Модный танец «террикон»
В хрущевские времена пользовался лаской властей хореограф Леонид Семенович Школьников. Некоторые описывают его как смелого новатора, некоторые – как танцевального шарлатана в духе академика Лысенко. Он прославился тем, что изобрел множество новых, чисто советских танцев, в основу которых положил принципы пролетарского искусства. Одна из его придумок имела интересное для нашего уха название – «террикон».
При изобретении, «террикон» позиционировался как танец советских шахтеров. К сожалению, ю-тьюб на нашу просьбу показать что-то по этой теме ответил предложением посмотреть клип группы «Ногу свело». Может, так спрашивали – но, в любом случае, остается удовлетвориться только описаниями очевидцев. Вот, например, какое впечатление «террикон» вызвал у преподавательницы танца Н. Кошеверовой: «Кольцо танцующих в зале мерно, как на молитве, делает наклон-поклон вперед, короткая остановка, два шажка, притоп. А они еще что изобрели: делая первый шаг, сопровождали его движением рук, орудующих лопатой при вскапывании земли…».
По утверждению маэстро Школьникова, в основу пластики «террикона» были положены движения шахтеров, рубящих уголек. Автор предлагал всем молодым людям страны Советов активнее осваивать эту идеологиечски правильную пластику и даже бросил в массы призыв «терриконьте на здоровье!». Его всячески поддержали. Тираж изданной книжки с партитурой танца достиг трех миллионов, что следует признать феноменальным тиражом даже по тем временам.
Школьников вообще был человеком неординарным, не лезущим за словом в карман. Он прославился, например, фразой: «Твист — это как толстая женщина, надевающая узкие брюки». Имелись на его счету и более серьезные высказывания: «Искусство буржуазно-дворянского и капиталистического мира неприемлемо для рабочего класса, ибо оно реакционно в своей основе и всегда несет с собой чуждый нам мир идей, образов и нравов». Творения Школьникова включили в программу школ бальных танцев. Непонимающие коллеги презрительно называли их «ходилочками», но сути дела это не меняло. Школьников, имевший возможность писать в журнале «Молодой коммунист» о том, что «танец «террикон», как огненный смерч, охватил всю молодежь», уверенно задавал тон.
"Охватил, как огненный смерч"… Подлинность этой оценки мы оценить уже не сможем – мало ли, может быть, и охватил. Но необыкновенную простоту танца отмечают все, кто его описывает. Вот, например, как это делает известный в свое время поэт Бахыт Кенжеев: «Идеологически выдержанный танец "террикон", предполагавший заучивание наизусть двух десятков па, чередовавшихся в строгом порядке». Из всех этих описаний складывается образ танца, не требующего ни ума, ни фантазии. Настоящее пролетарское искусство.
В программах школ бального танца «террикон» оставался аж до начала 80-х. Время было косное, менять жизнь старались по минимуму. «Террикон», судя по отзывам донецких работников искусства, был мало популярен даже у нас. Увы нам, увы… В начале 80-х после какой-то очередной трансформации танцевальной обучающей программы, «террикон» исчез из программ. Осталось только название на старых пластинках и воспоминание о том, что был такой танец с чисто шахтерским названием.
Автор благодарит Председателя общества терриконоведов Александра Легенького за предоставленный материал
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
прекрасная страна
finkelstein,
почему? Потанцевать не дали, танец позабылся?
"Терриконом" навеяло...
Начало 80х. В одном техникуме в актовом зале согнали студентов с целью воспитывать их в духе марксизма-ленинизма и пролетарсокго интернационализма. Мой приятель с товарищами сидят на последнем ряду и играют в карты. Выступает активист совета ветеранов с гневными выкриками в адрес империалистов и их ничтожной, лишенной всякого идейного и художественного смысла, буржуазной массовой культуры. После очередного спитча он обличает несознательных:
- И вот среди нашей молодёжи, отцы и деды которой положили свою жизнь в борьбе за революцию и против фашизма, находятся отщепенцы, которые отрастили себе волосы и записывают всяких битлзов. Подражают им. Слушают вражеские голоса с их подрывающие наши устои музыкой. Например передачи по "Голосу Америки" отщепенки Тамары Дембовской...
-Домбровской, - голос с последнего ряда
-Какая разница?- не унимается ветеран.-Или, например от предателя с Би-Би-Си так называемого Севы Новогодцева...
-Новгородцева, - тот же голос с последнего ряда
-А-а!-кричит ветеран, - Слушаете, сволочи!
***
В 90х в Киеве проходила какая-то выставка. Упомянутый приятель обнаружил на ней представителя ВВС Всеволода Левенштейна (Новгородцева)
-Всеволод Борисович, мы с 1978 не пропускали ни одной Вашей передачи. Спасибо Вашим "Рок-посевам", они дали хорошие всходы, - и рассказал Севе историю с ветераном. Тот долго смеялся.
***
У меня художественное воспитание с точки зрения коммунистической морали получилось очень противоречивое. С одной стороны родители в молодости танцевали твист, и не считали это неправильным. Естественно, что в доме, где звучала Конни Фрэнсис, "от саксофона до ножа..." Ну сами знаете. Поэтому моё увлечение рок-музыкой было столь естественным, сколь и предсказуемым. Причём всё происходило на фоне того, как "Пионерская правда" сурово взялась за Мика Джеггера - почему-то именно он стал тем воплощением всех главных идеологических прорех с воспитанием юных ленинцев. С другой стороны интересовала академическая музыка (особенно симфоническая) и нетрадиционный джаз. Получилась очень зрывоопасная смесь. А при наличии музыкального голода и дефицита рука сама тянулась к настройкам приёмника.
И долго не мог понять, почему эти проклятые активисты не понимают, что музыка - это никакая не идеология, это просто определённая гарнмония звуков. Что это мир, в котором душа ищет свой стиль восприятия действительности. Казалось бы какое она может нести разрушительное действие для общества?!
Открыл иное видение проблемы известный саксофонист Алексей Козлов. Он в своих мемуарах "Козёл на саксе" привёл замечательное объяснение. Оказывается сам факт увлечения некой музыкой, которая с точки зрения определённых общественных устоев является неординарной, было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО серьёзным вызовом советским шаблонам коллективного единомыслия и правильного движения в направлении, куда указывает памятник Ленину.
Вобщем, если сказано, "Террикон" самый правильный молодёжный танец с лопатой, то, значит, никаких шейков, брэйков и рок-н-роллов!
С уважением.
Юзовский,
))
К этому танцу была даже исполнена Олегом Анофриевым песня "Тер-ри-кон" на музыку Леонида Печникова.