Кочующая гостиница «Октябрь»
17.02.2014
комментария 72
Поделиться

Кочующая гостиница «Октябрь»

В истории Донецка есть свои призраки. Об одном из них мы сегодня поговорим. Нет, это не призрак старого Горелика, который многие видели в доме его имени. Речь пойдет о призраке более материальном, но крайне подвижном.

 

До войны в городе Сталино была гостиница "Октябрь". Скорее всего — бывшая гостиница "Великобритания". Надо сказать, что в период между революцией и войной ее несколько раз перепрофилировали. Есть документы, подтверждающие существование в ней дома колхозника, рабочего общежития. Вероятно, к концу 30-х годов ей вернули статус гостиницы и присвоили название "Октябрь". Документов по этому поводу у нас нет, но гостиница "Октябрь" в конце 30-х существовала. Косвенно ее расположение на месте "Великобритании" подтверждается. Об этом позже.

 

Освободителям Сталино здание нынешней гостиницы "Великобритания" предстало серьезно поврежденным. Гостиницу в нем заводить было невозможно. Но необходимость в гостинице существовала, и большая. Поэтому взяли старое доброе имя "Октябрь" и с 1946 года приспособили его совсем к другому зданию по адресу 3 линия, дом 56 (пересечение Красноармейской улицы и проспекта Павших Коммунаров, в нынешней системе координат). Об этом мы писаливот здесь.

 

Далее в наших записях – пробел до 1955 года. Но вот гостиница "Октябрь" всплывает вновь. Ее локация – уже совсем третья: площадь Дзержинского. Было там такое заведение – "здание местных Советов". Должно быть, речь идет о так называемом "доме Красика" (ныне – западное крыло облУВД). Так или иначе, в 1955 году из этого дома выселили живших там: обком профсоюза угольщиков и шахтерский ансамбль песни и пляски (этот творческий коллектив переместили в отреставрированный ДК Франко, "где он размещался в момент его создания до Великой Отечественной войны"). Но зачем отселили? А вот зачем: "Временно до постройки гостиницы "Украина", начатой строительством, разместить гостиницу "Октябрь", которая существовала в городе до Великой Отечественной войны, передав этой гостинице и здание части бывшей гостиницы "Октябрь", которое ныне занято трестом "Дорводстрой"".

 

Далее ситуация развивалась лавинообразно. В отчетах о благоустройстве города от июня 1956 года читаем: "Здание, где в довоенное время размещалась гостиница "Октябрь", до февраля текущего года было занято трестом "Сталиндорводстрой". В настоящее время это здание освобождено, трест переселен в другое место, а здание приспосабливается под гостиницу. Переоборудование будет закончено к 1 мая и таким образом в городе будет открыта вторая гостиница с учетом филиала на 190 мест. Этой гостинице решением исполкома присвоено имя "Октябрь", т.к. она называлась этим именем и до войны".

 

Ну, а 13 февраля 1957 года дело оказывается уже сделанным! Мы имеем решение горисполкома "Об открытии в гор. Сталино гостиницы 2-й категории "Октябрь"", где написано: "В связи с возвращением на баланс городского отдела коммунального хозяйства помещение под гостиницу по Пушкинской улице №20 (бывшего здания гостиницы "Октябрь") открыть с 1 марта 1957 года гостиницу 2-й категории, присвоив ей название "Октябрь", для обслуживания приезжающих граждан с количеством 191 место".

 

Впрочем, об этом решении мы ужетоже писали.

 

Вроде все, в конце концов, сходится? Название, место расположения, даже численность приезжающих граждан.

 

Подведем черту. До 1941 года по адресу Пушкинская, 20 (ныне – Постышева, 20) существовала гостиница "Октябрь". Во время войны гостиницу перепрофилировали под бордель. После войны гостиницу "Октябрь" переместили на 3-ю линию, 56. Неясно, когда она оставила этот адрес, но в 1955 году мы видим ее уже на площади Дзержинского. А с марта 1957 года – на старом месте, на Пушкинской (Постышева).

 

Скажите, что это не призрак!


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Юзовский
    Юзовский 17.02.2014, 01:15

     

    Да. Погуляла гостиница))

     

    Вот, немного о гулящей))

     

     

  2. Froid
    Froid 17.02.2014, 04:24

    Не сплю ночами, терзаюсь, жду когда на схемах гл. ув. Юзовского, наконец-то появятся схемы со стрелками, указывающими на здание склада школьных учебников.

    Какой талантище!

  3. Юзовский
    Юзовский 17.02.2014, 07:31

    здание склада школьных учебников.
    в смысле?

  4. Алюрка
    Алюрка 17.02.2014, 07:38

    Интересно, а что это за здание. Ни у кого нет в крупном виде?

    http://fotki.yandex.ru/users/kashkaha/view/715904/

    в смысле?
     Это пан Фрэйд Вас троллит

  5. Юзовский
    Юзовский 17.02.2014, 07:43

    Интересно, а что это за здание.
    А это, по-ходу и есть Великобритания Сейчас глянул у Стёпкина. Он её указывает.




     

    Это пан Фрэйд Вас троллит
    Я понял. Это вредно для здоровья.

  6. Алюрка
    Алюрка 17.02.2014, 08:36

    А это, по-ходу и есть Великобритания
    Та Вы шо?! Так и запишем

  7. Юзовский
    Юзовский 17.02.2014, 08:40

    Алюрка,
    меня сбило с толку, что гостиница была двухэтажной. Я знал, что третий этаж надстроили, но не помнил когда. Думал, что при СССР. А это не так. Соболев, наверное с "Грандотелем" соперничал, вот и стал доминировать))

  8. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 17.02.2014, 10:23

    Юзовский,

    Подсказка: "...здание склада школьных учебников..."  расположено в Далласе, штат Техас

     

    С уважением

  9. Юзовский
    Юзовский 17.02.2014, 10:37

    =ВАРЯГЪ=,
    Ах, в этом смысле!  

     

    Наша контора немного этим  занимается:

     

  10. Froid
    Froid 17.02.2014, 11:40

    А вот вопрос на засыпку - какой процент жителей Донецка, выходящих из маршрутки на остановке "Постышева", знает, где находится проспект Труда?  

    Просто вспомнилось как один мой знакомій патетически провозгласил экспромт

    - "Октябрь" - гостиница Труда!

       Ура! Ура! Ура!"

    А вообще-то один из ремонтов гостиницы был в 1982 году. Строители с ног сбились в поисках дубовых досок длиной 4 метра для замены входных дверей. Врать не буду - нашли или нет, не знаю, но пусть краеведы у входа в гостиницу не перевозбуждаются.

  11. Харьковский
    Харьковский 17.02.2014, 22:18

    там есть боковая дверь подсобная - там не то что 4 метра дубовых досок - там 3 мм китайского проката нет...

  12. ismaell
    ismaell 17.02.2014, 23:01

    По свидетельству писателя Александра Бека, в 1934 году он жил в Сталино в  гостинице "Металлургия", как он пишет, бывшей "Великобритании". А. Бек. Почтовая проза. М., 1968

  13. Юзовский
    Юзовский 17.02.2014, 23:06

    ismaell,
    Так "Металлургия", вроде бы на месте индустриального техникума была.фото 1929 года.



  14. ismaell
    ismaell 17.02.2014, 23:08

    Цитирую писателя Бека, не более того...

  15. Юзовский
    Юзовский 17.02.2014, 23:09

    ismaell,
    Бек, что-то всё запутал.

  16. ismaell
    ismaell 17.02.2014, 23:25

    Да, у него была отвратительная память. Поэтому, чтоб ы все не "запутать", он вел дневник, который после и вошел в "Почтовую прозу". Запись от 9 декабря 1934 года: "Пишу из Сталино... Видел дом, где жил Курако, остановился в бывшей "Великобритании", теперь она называется "Металлургия".



    Юзовский,
    кстати, из чистого любопытства - откуда известно (первоисточник), что в том здании, которое вы показываете, была "Металлургия"? Спрашиваю исключительно о фото, потом что на доме нет никаких гостиничных надписей вроде (или я их не вижу), а есть надпись ЦЕРАБКООП, что имеет отношение к рабочей кооперации. 

  17. Юзовский
    Юзовский 17.02.2014, 23:31

    Это набор открыток 1929 года. Там, на оборотной стороне подписано "Металлургия". Я где-то ещё это фото видел, в сочетании с гостиницей " Металлургия" .

  18. Ясенов
    Ясенов Автор 17.02.2014, 23:43

    кстати, из чистого любопытства - откуда известно (первоисточник), что в том здании, которое вы показываете, была "Металлургия"?
    Например, есть постановление 2 ноября 1944 года о передаче этого здания (как бывшей гостиницы "Металлургия") тресту столовых. Вот тут об этом
    http://donjetsk.com/retro/2153-parad-oteley-v-1944-godu.html

  19. ismaell
    ismaell 17.02.2014, 23:53

    Ясенов,
    ясно



    Юзовский,
    а есть фото обратной стороны открытки?

  20. Юзовский
    Юзовский 18.02.2014, 00:00

    а есть фото обратной стороны открытки?
      У меня нет.

  21. ismaell
    ismaell 18.02.2014, 00:04

    Ясенов,Юрьич, тут вот закралась такая крамольная мысль: а не может ли быть так, что мы все "Великобританией" называем не то здание?. Вот смотри - в 1934 году Бек в  дневнике, и Бабель в очерке называют "Металлургией" бывшую "Великобританию", а Бардин в своих воспоминаниях о 1919 годе говорито "Великобритании" на Первой линии, и Паустовский в письмах говорит, что он живет в лучшей гостинице "Великобритания" на лучшей улице Юзово - Первой линии. Жена Артура Риддла в своих дневниках, говорит, что англиканская церковь примыкала к "Великобритании" на Первой линии. И вообще - гостиница с таким именем, и не на главной улице? Как-то все это смущает. Нет ли возможноти хотя бы теоретической, что произошла историческая фактологическая ошибка? 

  22. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 00:08

    Нет ли возможноти хотя бы теоретической, что произошла историческая фактологическая ошибка? 
    Теоретическая возможность есть почти всегда. Практически пока не доказано, что "Великобритания" стояла не там. Но мысль интересная:)

  23. ismaell
    ismaell 18.02.2014, 00:10

    Да, не худо было бы найти подтверждение. Для нашего городка была бы истинная веселуха))

  24. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 00:12

    ismaell,
    Скоро тут должно быть подтверждение всему

  25. Юзовский
    Юзовский 18.02.2014, 00:55

    а не может ли быть так, что мы все "Великобританией" называем не то здание?.
    А вот это вопрос!!! Супер!

    Если бы наши собиратели истории, не прятали бы старинные фотографии в своих родовых подвалах, в прадедовских сейфах, ключи от которых были утеряны в 1896 году или годом ранее, то можно было бы сделать анализ фото. Но увы. Скрытность - лучшее качество коллекционара.

  26. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 17:37

    ismaell,
    Виталич, у Жарова есть документ наала 20-х. Начальник конвойной команды обращается о переводе из здания по 7 линии, 20 (быв. гостиница Великобритания). Так что сенсации не будет:)



    Скрытность - лучшее качество коллекционара.
    "Вежливость - оружие вора!" (с)

  27. ismaell
    ismaell 18.02.2014, 18:10

    А если начальник конвойной команды по сермяжности своей обшибся? Не то, чтобфы я настаивал))))))

  28. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 18:13

    ismaell,
    То есть, ты не настаиваешь?:)

  29. Юзовский
    Юзовский 18.02.2014, 18:46

    А я бы посмотрел на эту "Металлургию" более пристально))

  30. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 18:46

    А я бы посмотрел на эту "Металлургию" более пристально))
    Так посмотрите!

  31. Юзовский
    Юзовский 18.02.2014, 18:49

    Ясенов,
    С удовольствием! Но, материала нет.

  32. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 19:16

    Юзовский,
    Ничего. Это поправимо. Правда, не знаю, когда

  33. Юзовский
    Юзовский 18.02.2014, 20:48

    Ясенов,
    Подождём.

  34. Anatoliiz
    Anatoliiz 18.02.2014, 21:27

    честно, сказать времени совсем нет рыться в своих старых записях... Но видел документы в фонде Юзовской госуправы о том, что в бывшей "Великобритании" на 7-й линии находилась канцелярия губернатора части Екатеринославской губернии, на захваченной территории Добровольческой армией

  35. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 21:29

    Anatoliiz,
    Короче, таки сенсации не будет:) Анатолий, ты же отдохнуть обещал!

  36. Anatoliiz
    Anatoliiz 18.02.2014, 21:33

    еще нашел вот такой документ

    ГАДО, Ф-Р279, оп.1, д.48, л.160

    Письмо от 29.12.1926 года зав. окрместхоза в горсовет

    Настоящим Сталинский окрместхоз сообщает, что бывшие гостиницы "Великобритания" и 2-я - "Гранд Отель", первая - занята саперной ротой, а вторая - Дворцом труда. Не могут быть освобождены по прямому их назначению в виду того, что в городе Сталине в настоящее время нет совершенно подходящего помещения для переселения Сапроты и Дворца труда.

     

    Это пока все.. обещал отдохнуть, но из-за событий в Киеве пока не отдыха

  37. Юзовский
    Юзовский 18.02.2014, 21:49

    и Дворца труда.
     

     Вот фасад дворца труда,

    выходящий на Первую линию, а через три дома вправо наша "Металлургия".


     Между дворцом Труда и интересным трёхэтажным зданием проходит нынешний проспект Труда.

    Настораживает, что на фасаде "Металлургии" нет ни одной вывески со словом "Металлургия". "Церобкооп" на фасаде целых три.. А что за цифры вокруг "Церобкооп"? Они большие по формату и разные по содержанию.

  38. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 21:54

    Юзовский,
    Да, много говорили, что на первом этаже Металлургии был Рабочий кооператив - первый гастроном в городе

    Кстати, между вторым и третьим этажом вполне может быть надпись Металлургия 

  39. Юзовский
    Юзовский 18.02.2014, 21:59

    Кстати, между вторым и третьим этажом вполне может быть надпись Металлургия
     

    Да. Там - может. У меня скан с Инфодона. Очень плохого качества. Я своими программами могу сделать обычно всё с фотками. Этот скан не поддается.  

     

    Выше третьего этажа, две огромные буквы "М".

  40. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 22:16

    Этот скан не поддается.  
    Так Инфодон защищается от желающих поживиться его интеллектуальной собственностью!

    Выше третьего этажа, две огромные буквы "М".
    Что бы это значило?

  41. Юзовский 2013
    Юзовский 2013 18.02.2014, 22:19

    Может кому понадобится. Увеличен формат

     

    Вро таки Металлургия))

     Вот, что я  смог обнаружить:

     

    Очень сильное увеличение вывески

  42. Алюрка
    Алюрка 18.02.2014, 22:23

    Выше третьего этажа, две огромные буквы "М".
    Что бы это значило?
     То что архитектор страдал безвкусицей и налепил элементы ампира на юзовский купеческий особнячек

  43. Юзовский
    Юзовский 18.02.2014, 22:35

    Так Инфодон защищается от желающих поживиться его интеллектуальной собственностью!
    Ничего подобного)) Нет там никакой защиты.

     И что толку защищаться? Можно все водяные знаки легко убрать. Защита для школьников)) Здесь наверное больше реклама сайта.

    юзовский купеческий особнячек
     

     Похоже на здание с восьмой линии.  На женскую школу

  44. Алюрка
    Алюрка 18.02.2014, 22:40

    Похоже на здание с восьмой линии.  На женскую школу
    Это у них был еврейско-архитекторский сговор. На севере один строил с куполами-луковками для Ромм и Тудоровского, а на юге - другой лепил уступчаттые аттики и шатровые-купола (чи как они там называются) для Левицкой и Вилленштейна

  45. Ясенов
    Ясенов Автор 18.02.2014, 22:47

    Ничего подобного)) Нет там никакой защиты.
    Александр Николаевич, это была шутка. Не обращайте внимания 

  46. Юзовский
    Юзовский 18.02.2014, 22:49

    Это у них был еврейско-архитекторский сговор.
     

     Если учесть, что  на одном квадратном километре, жило почти 10 000 евреев, то это нормально!  

     

    это была шутка
      Ок!

  47. Pavelech
    Pavelech 19.02.2014, 08:25

    На плане центральной части посёлка Юзовка, приведенной в статье В.П. Степкина "РАСПОЛОЖЕНИЕ ЗДАНИЙ ПОСЕЛКА ЮЗОВКА. ЧАСТЬ 1" (http://infodon.org.ua/postal/519), в квартале, находящемся на пересечении Первой линии и Среднего проспекта, расположены гостиницы "Дон" (№14) и "Грандотель" (№15). Не являлась ли "Металлургия " бывшей гостиницей "Дон"?

  48. Ясенов
    Ясенов Автор 01.03.2014, 19:04

    ismaell,
    Юзовский,
    Кстати, в попавшемся только что телефонном справочнике за 1937 год гостиница "Металлург" прописана по адресу Артема, 27. Что немного смешно:)

  49. Юзовский
    Юзовский 01.03.2014, 19:10

    Что немного смешно:)

  50. Юзовский 2013
    Юзовский 2013 01.03.2014, 19:36

    Ясенов,
    Евгений Юрьевич, нумерация особо ничего не решает. Там же зданий раньше была уйма! Вот человек уникальные  фотки выложил

    http://kashkaha.ya.ru/replies.xml?item_no=485

  51. Ясенов
    Ясенов Автор 01.03.2014, 20:41

    Евгений Юрьевич, нумерация особо ничего не решает. Там же зданий раньше была уйма!
    Зданий было намного больше, это правда. Но все, что уцелело, в основном сохранило старую нумерацию

  52. Юзовский
    Юзовский 01.03.2014, 20:43

    Ясенов,
    А под каким номером в справочнике аптека Лаче?

  53. Алюрка
    Алюрка 01.03.2014, 21:02

    гостиница "Металлург" прописана по адресу Артема, 27. Что немного смешно:)
    А Пешехонов в своей статье написал, что Комсомолец имел нумерациб №37, что тоже смешно, учитывая, что здание расположено на четной стороне Артема

  54. Ясенов
    Ясенов Автор 01.03.2014, 21:19

    А под каким номером в справочнике аптека Лаче?
    Ну, вряд ли в справочнике 1937 года могло быть заведение под названием "аптека Лаче" :) Если вы говорите об адресе "Артема, 5", то он в справочнике отсутствует. По причине то ли отсутствия телефона, то ли по какой-то другой

  55. Юзовский
    Юзовский 01.03.2014, 21:22

    Если вы говорите об адресе "Артема, 5",
     

    Ну разумеется.

    Только не Артёма 5, а номера от Артёма №1 до Артёма 27-мь.

     Можно же легко проследить! Дом двухэтажный(Лаче), там наверняка было несколько контор. Ну, одна, так это точно!

     

    А что с темой про Российских оккупантов? Почему мы не можем её комментривать? Мы на 500-ку там быстренько коммов набросаем!

  56. Ясенов
    Ясенов Автор 01.03.2014, 21:28

    Дом двухэтажный(Лаче), там наверняка было несколько контор
    Александр Николаевич, в большинстве домов в указанном вами отрезке по нескольку контор 



    Почему мы не можем её комментривать?
    No comments:)

  57. Юзовский
    Юзовский 01.03.2014, 21:31

    Александр Николаевич, в большинстве домов в указанном вами отрезке по нескольку контор
     

     

    Да? Ну ладно!

     

    А никак нельзя взять на время этот справочник?

     

    No comments:)
     

     Очень жаль! А то, я бы порассказал, как набирались те предатели, которые ратовали сегодня за Россию!

  58. Ясенов
    Ясенов Автор 01.03.2014, 21:36

    А никак нельзя взять на время этот справочник?
    Можно, но несколько позже. Сайт Донецкий известен своей жадностью, но вам все можно:) 

    А то, я бы порассказал, как
    Точно знаю: у вас есть ресурсы, где вы можете это порассказать! 

  59. Юзовский
    Юзовский 01.03.2014, 21:39

    но вам все можно:)
     

    Заранее спасибо!  

     

    у вас есть ресурсы, где вы можете это порассказать!
     

     Это точно! Хорошо, не будем здесь пятисоточки разводить!

  60. Ясенов
    Ясенов Автор 01.03.2014, 21:51

    Заранее спасибо!  
    Не за что, это со времнем будет в общем доступе

  61. Ясенов
    Ясенов Автор 02.03.2014, 11:18

    Юзовский,
    Кстати, еще один нюанс насчет гостиницы Металлург/Металлургия. В послевоенных документах четко указано, что ее адрес - Артема 17/19. В телефонном справочнике 1937 - Артема, 27. Значит ли это, что после войны нумерация домов по Артема поменялась? 

  62. Pavelech
    Pavelech 02.03.2014, 11:35

    Мы на 500-ку там быстренько коммов набросаем!
     

    Уважаемый Александр Николаевич! Не раскачивайте лодку сайт, bite.

  63. Юзовский
    Юзовский 02.03.2014, 12:10

    Значит ли это, что после войны нумерация домов по Артема поменялась?
     

     Мне кажется, что полюбому поменялась! Ведь разрушенные здания не все восстанавливались. Поэтому, нумерация должна была измениться.

     

    Не раскачивайте лодку сайт, bite
     

     Кто? Я??? Это же, никогда, не могу быть я! Я - как раз - наоборот!

  64. Ясенов
    Ясенов Автор 02.03.2014, 12:18

    Ведь разрушенные здания не все восстанавливались.
    Вы, как всегда, правы! Но что делали, если они не восстанавливались? Просто игнорировали их номера. Вот, посмотрите на нечетный квартал по Артема между проспектами Труда и Павших. Посмотрели? Где там номера домов с 27 по 41? Их нет. О чем ЭТО говорит?

  65. Pavelech
    Pavelech 02.03.2014, 12:31

    Я - как раз - наоборот!
     

     Нет ли желания у Вас и возможности... пива попить? Или?

  66. finkelstein
    finkelstein 02.03.2014, 17:38

    Ясенов,
    я щас выступлю как ДИМА с его островом. А где дома 124, 126 и 128 по ул. Артема, а? Это на войну не спишешь, тут явное злодейство имело место. Вредительство. Может даже члено-вредительство.

  67. Ясенов
    Ясенов Автор 02.03.2014, 17:50

    finkelstein,
    Это завод прецизионной оснастки, если вы понимаете, о чем я

  68. finkelstein
    finkelstein 02.03.2014, 18:02

    Ясенов,
    он был под номером 130, как и Сити.
    Вот в чем дело.

  69. Ясенов
    Ясенов Автор 02.03.2014, 18:11

    finkelstein,
    А куда же тогда?

  70. finkelstein
    finkelstein 02.03.2014, 18:14

    Ясенов,
    та я с 2000-го года ломаю голову над этим. И уже нормально так подломал.

  71. Юзовский
    Юзовский 02.03.2014, 19:19

    Нет ли желания у Вас и возможности... пива попить? Или?
     

    Можно.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.