Абакумовский ставок. Начало
07.05.2020

Абакумовский ставок. Начало

Ставок на окраине поселка шахты имени Абакумова — один из самых больших в Донецке. История его непроста и крайне любытна. Ее нам скрупулезно излагает Елена Божко…

Как зарождался в микрорайоне Абакумова водоем, расскажут документы и некоторые свидетельства коренных жителей поселка.

Лозовая — приток реки Волчья (как гласит Википедия «у этого термина существуют и другие значения») — для абакумовцев малоизвестное определение (ну, если только поселок с похожим названием Лозовое). А вот о ставке знают все (так искусственные или естественные пруды называют в Украине, Краснодарском крае и Ростовской области).

Рыбаки с удочками, детвора с кругами (или автомобильными шинами) летом, коньками и санками зимой – все туда!

Ну, кто сейчас, кому за семьдесят, назовет дату, в каком же году он образовался? Говорят так: где-то в начале 60-х. А точную дату вспомнить не могут.

Из рассказа Владимира Николаевича Феденко, я узнала, что некогда директор шахты им. Абакумова захотел, чтобы и на нашем поселке был ставок (Старомихайловский, Лозовской уже были). Решили построить плотину из шахтной породы, чтобы перекрыть течение речушки. Чья же это была идея? Беликова Виталия Герантьевича, который был начальником шахты с 1958 по 1961 годы или Воронина Василия Алексеевича, возглавлявшего предприятие с 1961 по 1965 годы? Я склоняюсь к версии, что идея все-таки принадлежала Василию Алексеевичу (так как работал на шахте не первый год), человек он был энергичный, толковый. О нем всегда говорили одобрительно. А может быть начинал Беликов, а при Воронине работы завершились?..

Поселок к тому времени был сформирован. Частный сектор в балке (в том числе и строения, которые называют, по сей день, «финскими домиками») образовал несколько улиц. Как грибы, на глазах росли пятиэтажные «хрущевки». Общежития для одиноких и семейных шахтеров, жилой массив с характерной архитектурой времен немецких военнопленных – придавали микрорайону неповторимую привлекательность. Улицу Кирова протянули впритык к Старомихайловке. Уже были три школы (общеобразовательная средняя №77, школа-интернат и вечерняя школа рабочей молодежи), запланировано строительство восьмилетней школы № 85; детские сады, магазины, ателье мод, парк, Дворец культуры — как не радоваться —  «конфетка», а не поселок!

А вот зона для летнего отдыха, по мнению руководства шахты, была не на достойном уровне.

Местные мальчишки бегали на ручей (так называли речку Лозовая) и карьер, где открытым способом добывали песок. Драли раков, ловили бубырей, загорали.


Ребята, которые бегали на карьер и ловили рыбу. 1962

 

Вопрос преобразования из мелкой речушки в ставок был окончательно решен. Работы велись полным ходом. И, главное, кадры были «под боком». Насыпь для плотины из шахтной породы с террикона делали. Рабочие с удовольствием занимались благоустройством пляжа, установили лавочки на главной аллее, колонку с питьевой водой. Были высажены ивы у самого берега, чуть позже появился киоск, в котором продавали ситро и мороженое, для детей перегородку для купания сделали и т.д.

После сооружения плотины и пешеходного моста с одного берега на другой, сезон начинался в мае и заканчивался в августе (для рыбаков такого понятия не существовало — их наблюдать можно круглогодично и ныне). Конечно, благоустроенный пляж на первом берегу собирал гораздо больше людей. Мы ходили и на второй берег, рядом колосились поля колхоза «Красная Армия» и воздух был чище.

В праздничные и выходные дни приходили сюда творческие коллективы Дворца культуры — пели песни, играли на баяне, танцевали перед земляками. За горкой на первом берегу разрослась черемуховая роща, привлекающая отдыхающих. В общем, было практически все, что необходимо для непродолжительного, но приятного отдыха.


На аллее (слева киоск, в котором продавалось ситро и мороженое). 1977

 

Но однажды произошел случай, свидетелем которого был мой старший брат. Мужчина, с мальчиком на шее, забрел на глубину и тут же провалился под воду. Они стали тонуть, поочередно то, всплывая на поверхность, то снова пропадая. Неподалеку отдыхал Петр Мерц (друг моего отца) мастер спорта по плаванию (некоторые утверждают, что его звали Александр, но в публикации газеты «Слово шахтера» указано, что Петр). Спортсмен кинулся на помощь утопающим, но спасти удалось только маленького мальчика. А через пару лет спасатель погиб в шахте. В забое стоял комбайн, который только-только отремонтировали, кто-то его включил без предупреждения, в этот момент он был рядом…. Долгие разбирательства следственных органов, бесконечные вызовы отца в органы (это случилось в его смену) нанесли непоправимую рану на сердце горного мастера — ведь погиб его лучший друг. Человеку, который спас маленькую человеческую жизнь, свою собственную не суждено было уберечь. Шахта не прощает ни промахов, ни нарушений техники безопасности, ни проволочек руководства. Отец говорил так: «В шахте заснуть или зазеваться — значит найти свою смерть, голова должна вертеться на 360 градусов, тогда на-гора поднимешься». Грустные воспоминания, но это жизнь, которая оставляет в нашей памяти след. Об этом тоже надо знать.

Шли годы, привычным, по-прежнему, был отдых в летнее время на ставке.


Фото из газеты «Слово шахтера». Начало 60-х.

А вначале 90-х постепенно стало водное и прибрежное хозяйство приходить в негодность. Пристань с лодками и сторожевой домик исчезли с лица земли, лавочки со спинками также (точнее сначала пропали деревянные перегородки лавочек), ближе к мосту разросшийся камыш рыбакам не давал  подойти к воде.

Удивительно, но факт! Как у народа, получается, держать нос по ветру? Успевают не только строить своевременно, но и грабить молниеносно! Остались от пляжа, как говорят «рожки да ножки». А люд все продолжал ходить, чтобы искупаться и позагорать. С горем пополам старались поддерживать порядок.

Когда шахта еще работала, пусть уже не в тех объемах добывали уголь, но средства были, чтобы хоть как-то содержать зону отдыха, родилась на базе шахтного комитета и поселкового совета инициативная группа, идеей которой была — возрождение былой славы ставка.

В этой истории мне помог разобраться еще один человек. Почетный шахтер СССР, полный кавалер знака «Шахтерская слава» Виктор Владимирович Терещенко (сказано громко, но человек он не амбициозный, без малого 50 лет, отработавший на шахте). Напросившись к нему в гости, я узнала о попытках строительства новой лодочной станции на ставке в 2007-2011 годах. В то время Виктор Владимирович помогал шахтному комитету в решении всяческих задач.

Итак, месткомовцы приступили к осуществлению задуманного. Написали письмо в исполнительные органы Кировского района, с обещаниями, что за средства шахты наведут порядок на пляже, соорудят причал для прогулочных лодок и т.д. Но для этого еще надо было построить сторожевой домик, как же в таком деле без охраны и помещения? Исполком добросовестно вынес решение, которым обязал всех, кроме себя, заняться этой проблемой (контроль над исполнением, как положено по регламенту, взял на себя). И тут, началась долгоиграющая переписка с бюрократическими нюансами.

Оказалось, что плотина находится на балансе шахты, а вот земелька с обоих берегов и ставок — Марьинскому району. Как говорится: плавайте – сколько хотите, а причал и домик – нет-нет-нет!

Чуть выше первого берега проходит самая нижняя улица поселка – Ахматовой (а это — черта Кировского района Донецка). На втором берегу расположился дачный кооператив. Узкая полоска земли первого берега по-прежнему закреплялась за областью.

Кировский райисполком указал стрелочкой на исполком Марьинского района Донецкой области. Написали в Марьинку. А те, в свою очередь, «отписались», не обещая ничего и не желая чем-то помочь. Боле пяти лет длилась переписка с другими организациями, пока иссякли силы и возможности у инициаторов.

Разбираясь с копиями документов, которые бережно хранятся у Виктора Владимировича, мое внимание привлекла инвентарная карточка учета основных средств «Плотины на ставке». В графе «Дата и № акта ввода в эксплуатацию» имеется запись — «Декабрь 1964 года», а также другие сведения по оценочной стоимости плотины и еще кое-какие данные, к примеру, протяженность зеркала воды – 220,000 куб. метров. Какая маленькая бумажка, а сколько в ней ценной информации! Но я не совсем разобралась в этом документе, оставалась ли плотина на балансе шахты или нет?

История водоема помнит и такую страницу: через какое-то время «новые силы» появились у одной предприимчивой женщины, которая договорилась с местными властями об аренде земли, прилегающей к берегу. Пляж стал называться «Зеленый берег». Завезли туда надувные горки для деток, поставили палатку, где торговали пивом, настроили беседок, где можно было посиделки устраивать (в том числе и корпоративные), забором оградили территорию (поговаривали даже, что вход на пляж будет платным), заиграла громко музыка. И потянулся народ в зону отдыха! Со стороны выглядело очень презентабельно. Отдыхающие воспрянули духом, даже похваливать стали организаторов этого дела. Я поначалу не могла понять, отчего по моей улице так оживилось движение легковых машин (вовсе недешевых), особенно по выходным. Пока мне соседи не пояснили — это же все на ставок едут погулять-покутить.

Да зачем нам, абакумовцам, культурный отдых, лодочная станция и ухоженная аллея пляжа с чистым песочком, детскими звонкими перекличками на государственном уровне?! Ответственность, проверки…

Этот поток «веселых и находчивых» остановили еще более крутые события…

Сначала исчезла надувная горка. Палатку какое-то время охраняли, но и ее не стало. Прошел слух, что хозяйка «Зеленого берега» покинула наши места. С нею уехали резные беседки; забор разобрали (из чистого дерева все-таки) и куда-то увезли. Я без сарказма все описываю. Только то, что мне пришлось увидеть собственными глазами. Напрашивается вывод: то, что возводит человек – не вечно, а то, что дала природа — имеет срок годности куда более длительный.

Ну, ничего, ставок на месте-то остался! Подумала еще: кому хорошо, так — рыбакам. Ни смена власти, ни переименование административно-территориального деления — им нипочем. Главное, чтобы рыба водилась!

Рыбаки, июль 2013

И я неоднократно прогуливалась по главной аллее пляжа.

А в день Воскресения Христова 2018 года (в период, так сказать, полного затишья предпринимательской затеи) я наблюдала временную остановку речных чаек. Приятное и умилительное зрелище! Стая была небольшая. Досуг свой птицы распределяли равномерно — одна их часть нарезала круги по воде, не отказываясь от угощений наблюдавших, другая — грациозно рассекала воздух, тем самым привлекая внимание зрителей. Чаечки как будто понимали, что доставляют удовольствие людям, и с еще большим рвением проплывали то в одну сторону ставка, то в другую. Откуда и куда они следовали, известно специалистам, сведущим в науке о птицах.

Сама флора и фауна дарит радость людям — низкий поклон ей!


Ясенов

Ясенов

Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.