Театр, который мы не знали
Не так уж много было театров в истории нашего городка, чтобы пренебрегать одним из них. Скорее всего, существовал он очень недолго. Может быть, менее двух месяцев. Но он был, и мы должны обратить на него наш пристальный взгляд.
Начиналось все 2 октября. Вот какие объявления шли весь сентябрь в газете «Новая Донецкая Мысль»:
Публику тщательно разогревали. И что же она получила? Вот рецензия на первое представление в Новом театре:
Где он находился? В одном из отчетов читаем, что на углу 8-й линии и Большого проспекта. То есть – на углу улицы Горького и проспекта Лагутенко. Вот этот перекресток – и здание театра, указанное стрелкой:
И вот этот дом:
Из архивов Дедешки Джеральда (собственно — из архивов облгосархива) следует, что им владел Симон С. Ротенфельд, живший на 10-й Линии, затем его купило Общество взаимного кредита, у которого, в свою очередь, он был куплен Исааком Венгеровским, владельцем лавки готового платья. Видимо при смене владельца театру пришлось съехать в другое помещение. Стоимость дома Ротенфельда/Венгеровского составляла 4 050 р. (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.57 об.-58). После покупки этого дома и выезда театра Исаак Венгеровский сам жил в этом доме, занимая комнат на 480 р., и сдавал жильё А.С. Комкову за 300 р. в год (Там же. Д.12а. Л.59). Остальные площади сдавались городской Бирже труда. К 10 июня 1919 г. цена дома упала до 2 700 р. (Там же. Д.22. Л.30).
Что там показывали? Как и было задумано, репертуар представлял собой русско-украинскую смесь. Вот что там шло в первый день:
В дальнейшем выдерживалось примерно такое же искусство. «Чайка», «Запорожский клад», «Мазепа». Такое. Содружество культур, при доминировании украинского компонента. В полном соответствии с культурной политикой гетьманата пана Скоропадского.
Частный театр должен был думать о коммерции. Он и думал. Вот какое предложение появилось в газете в разгар октября:
То, что вопросом сдачи помещений под благотворительные вечера занимался человек по фамилии Кеворкян, не удивляет. Армяне тогда вместе с евреями нахились в авангарде юзовского предпринимательства.
Как закончилась история Нового театра, нам неизвестно. Возможно, он приказал долго жить сразу после ухода в ноябре австрийцев и немцев. Возможно, существовал и при более поздних властях. Возможно, еще всплывал в нашей истории. Это мы, несомненно, когда-нибудь узнаем.