Точки на бульваре
Максим Коновкин продолжает свой беспримерный рейд по торговым точкам эпохи социализма и постсоциализма. На очереди — бульвар Пушкина. Слово Максиму…
Теперь хочу пройти по бульвару Пушкина. Там было немного торговых точек, но некоторые хочу вспомнить.
Двинусь по нечётной стороне. В доме, который на пересечении с проспектом 25-летия РККА, многие годы находился неплохой комиссионный магазин, где в самый разгар «перестройки» появились привезённые из-за «бугра» магнитофоны (наши «Скифы» и «Электроны» им и в подмётки, естественно, не годились!) и «видаки». Последние, конечно, заставляли разинуть рот заядлым «видеоманам».
Пройдя лужайки, где ныне два бизнес-центра и ресторан «Пушкин» со скульптурой великого гения, можно было выйти к магазину «Химтовары». В годы заката империи там была табличка: «Дихлофос и клей «Момент» детям до 18 лет не отпускаются» (началась токсикомания). На газоне возле магазина почти не росла трава: ребята выливали из пластиковых бутылок средства и делали брызгалки.
Далее, напротив школы, в 1984 году сдали в эксплуатацию высотное здание вычислительного центра управления «железки» с фонтанами. До него там было двухэтажное барачное здание старого стационара больницы УВД, поликлиника которой находилась в соседнем доме, где ателье (вход в неё находился со стороны Комсомольского).
Ближе к театру – высотка АТС с лозунгом на крыше: «Донбасс работает на коммунизм!» и шикарным газоном. Когда-то там стояли лавочки и росли разноцветные розы.
От 23-го дома и начинались собственно магазины и прочие торговые точки. На углу, где ныне «Венские булочки», работала парикмахерская. Возле неё – овощной магазин «Дары полей», где в конце лихих 90-х продавались резаные лимоны. Чуть дальше по бульвару – 55-я почта и кулинарный магазин ресторана «Донбасс». Его вывеска была обрамлена двумя неоновыми поварятами с курицей на подносе.
В следующем доме работал единственный на тот момент в городе магазин диетического питания – «Виола» с уличным окошком. Нуждающиеся могли приобрести продукты для диабетиков, а также пивные дрожжи. Среди картинок в витринах был и хомячок с обёртки выпускавшегося когда-то в Донецке ириса «Лимонный». Проработала «Виола» до 2003 года, теперь там кафе «Три толстяка». Рядом был магазин галантереи «Акация». Между этими магазинчиками сидел часовщик с Заперевальной, Апетнак Майлян, отец моего преподавателя иммунологии. На тот момент это был один из наилучших мастеров в городе.
Далее – легендарное кафе-мороженое «Арктика», ставшее в 1989 году кооперативным и закрывшееся впоследствии на капремонт. В 1996 году его возродили, но не оправдало оно себя. Надеюсь, что «Винтер» или «Геркулес» рано или поздно возродят эту достопримечательность! Может, даже вернутся туда и созданные Леонидом Бринём белые мишки, где-то ведь они несомненно остались.
Следом – магазин цветов «Ромашка» с зеркалами на стенах и главным атрибутом – огромной клеткой с попугаями! Детишки часто глазели с улицы чисто на них, как в зоопарке.
Немного дальше – единственный в те времена цветной фотосалон «Радуга», где работал великий мастер Борис Добромыслов. В конце 80-х там фотографировались все артисты и певцы, гастролировавшие в Донецке. За салоном – срочное фото и очень неплохая парикмахерская.
Возле театра оперы и балета располагалась доска «Донецк строится» с фотоснимками всех городских новостроек. Далее, на месте сгоревшего дотла склада оперного театра в конце 60-х годов построили дом с прекрасным двухэтажным магазином подарков «Магдебург» — на тот момент это был город-побратим. В конце Империи он стал кооперативным, потом там работал ресторан (кажется, им руководила Стелла Вечёрко, дочь Звягильского), теперь – «Маугли». Следом был выставочный зал художественного музея, работающего и поныне чуть-чуть поодаль. Сколько уже разговоров о переносе его в другое место!
Перейдём возле здания областной госадминистрации на другую сторону. В 32-м доме находится общество «Знание», а далее в былые времена было ателье «Грация», а потом – магазин туристического снаряжения. Следом – офис выставки «Подводные фантазии» и магазин филателии. Помимо последней там продавали иконы, картины и прочие антикварные товары. На углу все годы был клуб шахматистов, теперь пиццерия. Молочный магазин, работавший дальше, когда-то был очень хорошим: там даже коктейли готовили. На стенах висели картинки из советских книг о питании.
Медицинская библиотека, которая немного дальше, также нуждается в отдельном помещении, как и художественный музей. Не следует областную библиотеку располагать в жилом доме: опасность пожаров и протекания труб.
В следующем доме когда-то была пельменная, потом кафе «Русская поварня», теперь «Трактир на бульваре». Оскорбительное название: как это можно называть фешенебельный ресторан «трактиром», где в прежнее время собирался сброд? Да и это слово от «тракт», поэтому на бульваре трактира быть не может!
Далее – магазин «Охотник-рыболов», ателье «Фантазия» и детский дом культуры железнодорожников. Пройдя проспект Гурова можно было попасть в вареничную с окошком, где торговали всякими пирожками, чебуреками и прочим. Следом – работающая и по сей день аптека, ателье и «Дом дружбы и мира», бывший детсад.
На углу с проспектом Гринкевича – две высотные «сталинки», одни из первых в городе. Справа когда-то работал музыкальный магазин, а позднее – «Торговые услуги», где отоваривались многодетные родители. Через дорогу – «Военная книга» с прекрасным канцелярским отделом, потом – «Дисней».
Миновав арку, можно было увидеть и по сей день работающую детскую поликлинику. Крышу этого дома украшала демонтированная в 1981 году стандартная фраза советской рекламы: «Храните деньги в сберегательной кассе!» («если, конечно, они у вас есть»).
Хлебозавод, оставшийся с времён промзоны с подъездными путями, закрылся в преддверии Евро-2012 (было потенциальное место для отеля, как и снесённая невдалеке баня). В 1987 году там начал действовать магазин «Горячий хлеб», один из первых в городе.
Миновав жилой дом, выходим к прекрасной школе, которую заканчивал и я. Когда-то там была брусчатка, потом сделали пешеходную зону. Гостиница «Киев» появилась в начале 70-х годов, до того там стояла хибарка. В ней жила замечательная семья Сухолуцких, впоследствии ставшие нашими соседями (ныне уже бывшие) – папа Николай Михайлович, имя мамы не помню, а сыновей звали Владимир и Марк. Последний уехал в Надым, проработал там мэром, теперь в «Белокаменной» обосновался. После слома хибарки они переехали в дом по Ильича, 1/119, где я прожил до конца 1982-го года.
А в конце бульвара – дворец спорта «Шахтёр» с его летним рингом, залами бокса и гимнастики. Много лет там работал тренером другой наш сосед из того же дома – боксёр Юрий Вадимович Бухман, воспитавший целую плеяду спортсменов.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
"Ближе к театру – высотка АТС с лозунгом на крыше: «Донбасс работает на коммунизм!» и шикарным газоном. Когда-то там Донбасс работал на коммунизм".
Апетнак Майлян по нынешний день там, если ничего не путаю. Ему примерно 85-й год щас. Весной менял мне батарейку в часах.
Отличный материал, один из лучших, спасибо!
Редакция обсуждена
абы не осуждена! Спасибо.
Вы путаете! Этот магазин был на Набережной, потом на Шевченко.
Однако и я жил в этом подъезде с 1955 года и вывеска о мастерской была.
в нашем "споре" одна надежда ка часы Finkelshtein-a, что они разрядят батарейку, он пойдет ее менять и спросит. Но я помню, как там был заколоченный изнутри выход из подъезда, куда было страшно спускаться со стороны входа со двора.
Вы ошибаетесь! Магазин Золотой Дюк был на проспекте Гринкевича!