Номер «люкс» в гостинице «Металлургия»
"Сталино — город гостеприимный" — так называется новая группа в Фейсбуке, основанная Еленой Згинник. Ее тематика обозначена следующим образом: "История города Донецка (1924-1961) глазами известных людей, гостивших в нем в указанный период". Рекомендуя обратить на нее пристальнейшее внимание, мы приводим одну из размещенных там публикаций.
В конце 20-х – в 30-х годах прошлого века город Сталино славился своим гостеприимством. В самой главной гостинице «Металлугия» был один роскошный номер, который держали для особо важных гостей. Это были, конечно, не заморские гости, не президенты и не олигархи, а представители технической и творческой интеллигенции, посещавшие наш город в эпоху индустриализации и стахановского движения.
Первым из известных людей посетил этот номер Владимир Маяковский. В конце июля 1927 года он вместе с другом, поэтом Семёном Кирсановым и своим помощником П.И. Лавутом из Ясиноватой добирался до нашего города на тачанке. П.И. Лавут в книге «Маяковский едет по Союзу» вспоминает, как из двух дорог – подлиннее и получше или покороче и похуже, выбрали ту, что получше, как, боясь грабителей, Маяковский и Кирсанов, вынули револьверы. Но больше всё-таки все трое боялись опоздать к началу представления. А так и случилось.
Толпа, собравшаяся возле цирка шапито на главной улице Сталино, уже тревожно гудела: «Обманул, не приехал». «Маяковский, навёрстывая опоздание, сразу же включается в работу. Его голос сотрясает брезентовые своды. После нескольких вводных фраз он переходит к стихам. Включается и Кирсанов. Аудитория удивлена: такой маленький, а какой темперамент, голос!», — пишет П.И. Лавут.
Спустя несколько лет Семен Кирсанов, вспоминая этот вечер, напишет:
А в цирке —народу
тьма — тьмущая,
до полуночи ждут,
ожиданьем томясь,
шахтеры и семьи шахтеров,
от десяти
до пятидесяти лет.
Народнейших
так не встречают актеров,
как встречен
шахтерской семьею поэт.
Вечер закончился, и слушатели торжественно проводили поэтов в гостиницу «Металлургия», где Маяковскому был предоставлен лучший номер. Балкончик этого номера выходил на Артёма, и благодарные слушатели ещё долго внимали речам великого трибуна.
На следующий день поэты уезжали из Сталино в Харьков через Харцызск. С трудом разыскали машину. Жара стояла неимоверная. Мотор барахлил, камеры лопались. Маяковский нервничал. Пока ждали поезда на Харьков, прибыл скорый Москва – Сочи. В окне одного из вагонов мелькнуло лицо Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Так два великих человека успели обменяться приветствиями на станции Харцызск.Но это вовсе не значит, что В.Э. Мейерхольд никогда не бывал в Сталино. Как раз напротив, он приезжал сюда с гастролями своего знаменитого театра в 1936 году. Но это уже другая история.
Гостиница была на месте индустриального техникума?
Или южнее?
provizor,
На месте техникума