Как мы жили и дружили
04.08.2016

Как мы жили и дружили

Михаэль Каганович, наш человек в Израиле, продолжает баловать нас своими донецкими воспоминаниями. После эссе о Натане Щаранском мы получаем нечто совсем в ином ключе — дипломатически-балетном…

 

В планах официального визита в Израиль министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе в конце его каденции (2012 год) была аудиенция с президентом страны «и другими официальными лицами». Но мимолетная встреча на иерусалимской улице с обыкновенным гражданином из числа знакомых юности, бывшим дончанином, не была запланированной, она произошла совершенно случайно, тем и симпатична…

  

А также в области балета

 …1993-й год. Город Донецк. Первый международный фестиваль «Звезды мирового балета». Приглашает народный артист Украины Вадим Писарев. В гости к маэстро съезжаются его прославленные собратья по искусству.

Народная артистка России, народная артистка Грузии Нина Ананиашвили прибыла в сопровождении своего молодого супруга Гии Вашадзе. Все поздравляют эту красивую пару с недавно заключенным брачным союзом и наперебой расспрашивают, как состоялось романтическое знакомство. Счастливая Нина охотно рассказывает.

…После спектакля в Большом к ней с букетом цветов подошел грузинский юноша, молодой дипломат, и аккуратно, дипломатично, спросил, не нужно ли проводить девушку домой, а заодно и напросился в гости. С истинным тбилисско-московским радушием Нина не отказала настойчивому молодому человеку в гостеприимстве, но, с достоинством дочери гор предупредила, что дома будет еще и бабушка…

Бабушка, так бабушка, решил Вашадзе. Бабушка – это даже хорошо! Бабушка – это теплые, собственноручно связанные носки и горячие оладушки. Бабушка, это уют, – так он потом нам рассказывал в Донецке на фестивале, на посиделках в банкетном зале гостиницы «Олимп». И – вошел в семью Гия.

Из Википедии: «Григол (Григорий, Гия) Вашадзе – Министр иностранных дел Грузии с 2008 по 2012 гг. Прежде занимал пост министра культуры и спорта. Кадровый дипломат, в прошлом – сотрудник МИД СССР. Работал во внешнеполитическом ведомстве: в отделе международных организаций, затем в отделе космоса и ядерного вооружения…».

 

В монастырь, фрески смотреть

…2012-й год. Город Иерусалим. Я неспешно прогуливаюсь по улице и краем глаза замечаю государственный флаг Грузии на флагштоке возле министерства иностранных дел и тут же – правительственный кортеж навстречу: на длиннющем лимузине израильский герб вместо номера.

Едут явно от соседнего монастыря «Креста». Грузинские делегации любят посещать его. Это вообще монастырь в какой-то мере грузинский: там жил простым паломником Шота Руставели, там он похоронен. Вы этого не знали? Незнание не освобождает… Ну, так я вам расскажу, и вы будете знать. В монастыре «Креста» монах Шота оставил на стенах собственноручно написанные фрески. А посвящён монастырь тому, что на этом месте срубили то самое дерево для того самого креста…

Кортеж останавливается в Парке роз возле нашего парламента Кнессета. В окружении помощников выходит из лимузина статный мужчина, разговаривает на английском, курит сигару и кажется мне американцем. Суетится пресса. А человек до боли напоминает грузинского юношу из моей молодости…

 

На правах старого знакомца

Я обращаюсь к секретарям этой свиты, всевозможным заместителям и помощникам: «Простите, это Вашадзе? Могу я к нему подойти? Мы хорошо знакомы, он будет только рад такой неожиданной встрече». Как пишут в романах: «На меня зашикали»…

И тогда на правах старого знакомца я громким голосом говорю министру через плечи его опричников просто и по-свойски: «Дорогой Гия, разрешите с вами поздороваться! Помните: город Донецк, Вадима Писарева, балетный фестиваль…». Сколько же мы не виделись? Лет около двадцати, наверное…

И Гия узнал, и Гия вспомнил. Подошёл, разведя круг охраны, протянул руку. Стал расспрашивать о нашем репатриантском житье-бытье. Как будто вот только вчера мы расстались!

Пока он спрашивал, я скосил глаз в сторону недальнего монастыря, где монашествовал века назад Шота Руставели, и вдруг пришло на память: «Ты слушать исповедь мою сюда пришел? Благодарю!». Это, правда, из Лермонтова, знаю, знаю, не Шота Руставели, но тема тоже близкая.

Официальная часть визита министра иностранных дел пошла чуть-чуть не по сценарию. Говорят, политика – серьезное дело, но еще серьезнее политики простые, святые человеческие отношения.

 

Двадцать лет спустя

В следующем, 2013 году в балетной столице Украины в нашем городе Донецке прошел очередной, уже двадцатый, юбилейный, международный фестиваль звезд мирового балета. И, как всегда, моя дочь привезла израильских исполнителей: за эти годы она выросла и стала хореографом, окончив академию искусств в Иерусалиме.

Об этом рассказываю грузинскому министру в ответ на его вопрос, как семья, как дети, и спрашиваю в свою очередь, как поживает Нина Гидевановна. Ведь мой ребенок выбрал себе профессию, беря в пример всех тех замечательных звезд балета, рядом с которыми в Донецке рос. Хоть папа и пытался сделать из дочки журналиста, она нашла себя в другом и воспротивилась: «Я не писатель, я плясатель».

Ну, а я писатель. Моя профессия – русский язык. И я хорошо помню, что говорил тогда, в 1993-м, в Донецке на одном из фестивалей Гия Вашадзе о русском языке, я запомнил! «Когда я слышу русскую речь, впечатление у меня, будто неспешно едут сани-розвальни по скрипучему снегу через бесконечный задумчивый русский лес…». По-моему, хорошо сказано, красиво! По-восточному витиевато, узорчато, и по-русски открыто.

 

Алаверды

Тогда, на том нашем первом сценическом празднике, Вашадзе с воодушевлением грузинского тамады горячо говорил, как ему больно из-за того, что людей, говорящих на одном языке, родных братьев, столько лет проживших в одной дружной семье советских народов, разделили границами… Это был как раз период активного распада СССР. Нина Ананиашвили очень переживала грузино-абхазский конфликт.

Встреча проходила, как уже сказано, в банкетном зале гостиницы «Олимп» на Богдана Хмельницкого. Это Звягильский выделил Писареву по дружбе свои хоромы. По нынешним меркам уже до смешного скромные…

Но стоп! Пусть Гия пока побережет свое кавказское красноречие, а мы рассмотрим героев случайно сохранившихся у меня любительских фотоснимков. Сегодня это – уже история. Интересная история.

О людях этих, запечатленных объективом фотоаппарата еще на черно-белую пленку, можно рассказать многое.

Не просто о каждом из них, а даже и о том, почему они стоят вместе; их осанка, улыбки, поворот головы – любая, на первый взгляд кажущаяся мелкой деталь, сегодня вспоминается целой историей.

Начнем буквально именно с «поворота головы» человека, скромно стоящего на втором плане. Помните, как в одном советском кинофильме: «А что это за человек там скромно сидит за столиком?».

Вы, конечно же, узнали Виктора Фёдоровича. В то время, если не ошибаюсь и правильно помню, он был губернатором Донецкой области. Большой и давний друг организатора и вдохновителя балетных фестивалей Вадима Писарева, тогда – его сосед по лестничной площадке. Писаревы жили в квартире номер 32, а Януковичи – в квартире номер 31, то есть, через стенку. Даже и не знаю, в каком качестве более Янукович был приглашен на фестиваль – как губернатор, или просто по-соседски.

Помню, сколько было разговоров по поводу этого его случайного поворота головы на втором плане снимка, положения головы «неформального». Фото попало в редакции областной прессы, и редакторы не знали, что с ним делать: публиковать его в таком, как есть, в оригинальном, виде нельзя. Ведь разве это возможно – губернатор и позади всех! Губернатор должен быть впереди всех!

К тому же, он не смотрит гордо и самозабвенно в объектив, как это принято на различных лощеных официальных пиар-плакатах, а просто беседует с кем-то…

Решено было либо такой снимок не публиковать вовсе, либо губернатора вырезать из кадра, подальше от греха. Как бы чего не вышло…

Так этот снимок невостребованным и остался… И мое лично мнение таково, что из песни ведь слова не выкинешь. Это жизнь, и объектив беспристрастно ее запечатлел. В чем объектив виноват и к чему тут перестраховываться?! А сегодня, после всех известных событий, на это фото вообще смотришь другими глазами и просто не знаешь, как ко всему относиться… Было спокойное, нормальное время – жили себе, дружили.

 

Как мы жили и дружили

Именно таким Федорович был вообще-то в жизни на моей памяти. Поначалу, во всяком случае, был он таким, до своего хождения во власть. Не старался выйти вперед, скромно находился где-то поодаль, когда фотокорреспонденты суетились вокруг героев. Когда приезжал ансамбль Моисеева с «Еврейской сюитой» и в правительственной комнате театра забыли, зачем собрались, и стали вдруг почему-то говорить слащавые тосты… в адрес губернатора, Янукович вежливо, но твердо сказал: «Товарищи! Герои дня у нас сегодня евреи. Давайте за них и поднимем бокалы!».

В центре фото донецкий бизнесмен Сергей Исаев. Просто хороший, добрый, веселый человек. Друг Писарева и один из меценатов фестивалей. Альпинист, покоритель Килиманджаро.

На фото прославленные Нина Ананиашвили и наш Вадим Писарев, обладатель титула «Лучший танцовщик мира». В 21 год он стал заслуженным артистом, а через несколько месяцев – народным. Уникальнейший случай, такого не было даже у Пугачевой.

Талантливая и упорная троица – Нина Ананиашвили, Андрис Лиепа и Вадим Писарев завоевали в свое время главные награды на международном конкурсе в США – Гран-при и Большую золотую медаль. Причем, были при этом не в очень хорошей форме, а Вадим вообще накануне получил тяжелый перелом и танцевал с лангеткой на руке. Американские газеты так и написали тогда: «Приехали трое неблагополучных русских и забрали все золото».

Однако, мы прервали Григола Вашадзе – (он же Гия, он же Гриша, он же будущий господин министр иностранных дел) – прервали на полуслове его тоста. А говорил он тогда прекрасные слова о том, как грустно ему, из-за того, что новых границ понаставили, что по ту сторону «заборов» остаются друзья, о том, как здорово, что «все мы здесь сегодня собрались» и говорим на одном прекрасном языке, на русском, который давно уже стал не просто языком межнационального общения. И никто не знал, что ещё ждёт нас всех через годы… Кому бы сказать тогда – разве бы поверили!

 

Былое и думы

Как-то Интернет-новости принесли сообщение, о том, что министр иностранных дел Грузии вступил в конфликт с российским президентом из-за событий августа 2008-года. Кто уж там прав, кто нет – того не знаю. В любом случае, права, по-моему, народная пословица о том, что худой мир лучше доброй ссоры.

«На вопрос, не хотел бы Вашадзе отказаться от своего второго, российского гражданства, дипломат отвечал своеобразно и мудро: «У меня же не гражданство российского правительства. Правительства приходят и уходят, а Россия и русский народ останутся». Это из прессы того времени.

…Очень хорошо помню, как мы попрощались с Гией в 1993-м году в Донецке. Он поделился, что вырос в тбилисском дворе, где бок о бок жили грузины и евреи, и сказал: «Мы с тобой еще как-нибудь и вина грузинского выпьем, и мацы поедим!». Не это ли самое время настало? Мы неожиданно встретились с ним в святом Иерусалиме!

Где-то я прочел, что отношения между Израилем и Грузией были в последние годы вялотекущими и дошли едва ли не до точки замерзания, а теперь вот – братаются наши города Ашдод (где проживает едва ли не больше всего дончан) с Батумом, и многое у наших стран впереди!

Вот если бы ещё только в Донецке и на Украине всё поскорее наладилось, тогда бы вообще было замечательно!


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Pavelech
    Pavelech 04.08.2016, 15:18

    "Когда я слышу русскую речь, впечатление у меня, будто неспешно едут сани-розвальни по скрипучему снегу через бесконечный задумчивый русский лес…"

    Хорошо было сказано... Вообще, жизнь - она причудливее придуманных романов.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.