Концерты в «Дружбе»
Конечно, большие концерты «Дружба» видела и в 70-е годы. Помню, нам рассказывали, как впервые приехавшая в Донецк Пугачева поразила всех атипичной развязностью. «Она, наверное, пьяная была, или не в себе!» — говорили очевидцы, пожимая плечами. И только потом, годы спустя, мы поняли, что Пугачева такая и есть. Просто массовое сознание тогда не было еще готово воспринять ее стандарты поведения (сейчас они кажутся милыми проказами).
То есть, в 70-е годы концерты в «Дружбе» тоже щекотали и будоражили. И все же, ее гастрольный пик — это начало 80-х.
Читая воспоминания культуртрегеров и Артемия Троицкого, понимаешь причину. В 1979 году по ряду причин в башках госконцертных деятелей произошел тектонический сдвиг. Они перестали видеть в рок-группах подозрительных диссидентов или эстетствующих хулиганов. Они увидели в них коммерческий потенциал. На этой волне в 1980 году состоялся знаменитый фестиваль в Тбилиси, что можно было считать актом музыкального лигалайза. И в том же году гастрольный рок-вал накрыл страну.
В Донецке основную нагрузку приняла на себя как раз недавно открытая «Дружба». Это был самый вместительный зал в городе. Акустические свойства, по нынешним временам, показались бы не блестящими, но, во-первых, других неискушенной основной массе и не требовалось, а во-вторых, все равно ничего лучшего Донецк предложить не мог. Как известно, первоклассной акустикой обладал ДК им. Ленина. И там тоже кое-какие концерты проходили. Но зал был в четыре раза меньше. Что-то гастролировало в «Юности». И все самые денежные визитеры выходили на сцену «Дружбы».
Первый концерт, который я там посмотрел, давала модная тогда группа «Аракс», с которой пел сделавший ее модной Юрий Антонов. В Донецк «Аракс» рискнул приехать самостоятельно. И, в принципе, не прогадал. Донецк оценил зажигательное шоу – может быть, первый настоящий большой рок-концерт в истории города (если что-то было раньше, меня тут быстро поправят). Когда же грянул коронный номер («Король автострады» богоравных тогда Deep Purple) и солист, вращая микрофонной стойкой, как абордажной саблей, полез на колонку — зал просто осатанел, как будто солиста звали Ян Гиллан…
Это было прекрасно. Но все-таки, «Аракс» — это было немножко не то, что хотелось для настоящего счастья. Оно, счастье, появилось несколькими месяцами спустя в лице «Машины времени». Тогда, в начале 1981, «Машина» пожинала самые сочные плоды своей славы. Перезаписанные по восьмому разу бобины с их ранними «магнитоальбомами», названия которых никто не знал, отрывали с руками. Билеты на концерт, само собой, испарились в чистом небе донецком, как только пересекли черту города. Как мы с другом Шурой Усовым их достали, я уже не помню, но в любом случае, схема была непростая. Наверняка пришлось поднимать семейные связи (их немного было). Оно того стоило. Видеть, как в полуосвещенном огромном зале зажигаются сотни огоньков во время исполнения «Пока горит свеча» — это было круто, это было революционно, этого ощущения духоподъема и экстаза хватило еще на несколько холодных зим!
За пять лет гастрольного бума, до 1985-го включительно, «Дружба» видела много всего. Два момента выплывают из моей переполненной оперативной памяти. Первый – это дикая давка после концерты группы «Альфа» в 1984 — разогретая шлягером сезона, ураганным «Московским озорным гулякой», толпа не вписалась в узкий мостик, по которому из зрительного зала надо было пройти в фойе, и люди начали падать вниз, с высоты в 3-4 метра. Смертей, по-моему, удалось избежать, но побилось народу изрядно.
Момент номер два – концерт одного из народных любимцев годом ранее. Билет мне тогда достался препаршивейший, наихудший – на самый боковой из секторов. Единственным его преимуществом было то, что оттуда просматривалось закулисье. Ну, я и увидел… Концерт задержали минут на 15 по причине, которую постеснялись объяснить. Конферансье, как мог, охлаждал страсти — они все равно растекались по залу. Но вот я боковым зрением замечаю за сценой некое движение. И потом вижу, как появляется мясистый и обмякший народный любимец, влекомый двумя дюжими мужиками. Самостоятельно передвигаться он если и мог, то не хотел. Тогда я подумал: все, хана концерту. Как бы не так! Артист, счастливо совмещавший в себе таланты певца и композитора, развел руками ассистентов, уперся ногами в пол сцены, как атлант, залпом выпил поднесенный стакан белой прозрачной жидкости (вряд ли это могла быть водка), встряхнулся, как ньюфаундленд, и ринулся в бой. Пел под фанеру, понятно – но честно отстоял на сцене положенный час, не упал и даже не присел.
Возможно, то был самый впечатляющий пример профессионализма в моей жизни.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Юзовский,
Я был потрясен
Ясенов,
Я бы. вот так вот, ну точно не смог бы! Потрясающая внутреняя сила!
Юзовский,
И уровень профессионализма!
А шо себе думает комрад Фройд? Такая тема! А он, ни сном, ни духом. Я подозреваю, что в том, что высокий профессионал оказался в таком состоянии, не обошлось без уважаемого коллеги Фройда.
Вообще-то вакханалия с гастролями рок-групп началась с посещения нашего города псевдо "The Beatles", причем, на сцене "Дружбы" четыре лица кавказской, прошу прощения, национальности, имитировали прославленную ливерпульскую четверку. Несмотря на то, что уроженцы Тбилиси были приодеты в копии знаменитых сереньких пиджачков и некоторым образом загримированы, я, сидя в третьем ряду, не мог не сделать однозначный вывод - получилось не очень...
Сэр Пол Маккртни в исполнении участника группы выглядел обыкновенным гонд..ном, но то такэ... (с) А концерт прошел с большим успехом. Закономерные "невпопады" затушевывались громкостью озвучки и присущей пылким уроженцам солнечной Грузии суете на сцене. И мне и публике очень понравилось. А на афише, развешивавшейся по городу было фото с альбома Abbey Road, но "это совсем другая история"(С)...
И "Земляне" в "Дружбе" со своей "Землей в иллюминоторе", от которой мне, положе руку на сердце, хотелось блевать, но настояла супруга и была наказана по полной программе - мы сидели с правой стороны сцены прямо под колонками, излучавшими только звук ударной установки и бас-гитары. На середине ввыступления "Землян" блевать хотелось уже и моей юной супруге...
И уж как тут не вспомнить тоже пострадавшую "Юность" и рок-фестиваль с участием "Коррозии металла", экс-фронтмена "Алисы", Днепропетровского "Сада" и Донецких "Дикого меда" и "Телеграфной дороги", выглядевших, в музыкальном плане, исключительно убого на фоне вышеперечисленных...
А Сектор Газа в 1991 году?! А что творилось после концерта...
nabludatel78,
Это уже псевдо-панк пошел, а я уже в Секс-пистолс разочаровался...
Удивительно, но я нашел в сети псевдо-Beatles из Тбилиси.
https://www.youtube.com/watch?v=8mamJPUop0Q
Группа "Блиц" появилась накануне легендарного рок-фестиваля "Весенние ритмы" (Тбилиси-80) по инициативе Валерия Кочарова. До этого Кочаров уже успел поучаствовать в одной из первых грузинских хард-рок команд "Квадрат", которая исполняла в основном кавер-версии песен "Led Zeppelin". "Блиц" в свою очередь стал популярен благодаря кавер-версиям на песни "The Beatles". Фестивальное выступление группы сочетало в себе кавказский колорит, ню-вэйвовые аранжировки и мелодии в духе "The Beatles", что понравилось слушателям и принесло группе приз публики, а очень скоро и всесоюзную популярность.
Программа концертов "Блица" состояла из двух частей - "ностальгической", где музыканты абсолютно перевоплощались в битлов - от репертуара до костюмов и марок инструментов, и "современной", где исполняли уже свои песни на русском и грузинском языках в стиле хард и ню-вэйв. Вторая часть оказалась успешной только на территории Грузии, а вот точное превращение в "The Beatles" очень скоро сделало группу популярной не только в СССР, но и за его пределами. Костюмы музыкантам сшили, точно скопировав обложку битловского "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band", а в первом отделении концертов перед аудиторией выступал лектор, рассказывавший о группе "The Beatles". По свидетельствам современников, вокальные партии всех битлов в "Блице" исполнял один вокалист, и, несмотря на то, что похоже получалось только на Джона Леннона, атмосферу передавать получалось прекрасно. Концерты "Блица" вызывали большой ажиотаж, билеты распродавались очень быстро, в 80-90х группа участвовала в огромном количестве концертов, посвященных памяти Леннона и "The Beatles", выступала на крупнейших советских и российских фестивалях. При этом "Блиц" очень скоро отходит от советского, российского рока, продолжает выступать исключительно с кавер-версиями.
"Блиц" выезжает на гастроли в Европу, и заключает контракт с первым менеджером битлов - Алланом Уильямсом, после чего несколько лет выступает в Ливерпуле. Пережив несколько смен составов, группа существует до сих пор и выступает в тбилисском клубе с ожидаемым названием "The Beatles".
Ну и такой вот текст. Для молодого поколения и не только...
http://uragany.livejournal.com/110976.html
Froid,
Как же хорошо, что я в Вас не ошибся! Вы, так украсили эту тему! Просто художник!
С уважением.
песни на русском и грузинском языках в стиле хард и ню-вэйв.
Сидя на красивом холме. Я часто вижу сны и вот, что кажется мне. что дело не в деньгах и не в количесьве женщин. И не в старом фольклоре и не в новой волне..
а если серьёзно, то:
1. Мой брат был в Дружбе на концерте Высоцкого в 1977. В.С. был в голубой водолазке с длинным рукавом и черных джинсах. Крамолы не пел. Детям, которые принесли ему цветы, сказал, что спасибо родителям, которые подослали детей. Крамолу В.С.пел на концерте в мединституте, который состоялся назавтра где-то в 06 ч.
2. Мои родители были на концерте Пугачёвой. Вспоминают до сих пор.
3. Моя сестра была там на концерте Ротару (85-86)
4. На скольких концертах был я - сосчитать не могу. Только помню, что при исполнении "Черного тюльпана" зал вставал.
В какой трампарк? То, что руля у трамвая нет, было видно через дверь водительской кабины. Хотя, я чехословацких трамваях. Вряд ли Вы видели трамвай по типу киевской 8-ки (Батыева гора - Университет, без разворотного кольца), где было две кабины и два штурвальных колеса (типа ручной тормоз). А про чудо враждебной техники типа Усть-Катавских трамваев я говорить не хочу. Как не хочу говорить о питерском трамвае на 1-м маршруте, который спроектирован с постоянным дребезжанием.
Новоигнатьевский,
Саша,в "Готе" руль был.Т.е. тормозной штурвал расположен в кабине водителя горизонтально и имеет такие же размеры.Т.е. расположен ,именно,как руль-посередине.Это потом их стали переделывать.В "Шкодах"- ножное управление.Там руля нет.В Киеве трамвай 30-го маршрута также не имел разворотного кольца у Печерского моста.Т.е. по принципу Тяни-.Толкая.
Froid,
думаю,что не тот Прохода,который в баскетбольном "Шахтёре" играл в союзной высшей лиге.
А я ,ещё ,был в "Дружбе" на выступлении ленинградского "Цирка на сцене".Тогда ведущая говорила со сцены:"А Ваша улица Артёма-как продолженье Невского для нас."
"Дай , Бог,памяти,в каком это году?" (с) 83-й?А может 85-й?
Году так в 1986-ом был в "Дружбе" на концерте группы "Круиз" (лидер- гитарист-виртуоз Валерий Гаина,ныне живущий в США).Они тогда уже играли тяжелый рок с элементами трэша и спид-металла (а в 1982-1984 был у них только хард и арт-рок).На одной из заводных композиций молодежь не выдержала и побежала к сцене , демонстрируя рокерские "козы" и толкаясь между собой. .Для опешившей милиции это было в диковинку,да и сил оказалось маловато.Лишь только при помощи подкрепления им удалось заломать руки большинству донецких (и не только) рокеров , остальные разбежались.А шел уже второй год перестройки...
Я такого не помню:) Если бы вы еще хоть что-то об этой звезде сказали, для опознания...