной оппозиции – от крайне правой до излишне левой – далеко не все еще отучились открыто выражать свое мнение. В среде технической интеллигенции было особенно распространено это глупое заблуждение, что в индустриальной практике возможно инакомыслие, если оно идет на пользу дела. Именно на борьбу с подобными настроениями были направлены громкие процессы того времени – «шахтинское дело» 1928 года и «дело «Югостали»» 1929-го. Последнее советский историк Д. Верхотуров описывает так: «Это тоже были инженеры и техники, работавшие на металлургических заводах еще до войны, связанные с прежними владельцами и тоже занимавшиеся дезорганизацией работы треста. Их вредительская деятельность заключалась в дезорганизации капитального строительства, распылении средств среди малозначительных объектов, заказ ненужного оборудования и свертывание под разными предлогами подготовительных работ в строительстве новых рудников, карьеров и угольных шахт. Надо сказать, им удалось достичь своей цели. «Югосталь» лихорадило всю первую половину 1930-х годов, пока наконец проблема не была решена коренной реконструкцией всей южной металлургии. После раскрытия вредительства, после того, как стали ясны причины замедления темпов работы «Югостали», 8 августа 1929 года ЦК ВКП(б) принял большое постановление о работе «Югостали»».
Спустимся от общего к частному, от всего треста – к одному из его подразделений, Сталинскому металлургическому заводу. По Володину, в конце 20-х годов вокруг будущего этого предприятия развернулась дискуссия. Пессимисты (не обошедшиеся, конечно, без троцкистов) «говорили о заводе как о «старой калоше», которую необходимо срыть, а в другом месте построить новый завод». Оптимисты указывали на многие плюсы завода (транспортная сеть, близость к ресурсам, первоклассные кадры) и выступали за коренную модернизацию, которая стоила бы – смешно сказать! – семьдесят два миллиона рублей.
Постановление «О работе «Югостали»» положило конец этой глупой дискуссии. В нем четко говорилось о необходимости развивать ВСЕ предприятия, входящие в трест. Таким образом, Сталинский завод был окончательно спасен для вспухающей на глазах индустрии страны. Маловерам дали по рукам. В 1931-32 годах пустили две новых домны и две мартеновские печи. Завод начал жить по-новому.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
А ведь по-сути ДМЗ в советские времена существовал за счёт дотаций... Это оправдывалось тем, что завод был площадкой для масштабных промышленных экспериментов. Например первая установка непрерывной разливки слябов, отработка технологии вдувания пылеугольного топлива, факельное торкретирование и др. Технолгии внедрялись на ДМЗ, а затем тиражировались по Союзу. Попыткой строительства нового завода было постепенное перенесение упора на новые площадки в сторону Полежаково. Планировалось поэтапно "старый завод" ликвидировать и отодвигать от центра.
JohnAdmin,
Пессимисты «говорили о заводе как о «старой калоше», которую необходимо срыть, а в другом месте построить новый завод». Оптимисты указывали на многие плюсы завода (транспортная сеть, близость к ресурсам, первоклассные кадры) и выступали за коренную модернизацию
Эта дискуссия "с вариациями" длилась на всех переломных моментах истории завода, продолжается и поныне.
Шлак от этого завода засыпает Фибральки. Они всем поселком бастовали против деятельности ДМЗ. И даже кое-чего добились.
Юзовский,
когда Свицына посадили?
finkelstein,
В 1937 вроде, во второй раз. А при чем тут Свицин?
В детстве на Донской ходили купаться на завод в бассейны, в которые сливали шлак, вода всегда была тёплой. А гудок до сих пор хорошо слышно, не только на Донской, но и в центре города. И часто ходили из города от ЦУМа на Донскую через завод - море удовольствия.
Афтары!!!!!! Какой-то хер и сюда свои пальцы дотянул. Ату его!!!
Kopiploo,
Опять дерьмо полезло. Когда же это все закончится!