Начало донецкого автомобилизма — тема пока достаточно мутная и овеянная некоторыми мифами. Как-то, гуляя по линиям с одним ветераном движения, услышал от него сюжет о том, что еще в 30-е годы в Сталино были считанные автомобили, и еще в 1935-м единственным светофором в городе (по этой причине) был тот, который действовал на перекрестке нынешних Артема и 25-летия РККА.
Но, конечно, автомобилизм в городе Сталино начинался раньше, в 20-е годы. Более того, уже тогда существовали автомобильные точки. Об их существовании говорит вот такое объявление из газеты «Диктатура труда» (2 июля 1929):
Что мы тут видим? Во-первых, эпохальный момент — начало автомобильного сообщения между Донецком (чи то, Салино) и Макеевкой. Ничего более раннего на эту тему обнаружить пока не удалось. Во-вторых, мы узнаем о существовании в Сталино образца 1929 года автобиржи. И даже примерно можем вычислить, где она находилась.
В объявлении говорится, что автобиржа находится на 2-й линии. Рассуждая логически, мы вряд ли сможем вообразить существование какой-то довольно просторной площадки под стоянку автотранспорта (пусть даже и немногочисленного) в начальной, южной части улицы. Скорее всего, это было уже где-то в северной ее части, то есть — где-то севернее нынешнего проспекта 25-летия РККА.
Примерно так же думает и Дедушка Джеральд, мнение которого мы спросили. Но у него есть и конкретная привязка: «В 30-е годы в одном из домов окружного исполкома (верхняя часть 2-й линии) была контора «Автотракторосбыт». Скорее всего, она появилась не на пустом месте. Автобиржа, как я понимаю, это еще не значит, что рядом была площадка для техники. Просто контора, да и все. В СССР автомобили не могли в то время принадлежать частным лицам, их покупали и продавали только госучреждения».
Насчет того, что автомобили не могли принадлежать частным лицам — тут Дедушка чуточку погорячился, ибо мы знаем как минимум один пример такого владения, в случае с американо-донецким шахтером Иваном Пинтером. Но в целом, аргументация безупречная.
Итак, будем считать, что примерно локализовано еще одно любопытное место старого Сталино. Будем считать, что автобиржа располагалась где-то примерно в очерченных пределах:
Автобиржа, как я понимаю, это еще не значит, что рядом была площадка для техники. Просто контора,
Господа, Вы совершенно напрасно перевозбудились от слова "биржа", в сплывшего в новом понимании в конце 80-х годов. Связать города Сталино и Макеевку регулярным автобусным сообщением, даже по тем временам было событием, безусловно, значимым, но далеко не эпохальным, как то же ЕВРО "двадцатьдвенадцать", к началу которого даже новый международный аэропорт соорудили...
В данном случае, по моему скромному мнению, речь шла о том, что потом было "автостанцией", и в те времена, имевшем вид площадки, на которой парковались автобусы. К слову, в 60-70 годы, как сейчас принято говорить, прошлого столетия также существовала своего рода "биржа" такси (точка отстоя машин обоих таксопарков) на площадке возле Оперного театра (с той стороны, где сейчас стоит памятник Донецкому Элвису.
Другое дело, что площадка находилась в черте города (вспомним АВ Западный как плод больной фантазии устроителей ТОЙ биржи).
Даже не особо вникая в суть изысканий Дедушки, могу предположить, что "биржа" могла располагаться и на месте будущего Главного корпуса ДонГУ.
Ну а само слово "биржа", применительно к извозчикам ("водителям кобылы"), - понятие, пришедшее с дореволюционных времен и в 20-е годы оно не только не было напрочь забыто, но еще и применялось по отношению к революционно новому виду транспорта.
Так что, перефразируя автора, "автобиржа" это просто специально выделенная площадка для парковки автобусов, совсем не предполагающая наличия какого-то госучреждения. Ну, может быть, диспетчерский пункт и был. В виде киоска. Вспомним "ДЦ Южный" как конечную точку маршруток, курсирующих с "Ямы". А может и просто киоск с "амбразурой" - рабочее место кассира, продававшего билеты.
могу предположить, что "биржа" могла располагаться и на месте будущего Главного корпуса ДонГУ
Блестящая версия! Правда, это не совсем на Второй линии (на которую указывается в объявлении) - но, как говорят классики, "То такэ":) Все равно версия великолепная, а в целом - даже безупречная. Браво!
Ну а само слово "биржа", применительно к извозчикам ("водителям кобылы"), - понятие, пришедшее с дореволюционных времен и в 20-е годы оно не только не было напрочь забыто, но еще и применялось по отношению к революционно новому виду транспорта.
Эту цитату подтверждает словарь иностранных слов начала ХХ века:
Благодаря чему мы и можем констатировать тот факт, что в редакции газеты "Диктатура труда" попытались окопаться старорежимные кадры. Вот уж где было разгуляться господам из ОГПУ. Что, собственно, они потом и сделали...
Да, здесь конечно имеется в виду место стоянки транспорта, а не учреждение. Я изначально не знал автобусного контекста и вопрос ко мне звучал в том смысле, что не знаю ли я где на 2-й Линии могла находиться автобиржа. С публикацией цитаты из газеты становится ясно, что автобиржа — не место продажи транспорта, а место найма перевозчиков. Раньше извозщичья биржа находилась в Юзовке между церковью и базаром:
http://donjetsk.com/wp-content/uploads/2016/10/Биржа.jpg
Тот, кому нужно было увезти с рынка купленный товар обращался именно туда. Площадь перед церковью (а это как раз 2-я Линия) могла являться такой автобиржей. Извозчики на лошадях продолжали работать в городе, по крайней мере, до самой войны, так что там могли быть не только одни автомобили. Следует помнить, что храм ещё существовал, а "Комсомолец" начали строить в 1928 г. Возможно это сместило биржу перевозок с проспекта Труда, где шла стройка кинотеатра на 2-ю Линию и площадь перед храмом (кольца трамваев тогда тоже ещё не было). На пр. Гурова автобиржа быть не могла, так как тогда это было слишком далеко от грузопотоков, от пассажиров и даже мощённых улиц, к тому же причём 2-я Линия к пр. Гурова?
Насчет того, что автомобили не могли принадлежать частным лицам — тут Дедушка чуточку погорячился, ибо мы знаем как минимум один пример такого владения, в случае с американо-донецким шахтером Иваном Пинтером.
По статистике 1925 г. во всей стране было лишь 24 218 автомашин, только 5792 являлись легковыми. В 30-е гг. автомобилями стали награждать стахановцев и прочих ударников, так же машину получил и Пинтер. Купить её он в 20-х гг. не мог. К началу 30-х гг. только 15,5% автомобилей находились в личном владении граждан. В 1940 г. в стране в личной собственности, например, в Москве, находилось не более 500 машин. Так это в 1940-м и в Москве! В Сталино же 1920-е гг. не могло быть частных лиц, продававших или покупавших автомобили. Но, как стало ясно из цитаты "Диктатуры труда", речь в данном случае о продаже и не шла, биржа нужна была для найма.
(Статистика дана по данным статьи "Личный автомобиль в СССР" http://autobuy.ru/page/l-sssr)
Ну, это я так, для затравки. Но вот кто может дать внятное объяснение тому факту, что до середины 60-х годов, по тем временам уже в самом центре города, за зданием Пединститута существовал пустырь, занимавший целый квартал? Интересно, что там предполагали выстроить...