Здесь будет город-сад
21.04.2020

Здесь будет город-сад

Елена Згинник предлагает текст о генеральном плане развития города Сталино 30-х годов. Его так и не довели до окончательного варианта, и вот почему…

 

Первый генеральный проект планирования города Сталино был составлен Гипроградом УССР в 1932 г., но не был утверждён. Громоздкая и несовершенная процедура тянулась долгие годы. Однако, за время с 1932 по 1937 г. экономика города значительно шагнула вперёд. Развитие промышленности, стахановское движение, рост культурного уровня и требований населения к жилищу и коммунально-бытовым услугам, признание города Сталино столицей Донецкой области, привело к частичному пересмотру генерального плана 1932 г. О планировании и строительстве в городе рассказали в журнале «Архітектура Радянської України» в конце 30-х гг. главный архитектор Сталино Людвиг Иванович Котовский и архитектор Пётр Авсентьевич Головченко.

 

Город Сталино был очень сложным объектом с точки зрения планирования. При составлении генерального проекта архитекторам пришлось столкнуться с рядом трудностей. Это и расположение крупных промышленных предприятий (шахт, металлургического завода), которые не могут быть перенесены в другое место; и строительство города на подработанной территории; и неспокойный рельеф местности, созданный речками Кальмиусом и Бахмуткой и изрезанный большими балками; и бесплановая хаотичная застройка местечка Юзовка с его казармами, балаганами, землянками, каютами вперемежку с торговыми помещениями, складами и другими временными постройками.

 

Территория города по новому проекту строительства и реконструкции составляла 3824,5 га. Население насчитывало 400 тыс. человек. Город делился на 5 районов: Центральный, Восточный, Западный, Октябрьский и Путиловский.

 

Уличная сеть была построена в двух направлениях, перпендикулярных друг другу. Такое построение сети было связано с уже существующими улицами, формой строительных площадок, на которых, по условиям залегания угля, было возможно строительство, и рельефом местности. Общая протяжённость уличной сети составляла 232,3 км.

 

В условиях города Сталино наличие земельных территорий, на которых возможно капитальное строительство, было серьёзно ограничено подземными выработками, поэтому при планировании пришлось решать очень серьёзные проблемы обустройства системы зелёных насаждений. С одной стороны, необходимо было учитывать все требования, предъявляемые к зелёным насаждениям в санитарно-гигиенических, эстетических, хозяйственных целях, а с другой стороны, нужно было экономить земли, приемлемые для капитального строительства.

 

Зелёное строительство стало объектом внимания не только для горсовета, но и для всей общественности города. До революции Юзовка имела всего 28 га зелёной площади, небольшими пятнами разбросанной по большой территории. За 20-30-е гг. был разбит парк площадью в 150 га возле трёх ставков по реке Бахмутке, начато строительство парка им. Горького, создан городской питомник площадью в 140 га, построено большое оранжерейное хозяйство, несколько скверов и т.д. Общая площадь зелёных насаждений в конце 30-х гг. составляла 790 га.

Перестройка старых частей города касалась только Центрального района. Площадь старых кварталов составляла 1,2-1,6 га. Необходима была полная их реконструкция с расширением существующих кварталов. Проектом было намечено закрыть улицу Горького от Больничного проспекта до проспекта Дзержинского, потом 10, 13, 16, 17, 18 линии. Размеры кварталов сразу увеличились до 3-3,5 га. Одноэтажный фонд Центрального района был подвергнут поэтапному сносу, а освобождённая территория застраивалась 4-этажными домами. Намечены были на вынос на новые площадки различные склады, конные дворы, предприятия, и особенно, грузовая станция, которая очень мешала нормальной застройке центральной части города.

 

Огромное значение уделялось коммунальному хозяйству Сталино. Энергоснабжение Юзовки было мизерным. Освещалась только центральная часть местечка — «Новый Свет». Существовала только одна частная электростанция на 300 киловатт. За период второй пятилетки энергетическое хозяйство города было значительно реконструировано и расширено. Энергоснабжение осуществлялось от мощных электростанций «Донэнерго». Даже окраины города были охвачены электросетью, усилилось уличное освещение. В 1931 году длина низковольтной сети составляла 26,2 км с количеством светоточек 300 шт. В конце 30-х гг. длина сети составляла 139,4 км с количеством светоточек 2324 шт.

 

Газификация ставила Сталино в число передовых городов СССР. Она началась в 1934 г. На 1938 г. было построено 7,6 км газоносной сети, газоочистная станция, оборудовано газовыми плитами 1000 квартир.

 

Водоснабжение города до 1929 г. осуществлялось из местных выкопанных криниц и заводского водопровода, который брал воду из Богодуховской балки и криниц речки Бахмутки. Вода была недоброкачественной, с повышенной жёсткостью. В 1929-1931 гг. был построен водопровод длиной 40 км. Город Сталино был включен в систему Вседонецкого водопровода. Кроме того был проложен водопровод в 32 км от Карловского водохранилища. В конце 1930-х гг. протяжённость сети составляла 79 км, а потребление воды на душу населения – 50 литров в сутки. По проекту реконструкции предусматривалось довести норму потребления до 150 литров в сутки.

 

Канализация – это одна из самых важных строек 30-х гг. ХХ века. Строительство её началось с конца 1932 г. На 1938 год Сталино имело 15,7 км коллекторов, 46 км городской сети и 400 домовых присоединений. Согласно новому проекту, канализация строилась по раздельной системе с очисткой фекальных вод на биологической станции. Заканчивалось строительство очистных сооружений.

 

Городской транспорт до революции состоял из нескольких извозчиков. В 1928 г. начала эксплуатироваться первая линия трамвая от центра до станции Сталино. На протяжении следующих лет город связал отдельные районы между собой и с окружающими рабочими посёлками – Смолянкой, Рутченково, Мушкетово, Путиловкой и др. В 1937 г. длина трамвайных путей составляла 78,5 км, хозяйство насчитывало 115 вагонов, построены 2 парка. По проекту длина трамвайных путей должна была составить 127 км.

Культурное и жилищное строительство с конца 20-х гг. ХХ века приобрело большой размах. Жилищный фонд местечка Юзовки составлял 800 тыс. квадратных метров. За годы революции жилая площадь города увеличилась до 1250 тыс. квадратных метров. Ушли в прошлое балаганы, каюты, землянки. Сооружены новые кварталы многоэтажных домов. Было построено 25 школ-десятилеток, 18 домов городских детских яслей, 37 детских садов. В 3 вузах и 6 техникумах училось 1500 студентов. Возник огромный больничный городок им. Ворошилова. Строился городской театр, новый двухзальный кинотеатр, областная библиотека, новая гостиница и т. д.

 

Вместе с тем, существовали и негативные явления, которые усложняли нормальную застройку и реконструкцию Сталино. Прежде всего, город строился по неутверждённому проекту, а значит, допускались попытки отклонения от него. Население вынуждено было жить достаточно долгое время в обстановке неполноценных, незаконченных кварталов.

 

В районе студенческого городка, института патологии, трамвайного городка долгое время не было тротуаров, зелени и даже канализации. Город вкладывал колоссальные суммы в строительство, а не имел ни одного законченного ансамбля и полностью благоустроенного района. Растущий город Сталино требовал детально разработанного плана развития и реконструкции. Только после утверждения проекта Совнаркомом УССР он имел бы силу закона.

 

В результате отсутствия твёрдых архитектурно-планировочных решений и игнорирования комплексного проектирования, существовала практика анархичного проектирования и застройки каждого свободного участка. В практике реконструкции были надстройка и передвижение домов. Однако только в некоторых из проведенных надстроек была достигнута композиционная целостность. Например, в доме горсовета, в доме жилищно-строительного кооператива «Новый быт» на улице Артёма. Но и здесь были допущены ошибки. Например, надстройкой дома «Новый быт» нарушен силуэт улицы. Тормозила развитие города и малая активность горсовета в деле выведения на новые территории складов, нефтебаз и грузовой станции со всеми её транспортными постройками и базами.

 

В связи с отсутствием детально разработанной застройки кварталов, местное архитектурно-планировочное управление не могло дать никаких указаний застройщикам о комплексности застройки, о необходимости придерживаться определённого архитектурно-планировочного решения, и не ставило перед проектировщиками необходимых требований, соглашаясь в большинстве случаев с каждым решением. Такое положение дел привело не только к стилевому разнобою, но и к целому ряду неудовлетворительных решений объёмно-пространственных заданий.

 

Это было видно на примере застройки административной и театральной площадей. Они расположены в центре города и связаны между собой главной магистралью, застроенной преимущественно гражданскими сооружениями. Комплексное решение общих композиционных и планировочных элементов этих площадей и главной магистрали города было выявлено слабо и не отвечало пафосу социалистической архитектуры.

 

Застроенная главная магистраль города на большом протяжении не имела раскрытых просторов и воспринималась как коридор, созданный архитектурно не связанными друг с другом домами, которые не имеют высоких архитектурных качеств.

 

Неудовлетворительная интенсивность застройки новых кварталов со случайно втиснутыми в них различными предприятиями, мастерскими, складами, и т.д. вредила санитарно-гигиеническому и архитектурному качеству целого ряда участков (например, в районе главпочтамта, соцгородка, отеля «Донбасс», горсовета и т.д).

 

Бытовало мнение, что за планирование и архитектуру города должен отвечать городской архитектор. А где же ответственность архитекторов, проектирующих тот или иной дом? В каждом конкретном случае должны были учитываться интересы города на перспективу. Если бы архитекторы правильно подходили к делу, то недавно построенные дома общественного назначения, имеющие своей задачей создать архитектурный ансамбль главной площади между Домом Советов и Домом госучереждений, не требовали бы реконструкции и надстройки.

 

Ведущие архитекторы города Сталино призывали к серьёзному отношению к делу весь коллектив специалистов. Только их общими усилиями он мог превратиться в прекрасный центр трудового Донбасса. Необходимо было изменить существующую в Сталино практику утверждения безответственных проектов и восстановить работу архитектурно-художественного совета, изменив его состав с тем, чтобы он вместе со всей архитектурной общественностью помогал превратить Сталино не только в образцовый город Донбасса, а и в один из лучших городов Украины.

 

Елена ЗГИННИК

  1. Головченко П. Планування і будівництво м. Сталіно / П. Головченко // Архітектура Рад. України. – 1938. — №3. – С.8-14.
  2. Котовський Л.І. Усунути хиби в забудові м. Сталіно / Л.І. Котовський // Архітектура Рад. України. — 1939. — №1. Перепечатка: // Под ключ. — 2010. — №2. — С.20-22.

Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. ЕЕК
    ЕЕК 21.04.2020, 13:06
     "Такое положение дел привело не только к стилевому разнобою, но и к целому ряду неудовлетворительных решений объёмно-пространственных заданий."      Спустя полвека эта фраза опять стала актуальна. На смену «перестройке» пришла анархия в государственном устройстве, затронув все стороны общественной жизни. В градостроительстве «большие деньги» стали побеждать здравый смысл. Последний абзац статьи не утратил своей актуальности и в наше время как призыв-напоминание и руководство к действиям в области градостроительства и архитектуры.      В свои школьные годы название «Бахмутка» я воспринимал, как нарицательное. Любую «безымянную» небольшую речушку  или ручей легко переименовывали в «бахмутку». Возможно, к первым «переименованиям» причастны переселенцы из уездного БахмУта (с ударением на втором слоге). На сайте бахмУткам уже уделялось внимание. Но кто-то может зайти на сайт впервые и не иметь краеведческих знаний. В скобках можно было бы указать, что  Бахмутка из статьи  это приток Кальмиуса с историческим названием Скоморошина.
  2. Бублик
    Бублик 21.04.2020, 19:39
    Вспоминая и перелистывая одну из публикаций под названием "Глазами оккупантов" (2010 г.) с фотографиями Алюрки (вид с крыши оперного театра на север, в сторону библиотеки Крупской, она справа), вспомнил еще об одной относительно недавней цветной фотографии из группы "Старый фотоальбом Донбасса" на ФБ. А снимки-то практически один в один, с той же фигурой человека на дороге и остальными деталями. 

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.