Интернет эпохи социализма
Председателю Донецкого обкома партии Владимиру Ивановичу Дегтяреву до всего было дело. А уж до главной библиотеки области — тем более. А как же – такой оплот пропаганды! В один из дней одного из 60-х годов он завернул в библиотеку Крупской на блиц-инспекцию. Прошел по этим тихим этажам, и к ужасу своему увидел, что почти в каждом кабинете библиотекари завели себе электроплитки. Библиотекари – люди сознательные, понимали, что немножко нарушают противопожарную безопасность, но что делать: надо же было что-то кушать в перерыве на обед! Дегтярев, как обычно, нашел соломоново решение: распорядился все электроплитки убрать, но дал указание одной из городских столовых регулярно привозить обеды для сотрудников. Крут был первый секретарь, но душевен…В 60-е годы статус библиотеки Крупской колебался между «культовым» и «священным». Впрочем, и само отношение к книге тогда было совершенно другим – более почтительным, временами трепетным, и уж во всяком случае – не наплевательским. Хотя, конечно, всегда находились юные вандалы, готовые пририсовать бороду с усами Марии Кюри или, чего хуже, Зое Космодемьянской. Но огромное количество дончан шли в «Крупскую», чтобы причаститься высшего знания. Как сейчас идут в «Яндекс»…
Книги и звезды
Поскольку тогда не существовало ни Интернета, ни кабельного телевидения, в клиентах «Крупской» числились даже заезжие звезды. Им же надо было оставаться в курсе дел, заполнять досуг. Когда ветераны библиотечного фронта начинают перечислять, кого из эстрадных и киношных знаменитостей они видели своими глазами, получается бесконечный список. Михаил Ульянов, София Ротару со своим мужем, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Эдуард Хиль… Популярнейший Борис Чирков, знаменитый Максим из довоенной кинотрилогии, ежедневно приходил читать газеты – эта картинка из прошлого вызывает почему-то наибольшее умиление персонала со стажем.
База для контактов со звездами у библиотекарей получалась даже еще более обширной, чем чисто служебные отношения. Дело в том, что обедать люди из «Крупской» ходили в ресторан гостиницы «Украина». Не то, чтобы они получали такие сказочные деньги – но комплексные обеды за рубль-двадцать могли позволить себе даже при мизерных библиотечных зарплатах. А именно в «Украине» — новой высотной (именно так!) гостинице – чаще всего останавливались гастролеры. Когда у нормальных людей наступало время обеда, они как раз просыпались и спускались к завтраку.
Там, в ресторане «Украины», произошел единственный конфликт библиотекарей со звездами. Да не конфликт даже – недоразумение. Просто не «расшифровали» они Полада Бюль-Бюль оглы. Молодой азербайджанский соловей, человек вообще-то симпатичный и приятный в общении, оказался весьма самолюбивым персонажем. И долго досадовал – как же так, не признали самого «Бюль-Бюля»! Ведь он не впервые приехал тогда в Донецк – будучи любимцем Дегтярева, он приглашался на регулярные сборные стадионные концерты, и даже открывал их. Как же не узнать такого фаворита города?
Конечно, недоразумение было улажено. Библиотечные работники – люди с большим тактом и огромными дипломатическими способностями. Клиент бывает разный, и ко всякому нужен свой подход. Даже если это явный половой извращенец, домогающийся учебника по гинекологии (в советские времена такую литературу выдавали только студентам медицинских учебных заведений).
Без фейерверков
По-настоящему, история современной библиотеки Крупской начиналась в 1955 году, когда после 10-летних мучений был достроен, наконец, главный корпус – тот, который с куполом. Никаких фейерверков по этому поводу в городе не устраивали, а стоило бы: сооружение получилось уникальным по многим параметрам.
Если вас поставят перед зданием библиотеки Крупской и предложат ответить на вопрос: «Сколько у нее этажей?» — вы путем нехитрого подсчета ответите: «Четыре». И будете неправы. Этажей, на самом деле – семь, три – подземные. Это так, просто штришок к портрету. О здании «Крупской» можно рассказывать часами. Библиотекари, в 1955-м переселившиеся в главный корпус из бокового (там сейчас – детская библиотека), наслаждались простором и светом. Внутри – шик и блеск: ковры на лестницах и в коридорах, царские шторы на окнах, в главном читальном зале – дубовые столы, покрытые матовыми стеклами, лампы с цветными абажурами и «мраморными» основаниями. И, конечно, огромная статуя Владимира Ильича в обрамлении пальм. Тропические растения для библиотеки города Сталино привозили из Крыма – самые разные, вплоть до лимонного дерева, которое неожиданно дало плоды в кабинете, где тогда работала Клавдия Семеновна Бабич.
Она вспоминает, как накануне переселения сотрудники, выстроившись в длинную цепочку, передавали книги из старого здания в новое. Как собственноручно вешали шторы на высоченные окна, и вместе со своими подчиненными по стремянкам прыгал директор библиотеки Виктор Луганский. Вспоминает, как работали в старом корпусе – отопления не было, зимой, чтобы пальцы не замерзали, на руки надевали варежки с обрезанными кончиками «пальцев». Вспоминает, как ежедневно добиралась на работу пешком из домика, где снимала квартиру – домик находился на месте нынешнего дворца молодежи «Юность».
Клавдия Бабич приехала в Сталино в 1951 году из Харькова после окончания библиотечного института. Директором библиотеки тогда был легендарный человек – Виктор Леонтьевич Луганский.
Дело Луганского
Когда Луганского «снимали» в 1967 году, одним из обвинений было потакание евреям – мол, у него даже в гардеробщиках — представители этой вездесущей нации. Когда у самого Луганского спрашивали, какой он национальности, директор всегда отвечал: «Моя национальность – одессит!»
Родом из главного города юмористов, он, несмотря на свое педагогическое образование, в войну храбро воевал, был летчиком. После войны попал в Сталино с задачей – закончить строительство библиотеки и ввести ее в строй. Рассказывают, что со временем он настолько сроднился со своим учреждением, что мог с ходу, не глядя, нарисовать чертеж любого помещения, с точностью до сантиметра.
Луганский со своей женой Софочкой жил здесь же, в библиотеке. По планировке, предусматривались две квартиры: двухкомнатная – для директора и однокомнатная – для его заместителя. «Очень мудрый был человек, порядочный, но и хозяйственный. Интеллигент высшей пробы. Культурный, тактичный. И любил людей. Во всем, до мелочей: если жена сделает ему на работу бутерброд – обязательно поделится с тем, кто окажется рядом», — вспоминает успевшая поработать с ним Валентина Гончаренко. Интересы библиотеки и сотрудников он отстаивал, не особенно учитывая последствия.
Похоже, именно дефицит гибкости в отношениях с «верхами» и стал причиной конца его карьеры. Вроде бы кто-то хотел перенаправить на какие-то другие цели деньги, предназначенные для библиотеки. Луганский категорически воспротивился. Получился конфликт, кто-то кому-то капнул на мозги, немедленно последовала проверка, пошел поиск компромата. Тогда и стали говорить о «еврейской мафии»…
В общем, Луганский ушел завучем в культпросветучилище. Но до сих пор о нем говорят как о лучшем директоре за все годы библиотеки Крупской.
С миру – по книжке
Людей, которые помнят более ранние времена, в библиотеке уже не осталось – слишком давно это было. Но нынешние ветераны работали вместе с теми, кто начинал до войны и пережил оккупацию. Была среди них еще одна легендарная личность – Мария Осиповна Королькова. При немцах она работала заведующей читальным залом. Оккупационные власти, будучи не в состоянии запустить полноценную библиотеку, постарались обеспечить хотя бы частичную ее работу. В читальный зал ходила вся тогдашняя интеллигенция города – все, кто не смог или не захотел уехать. До сих пор сохранились читательские формуляры 1942-1943 годов со штампом «Юзовская библиотека». После войны Королькова как «пособница оккупантов» была подвергнута кое-каким репрессиям, но немного спустя ей позволили вернуться в библиотечное дело.
Ничего особенно хорошего об оккупационном времени ни она, ни другие ветераны вспомнить не могли. Немцы жгли во дворе недостроенной библиотеки книги – да, это было. Сотрудники довоенной библиотеки развозили на саночках литературу по домам, чтобы уберечь хоть что-то – да, тоже факт. Потом, по возвращении своих, собирали фонды отовсюду, из кладовок и погребов, из остатков фондов других библиотек.
После войны вся страна помогала восстанавливать Донбасс. Не только оборудованием и кадрами – везли и книги, везли отовсюду, из всех республик. У нас в городе должна была появиться образцовая библиотека. И через 10 лет мы получили ее…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
хороший текст. Крупская - действительно святое место. Знаменитостей прошлых лет - уже нет и гостиницы "Украина" - тоже, а она есть!
Даже среди современных крыш, её крыша ясно видна, на фоне других. Крупская - лучше всех остальных!
Ранее существовала сеть районньіх библиотек.... А теперь даже многие ведомственньіе пошли "на самокрутки". Хоть на Крупу еще никто не позарился
Юр_,
Правда была попытка её переименования именем весьма неоднозначным...
provizor,
Вьі кого имеете в виду: Васьіля Стуса, Тараса Шевченка или Александра Януковича?
Спасибо, Евгений Юрьевич! Прочитал - как вкусной холодной водички испил в жаркий день. Вспомнил семидесятые. Святое место.
Удивительно, что обойден вниманием основной фактический факт: заглавную статую ваяли с неизвестной девушки Гали (тут историки спорят, один даже подрался - вариант - Вали). Родом она была с поселка ш-ты Ветка. В этом историки едины.
Статую изваяли до революции, тогда стояла она в саду у помещика Монтегю Карпова, известного князя-гонщика. Менделеев (однажды он был в гостях у нашего графа) предложил барону сделать из статуи фонтан, но как и многое другое в России, воплотилось это уже после революции. То есть в независимой Украине, которая называлась уже страной Усср. Это, кстати, многое объясняет. Но не все.
Дедушка статуи был земский врач в ветеринарке на Сенной площади. Его фамилия была Штамп, кажется. Со слов Дегтярева, которому до всего было дело и ходил он оттого пешком.
Ужасно скудна наша история, тут хитрый Чаленко прав. И никто ее не желает раскрасить ярко, как торцы и задники всяких малоинтересных донецких зданий.
Еще обращает на себя мое пристальное внимание кричащая попытка автора статьи организовать вспышку антисемитизма в городе:)
По его словам, в то время, когда страна недоедала, еврейские сотрудники обедали по два раза в день - один раз в РЕСТОРАНЕ, а второй обед им привозили НА РАБОЧЕЕ МЕСТО!
Я, как заслуженный Финкель республики, подозреваю также, что не все электроплиты были сданы, некоторые из них втихую подогревали и третьи обеды!
Алюрка,
их можно понять. Я бы тоже противодействовал на месте уважаемых сотрудников.
Алюрка,
отож.
finkelstein,
И где ж Вы увидели попытку шановного автора организовать внеочередной погром вспышку антисемитизма в городе ?
Обратите внимание как тонко подмечено, что получаемой еврейскими сотрудниками зарплаты хватало на ежедневный обед в среднем кабаке . Причем обед этот был настолько обилен, что доедать его доводилось уже на рабочем месте, причем подвоз кейтеринг был организован централизовано .
В-общем для "Праведника мира" маловато оказалось, а для Ордена Сутулого с закруткой на спине снятия с должности хватило и за глаза . ИМХО, безусловно...
С уважением
=ВАРЯГЪ=,
всё равно я чую подвох)
Это сколько-же получал тогда библиотекарь, чтобы каждый день тратить руб двадцать только на обед?
finkelstein,
""Весть в н а р о д е семенит- Финкельштейн антисемит! Эта весть кишки томит. Не семит он! Несемит... ""
Алюрка, Слух идет, что на Крупу всё-таки кое-кто-то поднадулся...
Любопыт,
это здание не тронут. У него шпиль и купол. Ворон ворону...
С утра сижу и думаю - дурит нашего брата Евгений Юрьевич! Озаглавил материал как "Интернет эпохи социализма" а написал не об истории библиотечной системы города и ее умирании, а всего лишь об одном, отдельно взятом из сотен ее подразделений.
Заголовок - замануха чистой воды.
А я стоял двумя ногами, помню жесткие требования руководства - убрать со всех столов счеты, а то, не дай бог, увидит кто-то из приезжих киевлян.
Дамы предпенсионного возраста входили в ступор.
Мое кредо - не брать дурного в голову, а тяжелого в руки.
Судьбы клубных библиотек - терра инкогнита. Куда все делось, кажется, никто не исследовал. А ведь была когда - то государственная "Программа восстановления книжных фондов" - выпускали собрания сочинений взамен утраченных во время войны.
Froid,
Ну, значит, мне показалось, что обращаете, значит, предыдущее сообщение - это не оно:) Тогда извините
Из журналистских легенд - задняя обложка журнала "Охрана труда и техника безопасности" (60-е годы). Фото изможденного лица на фоне рюмки и подпись"Вот до чего доводит алкоголизм!". Редактора журнала сняли с работы - это был портрет "Академик Амосов. После операции".
Амосову вообще "везло". Тоже журналистская байка. Во время утренней пробежки в парке, а бегал он в застиранных трениках советского производства, с классически пузырящимися коленками, был он остановлен сотрудниками милиции. На требование представиться ответил"Амосов... Академик".
- Ага, восторжествовали блюстители порядка - у тебя еще и кличка есть!
ПЫ.СЫ.А 1руб.20 коп, до 1961 года были 12 руб
Алюрка,
На самом деле, имелись в виду обеды по 1.20 именно по старым деньгам, то есть - 12 копеек. Именно так бабушки и вспоминали, и говорили, что за такие деньги даже при их зарплате можно было питаться. Недорого, то есть. Нельзя, впрочем, говорить о том, что при реформе эти цены автоматически усохли в 10 раз. По-разному было
Алюрка,
Так и не при чем. Он из другой вообще главы:)
Вообще - то, история о том, что первый секретарь обкома партии!!! замечает электроплитки под столами служащих, то бардачище в библиотеке был неописуемый. Вы еще себе не представляете запаха разогреваемой пищи в стесненных кабинетных условиях. При всем уважении к Автору - не верю!
Уже только за такие дела директора надо было гнать в шею!
Froid,
Что это у вас, батенька, все смешалось? Про электроплитки история - из вступления, про рупь двадцать - из дальнейшего текста. Сюжетно это никак не связано. Это раз. Второе. Обе истории мне рассказали местные бабушки. Так что это вы им скорее не верите. Могли ли бабушки напутать? Конечно. Мог ли напутать я дополнительно - бесспорно!
Председателю Донецкого обкома партии Владимиру Ивановичу Дегтяреву до всего было дело. А уж до главной библиотеки области - тем более. А как же – такой оплот пропаганды! В один из дней одного из 60-х годов он завернул в библиотеку Крупской на блиц-инспекцию. Прошел по этим тихим этажам, и к ужасу своему увидел, что почти в каждом кабинете библиотекари завели себе электроплитки. - цитаты Великих - моя слабость еще со времен изучения Истории КПСС.
Рупь двадцать у меня вызвало только одну ассоциацию - рупь двадцать две.
Froid,
Ну и?:) Процитировано верно. Где-то здесь затаилось что-то про рупь двадцать?
Froid,
Видимо, слишком на виду. Это другая история
Я представляю!
У нас был длинный ёкоридор. По разные стороны коридора были кабинеты. В каждом кабинете работали в основном женщины, а мы, мужики работали в большом зале. Когда наступало время обеда, женщины доставали свои тормозки, в которых было всегда много ароматной еды. То огурчик свежий нарежут, то копчёное что-то, то ещё что либо аппетитное. И весь этот запах по корридору - к мужикам шел. У нас сразу желудки начинали работать на 1000%. Волей - неволей приходилось тоже начинать обед, но тормозки у нас были скромнее.
P.S.
На чём женщины только не разогревали свои тормозки! И на электропечках, на батареях. Борщи, в литровых банках, зимой, разогревали на электрообогревателях!
Юзовский,
Сан НиколаичЪ, а Вам, часом, НЕ доводилось ли разогревать супчики-бульЁнчики кипятильничком? А охлаждать пиво вентилятором? А варить кофе на перевернутом утюге?
С уважением
А пиво вентилятором можно только нагреть - это старая замануха, основанная на законах физики и подтвержденная личным опытом. Охлаждать лучше, обернув бутылку в мокрое полотенце и под вентилятор (или на ветер, или на солнце) - тогда только охладится (подтверждено годами туристической практики)
=ВАРЯГЪ=,
Всё, что ВЫ перечислили - опробовано! Про вентилятор - соглашусь с Алюркой.
Froid,
Ах, какая отличная ассоциация вызывается суммой 1 руб. 22 коп. Просто волна по горлу прошла.
"Чудо, братцы, жив я ныне,
Сила есть в «биомицине»!"
Не путать с "бормотухой" за1 руб. 02 коп.!
Froid,
пиво теперь очень газированное, их можно понять
Всё это, конечно, личные субъективные воспоминания старейших сотрудников библиотеки. Коллектив был дружным. В большинстве своём сотрудники жили в общежитии, которое находилось в цокольном этаже библиотеки. Думаю, что не каждый библиотекарь мог себе позволить постоянно ходить в ресторан "Украины", а только руководство. Бабич зовут Клавдия Семёновна, а не Степановна. Она уже на заслуженном отдыхе. Воспоминания сотрудников хранит музей библиотеки. В том числе и интереснейший рассказ Р.М. Файнштейн, отрывок из которого представлен на сайте библиотеки http://library.donetsk.ua/?target=action02 А вот история библиотеки ещё до конца не исследована. Но то, что открывается, просто потрясающе интересно!
Цитата: Froid
Смотришь иногда в городе как детвора пьет пиво из "баклажек" и думаешь - вот сосунки...
Нет жизненного опыта. То ли дело мы. А просто надо так.