Водная станция: до и после
12.04.2021

Водная станция: до и после

Автор — Елена БОЖКО

 

Возможно, в данном материале больше вопросов, чем ответов. Но мы (автор и добрые помощники этого скромного расследования) не отчаиваются и надеются, что поиски недостающей информации увенчаются успехом. История водной станции то всплывала, то терялась в бескрайних просторах газетной и архивной акватории… Временной охват – 30-50-е годы прошлого века – по настоящее время. И, как говорится: не обессудьте!

 

 

Шаг первый: газета «Социалистический Донбасс».

 

Об открытии новой водной станции в Сталино Дворца пионеров и октябрят имени Горького 12 июня 1939 года сообщала газета «Социалистический Донбасс». На тот момент в секции Дворца пионеров занимались более 350 юных моряков. В заметке говорилось также, что после парада юных моряков будут проведены соревнования по гребле и плаванию, прыжкам с вышки. У причала ожидали — парусная яхта, моторные лодки, шлюпки, байдарки. А теплым июньским вечером в детском сквере имени Пушкина предполагалось гуляние…

На снимке в газете хорошо видно, как с вышки в акваторию пруда прыгают молодые состоявшиеся спортсмены (постановочный кадр, скорее всего!?).

Подробности строительства, кто его осуществлял, конкретное местонахождение станции в заметке не упоминаются (на то она и заметка,  не статья же).

На фотографии металлического моста (40-х годов), который вклиняется в воды второго пруда с западной стороны берега, не наблюдается никаких строений, и тем более, вышки (размещенной на сайте «Донецком» в 2010 году). Поэтому и возникают сомнения: таки на восточном или западном берегу была водная станция, и второго ли пруда?

И документов, подтверждающих, где именно располагалась водная станция в 1939 году, нам не удалось выявить.

Но, давно дело было, и свидетелей этого события практически невозможно найти.

Возможно, более подробная информация об этом событии могла освещаться  в газете «Сталинский рабочий». Но, к сожалению, подшивки этой газеты за 1939 год не сохранились. Они отсутствуют, как в библиотеке им. Крупской, так и в донецком государственном архиве.

Великая Отечественная война помешала мирным планам не только юным спортсменам Сталино, но и всем жителям некогда огромной страны.

По всей видимости, водная станция была разрушена. Этот факт также требует исследования актов о причиненном ущербе городу Сталино.

Скорее всего, вопрос о строительстве новой водной станции не поднимался в первые послевоенные годы. Были задачи первоочередного восстановления шахт, заводов, фабрик.

И, как говорится, очередь наконец-то дошла…

 

 

Шаг второй: читальный зал донецкого государственного архива.

 

К нашей великой радости в фонде исполкома Сталинского городского совета депутатов трудящихся есть решение от 9 мая 1952 года (Р-279, оп. 2, д. 659, л. 20) о выделении участка на восточном берегу второго пруда Совету ДСО «Металлург» под строительство водной и лодочной станций протяженностью 300 метров и глубиной 40 метров (!).

Генеральный план и проект сооружений рекомендовано согласовать с Управлением главного архитектора города Сталино. Также необходимо было согласование с Горторотделом по вопросу открытия точек мелкорозничной сети на территории водной и лодочной станций.

Наше внимание привлек еще один документ. Решение Сталинского горисполкома от 10 июля 1952 года об утверждении стоимости проката лодок хозрасчетной лодочной станции  ДСО «Металлург» на пруду Центрального парка культуры и отдыха им. Щербакова (Р-279, оп. 2, д. 697, л. 29).

Первый пункт гласил об открытии прокатной лодочной станции в парке. Далее указана цена проката однопарной шлюпки в час, которая составляла 4 рубля в час, и двупарной шлюпки —  7 рублей в час.

В пересчете на «новые» деньги, соответственно, 40 копеек и 70 копеек в час.

Вменялось также ДСО «Металлург» строго следить за порядком на лодочной станции и организовать дежурство спасательной шлюпки.

Сведений немного, но тем они и ценнее!

Таким образом, делаем вывод, что водная станция, построенная в 1939 году, не сохранилась. Исходя, естественно, из содержания новых решений Сталинского горисполкома.

Опять же встает вопрос, когда же водная и лодочная станции были введены в эксплуатацию?

В фонде Городского управления архитектуры могли быть акты о введении в эксплуатацию этих станций. Но тщательный просмотр описи фонда городского управления архитектуры за первую половину 50-х годов успехов не принес. Поиски продолжаются!..

 

Пролетели успешные 60-70-80-е годы…

 

Шаг третий: просторы интернета.

 

На портале www.Googl.com (информация за 2009 год) мы прочитали, что в советское время на станции была вышка для подготовки спортсменов по прыжкам в воду и о том, что там проходили соревнования. На станции также работали многочисленные спортивные секции.

Но наступили лихие 90-е.

С развалом СССР, вышка исчезла, ее разобрали на металл. Здание трижды перепродавалось, пребывая в частных руках, в связи с этим местные власти не имели возможность причислить его в собственность города.

 

И все-таки жизнь на водной станции как-то теплится, и по сей день.

 

Шаг четвертый: стечение обстоятельств и заочное знакомство…

 

В телефонном режиме в октябре 2020 года удалось поговорить с Михаилом Исаевичем Китайгородским, который всю свою сознательную жизнь увлекается разными видами спорта, в том числе и водным.

Он был крайне немногословен, но кое-что все-таки поведал нам. Занимался Михаил Исаевич водным спортом с 70-х годов, непродолжительное время, где-то около года. Так как это не было его основным спортивным занятием.

Михаил Исаевич рассказал, что здание водной станции было некогда деревянным, со второго этажа можно было наблюдать за соревнованиями. И лет, эдак десять назад, построили новое – кирпичное (а возможно и раньше).

На фотографии, которую поместила Julia Belousova на просторах интернета 19 февраля 2009 года, видны строительные леса, укрывающие уже каменное здание станции. Понтонный мост в том же году починили.

Предполагаем, что, на снимке и был зафиксирован момент строительства нового здания водной станции. Возможно, Михаил Исаевич, был почти прав.

Поиск документов о строительстве и вводе в эксплуатацию нового здания станции практически не приведет к положительному результату. Отрицательный момент для общедоступности информации – право владельца: разглашать ее или оставлять за чертой «коммерческой тайны».

Здание в настоящее время не имеет такого презентабельного вида, как десятью годами ранее, но для занимающихся там энтузиастов – это не имеет особого значения.

Прошло немало лет, и Михаил Китайгородский возобновил занятия, но только в качестве тренера. Обучает дончан плаванию на байдарках (еще эти лодки называют каяки).

По-прежнему сюда приходят тренироваться все желающие.

Но, как говорится, масштабы уже не те.

 

 

Шаг пятый, но не окончательный: всем спасибо огромное!

 

В предоставлении информации из газеты «Социалистический Донбасс» от 12 июня 1939 года, мне помогла уважаемая Елена Згинник. За что автор этого материала премного благодарен Елене.

Также выражаю глубокую признательность Елене Даниленко за помощь в дополнительных поисках и получении копий документов в донецком государственном архиве.

Благодарим и Михаила Исаевича Китайгородского, что дал согласие на разговор, хотя и непродолжительный.


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. ЕЕК
    ЕЕК 13.04.2021, 14:43
         В Решении о выделении участка на берегу "протяженность и глубину", скорей всего, надо читать как "длину и ширину" выделяемого участка. Думаю, у многих в семейных фотоархивах найдутся фотографии, где фоном была лодочная станция. Я выбрал несколько фрагментов из таких фотографий разных лет из своего фотоархива.      На самом раннем фрагменте с фотографии, сделанной моим старшим братом Владимиром, несмотря на нечеткое изображение (все же задний план) в левой части можно разглядеть вышку для прыжков в воду, но к вышке из газеты она вряд ли имеет отношение. Так же вряд ли в 1975 году здание было деревянным. Видно, что при реконструкции изменился фасад здания, кровля, его фонарная (или мансардная) часть, но капитальные стены, скорей всего остались те же.                                                    Заброшенное здание на последнем фрагменте с фотографии этого года, возможно, относилось к лодочной станции, которая была на восточном берегу 1-го ставка рядом с пляжем, по крайней мере, в середине 60-х годов.      Напоследок замечу, что любые воспоминания не могут служить аргументом в исследованиях, а лишь направлением для поисков их документального подтверждения. 
  2. Dedushka
    Dedushka 18.04.2021, 01:13
    Да, для Второго ставка 40 метров явно недостаточная глубина, исправьте в документе и в тексте на 400, так будет лучше. 

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.