Спасибо, что живые
Цикл статей Руслана Мармазова о фильмах, снимавшихся в Донецке, продолжается. На сей раз, в центре внимания — горноспасатели, а место действия, помимо прочего — две донецкие шахты. Слово Руслану…
Первая горноспасательная станция была создана в Макеевке в 1907 году. А теперь попробуйте забыть этот факт. У меня не получилось. Как проникла в меня информация из фильма «Внезапный выброс», так и засела в памяти. В самом начале картины, снятой в 1983 году на киностудии им. Довженко, несколько человек из горноспасательного отряда приехали в детский дом (больше похожий на пионерлагерь на Азовском побережье) рассказать о своей работе.
Помимо прочего, там упоминается имя Николая Черницына, человека незаурядного и героического, хотя и незаслуженно мало жалованного вниманием. Инженер, политкаторжанин, дерзкий просветитель, он один из тех, кто стоял у истоков горноспасательного дела в Донбассе. Первым стал изучать причины выбросов рудничного газа, суммировал накопившиеся знания. Погиб при ликвидации аварии на горловской шахте, которую мы знаем как «Кочегарку», в 1917 году.
Собственно, будь в фильме только эта важная ссылка на историю, труды праведные по созданию ленты уже можно было бы считать целесообразными. По счастью, там и прочих небезынтересных моментов в достатке. Суровой, далекой от лакированных паркетов, буднично-героической, под стать ее героям – горноспасателям, получилась картина. Съемки велись на шахтах «Трудовская», «Социалистический Донбасс». Иногда создается впечатление, что это не игровое кино, а документальное.
Не стану спорить, что специалисты смогут без напряжения обнаружить в постановке режиссера Бориса Ивченко ряд несоответствий действительности. Но не в том суть. Главное – это жесткое и прямое утверждение, что шахтерский труд – штука опасная. И коварные выработки могут нанести смертельный, все испепеляющий удар в любую секунду. А если вдруг пришла беда, то на выручку бросятся только части ВГСЧ. Работа у них такая: вынимать людей из пекла. Обычная донбасская профессия.
В главной роли командира горноспасательного отряда фигурирует Александр Александрович (Лесь) Сердюк. Невзирая на его типаж и имя-фамилию, это харьковский актер. Джентльмен вызывающе мужественной внешности, черты лица вырезаны грубыми, но ювелирными инструментами. Образ не без успеха использовался советским кинематографом, где на счету Сердюка 8 десятков ролей, причем, часто и густо, в военной форме или исторических одеяниях. Дай мне волю, я бы его и в перьях вождя гуронов снял, было бы сильно, но, к сожалению (а скорее, к счастью), не сподобил меня Создатель быть режиссером. Да и отличного профи Леся Сердюка уже несколько лет нет с нами.
Его персонаж, как и полагается в подобных случаях, переживает сложный период не только на службе, но и в личной жизни. Он совсем недавно назначен на ответственный и, если честно, расстрельный пост. Самое же печальное, что его единственный сын, который даже в мелочах старался походить на отца, тоже трудился горноспасателем и погиб, вытаскивая из-под завала шахтера. Александр Тригорин (так Сердюка зовут по фильму) пытается жить дальше, успокаивает жену и даже намекает на усыновление паренька из детдома. А супруга психует, выдвигает несусветные претензии мужу, типа, ты же живой, а сына нет. Нормально, да?
Но беда подкрадывается оттуда, откуда в кино ее ждешь ежеминутно. На одной из шахт Донбасса случилось название кинокартины. В смысле «внезапный выброс». Под завалом оказалась группа горняков, а в сразу ставшим тесным и скудным шахтном дворе – толпа метущейся родни добытчиков угля. Со своим абсолютно естественным ужасом ожидания приговора. Все думают о самом страшном, но надеются на лучшее и уповают, понятно дело, только на Господа и на горноспасателей.
Жена Тригорина, которая в частной жизни мозг ему сушит, что хороший японский фен, в экстремальной ситуации прозревает, летит к начальству, просит не пускать супруга в эпицентр, тот-де смерти ищет. Но центральный образ повествования – парень вовсе не хлипкий. Он (не без оснований) полагает, что находится тут, чтобы людей спасать, а не гибнуть почем зря.
К заваленным горнякам рвутся любыми методами, в том числе и исключительно рискованными. Тут есть некая перекличка с фильмом «Восемь дней надежды», который был снят в Донецке и вышел на экраны, считай, в это же время. Естественно, в пиковый момент командир отряда отправляется на прорыв…
Параллельно мелькают жизни. Один из респираторщиков в исполнении Александра Соловьева (в том же году он сыграл конокрада Красавчика в знаменитом «Зеленом фургоне») строит персональную судьбу. К нему приезжает славная девушка из Ялты, которая даже сдружилась с его мамой, помпезной шахтной библиотекаршей… Но слабина, которую типаж дал в момент «Ч», поставила категорический крест на его карьере горноспасателя. Это точно не профессия, где можно труса праздновать. От действий одного зависит жизнь всех…
Наступил эпизод, где, можно подумать, героя Сердюка завалило. Я по-зрительски уже расстроился. Но нет, команда вытащила его на поверхность. И была мне радость. Спасибо режиссеру за мудрое решение. А главное – спасибо всем, кто поднялся на-гора живыми.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Зато вкусные! Сочные!
Это то, что называется "авторский стиль". Не всем это нравится
Поддерживаю и уважаю! А насчёт "авторский стиль", так этим можно оправдать всё, и безграмотность и скудость мысли как это было на заре советской власти(читай Гаврилиаду).
И мне интересно. А где там овощной был? Я помню, что на повороте (перекрестке) возле пожарной части строили какую-то стекляшку, но то вроде не овощной магазин был. Он и потом работал. А две реальные пивные - это одна в сторону "Кировской" (возле трамвая), а другая - недалеко от столовой (общежития) исполкома.
А я за нее как раз и не знал. Кстати - о съемках фильма. А не могли снимать какой-нибудь документальный фильм в это время, а постройка магазина как раз совпала по времени? Тут кажется Алюрка давно уже выкладывал документальный фильм о "Кировской". Там - о шахтерах или спасателях, кажется. Есть отрывки, как они едут по дороге на Новый ствол в шахтном автобусе. По годам - где-то 70-е - 80-е. Не могу никак найти в поиске на сайте.
Вот спасибо огромное! Полное название - "Шахтеры шахты 17-17 бис" (1972 год). А голос от автора - Армен Джигарханян!