Памятник Пинтеру
Товарища Пинтера в Донецке многие знают – хотя бы потому, что регулярно от него уезжают в центр, а также к нему из центра возвращаются. Есть повод узнать его получше. Вот статья из неизменного «Социалистического Донбасса», написанная Н. Златокрыльцем и П. Гамарником в 1967 году, когда страна готовилась отмечать свое 50-летие и по этому случаю вспоминали всех героев. Для Донецка Иван Матвеевич Пинтер был героем. Статью о нем мы перепечатываем, как есть – со всем ее пафосом, накалом и порывом, со всем добрым соцреализмом. Чтобы было видно, как умели ковать легенду.
Он долго бродил по свету в поисках счастья, хотя, в сущности, не представлял себе, что это такое. В детстве оно было связано с постоянным желанием досыта поесть, в юношестве к этому добавилось стремление помочь отцу во что бы то ни стало выбраться из нужды. Для этого он брался за любую работу: пас чужой скот, собирал фрукты в помещичьих садах Придунайской низменности, строил шоссейные дороги в лесных угодьях графства Турунтакс, но всем этим едва зарабатывал на хлеб.
Размечтавшись о далекой обетованной земле за океаном, он решил отправиться в Америку. Узнав об этом, старый Матвей Пинтер сказал:
— Такова уж доля бедняка – что ни делай, как ни стремись к счастью, а оно все удаляется.
— Я все-таки постараюсь его поймать, — решительно заявил сын.
Судьба забросила его на медные рудники штата Мичиган. В один из дней в поисках работы отправился он к дверям рудничной конторы. Там собиралась толпа таких же, как он, людей, жаждущих работы. На высокое крыльцо выходил управляющий, опытным взором окидывал массу и ленивым движением указательного пальца подзывал к себе самых рослых, здоровых, крепких. Три месяца ежедневно ходил он к конторе. И ему уже казалось, что счастье заключается в том, чтобы тебя заметил управляющий и поманил пальцем.
А явилось оно в облике наглого конторского служащего, который отвел Ивана в сторонку и произнес:
— Выкладывай, парень, 25 долларов на бочку и получишь место.
А где возьмешь такую сумму, когда и так по горло в долгах? Но выручили земляки, работавшие на руднике.
Иван Пинтер, югославский парень, стал американским рудокопом. 12 часов ежедневного каторжного труда под землей приносили немного благ. Пробуждавшееся классовое сознание привело его к тем, кто видит счастье в борьбе с бесправием, эксплуатацией. Он стал членом подпольной профсоюзной организации. В 1914 году, когда бастовали горняки мичиганских медных рудников, Иван Пинтер был в числе тех, кто предъявил хозяевам требования: 8-часовой рабочий день, 15-процентная прибавка к зарплате и признание профсоюзов.
Хозяева приняли первые два условия, а признать организацию рабочих наотрез отказались. Девять месяцев длилась борьба. Выстоять забастовщикам помогли горняки других штатов. И тогда молодой горняк понял, как велика сила рабочей солидарности.
Много невзгод пришлось перенести Ивану Пинтеру. Его занесли в черный список, и приходилось скрываться под чужой фамилией, чтобы устроиться на работу. Он переходил с одного места на другое и окончательно сроднился с горняками угольных шахт Иллинойса. Всюду его поддерживали друзья по борьбе, единомышленники и братья по классу. Они помогли ему стать квалифицированным рабочим, овладеть специальностями проходчика, врубмашиниста.
Классовая солидарность привела его на советскую землю. Он был в числе 34 американских шахтеров, прибывших в 1922 году в Донбасс для оказания помощи первому в мире государству рабочих и крестьян. В.И. Ленин назвал это многообещающим начинанием и «лучшей поддержкой в деле строительства социалистического хозяйства».
В один из летних дней 1922 года на шахту № 2-7 «Лидиевка» прибыл поезд, состоявший из 6 вагонов. В 4 из них были продовольствие, обмундирование, горняцкий инструмент и медикаменты. Из двух вагонов вышли белорусы и украинцы, хорваты и литовцы, словаки, итальянцы и русские. Встретили шахтеры своих заокеанских товарищей по-братски. Произносились пламенные речи, играл оркестр. Через своих 24 посланцев трудовая Америка подала братскую руку помощи советским шахтерам. Приезжие рассказали о глубоких чувствах симпатии, которые питают трудящиеся Америки к стране Великого Октября, к колыбели революции, к великому Ленину – вождю международного пролетариата. Они поведали о митингах, собраниях, демонстрациях рабочих, требовавших «Руки прочь от Советской России!». Так ответил международный пролетариат на стремление империалистов задушить молодую Советскую республику…
Приезд американских рабочих в страну, истерзанную голодом, блокадой, разрухой, был новым проявлением пролетарской солидарности.
На «Лидиевке» тогда было несколько врубовых машин различных американских марок, но не было людей, владевших техникой. Здесь поныне помнят, как горняцкой врубовкой вспахали огороды. Это стало известно Ленину. Беседуя с горняками, великий вождь революции указал на необходимость механизировать труд шахтеров.
— Я счастлив, что был среди тех, — говорит Иван Матвеевич Пинтер, — кто настойчиво претворял в жизнь это ленинское указание.
В его умелых руках машина творила чудеса. В то время врубовкой с трудом управляло 5-6 человек, а Пинтер с одним помощником заставлял машину вырубывать вдвое больше угля, чем другие. Это было не только мастерство. Горячее стремление крепить силы единственной в мире страны, подлинным хозяином которой стал народ, вдохновляло на подвиги. Он щедро делился своим опытом, мастерством, обучал советских шахтеров. Он искренне радовался, когда его первый помощник стал врубмашинистом и как эстафету принял мастерство своего учителя.
Если на шахте говорили: «Работать по-пинтеровски», это означало трудиться мастерски, честно, добросовестно.
О делах Ивана Матвеевича говорили на собраниях, его опыт описывали в газете «Социалистический Донбасс».
В 1934 году шахтеры «Лидиевки» послали врубмашиниста Пинтера на областной слет ударников. С волнением слушали участники слета его речь. Это был рассказ о трудовых делах горняцкого коллектива, о силе соревнования, о том, как сын югославского лесоруба, американский шахтер обрел подлинное счастье на советской земле.
После слета шахтеры группами гуляли в парке. На центральной аллее Иван Матвеевич увидел возвышающуюся на постаменте фигуру. То была скульптура шахтерского богатыря Никиты Изотова – его друга и товарища. А напротив (он глазам своим не поверил) стояла его скульптура.
К тому времени Пинтер уже не раз испытал ни с чем не сравнимое чувство волнения, вызванное высокой оценкой его труда. Его портреты печатались в газетах, его ставили в пример другим на слетах, собраниях. Приказом наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе он был премирован легковой автомашиной. Но памятник при жизни! Напиши об этом в Иллинойс – ни за что не поверят. Ведь и он, и его заокеанские друзья до сих пор знали, что памятники при жизни ставят владыкам, завоевателям, магнатам.
А ему труд приносил все новые и новые радости. На шахте появились советские врубовки. И он в совершенстве овладел этой более производительной техникой. На груди передового врубмашиниста засиял орден Трудового Красного Знамени.
Человек пытливый, беспокойный, он всегда обнаруживал в машинах какие-то недостатки. Он мечтал о машине, которая сама будет рубить и грузить уголь. И пошел навстречу своей мечте. На Горловском машиностроительном заводе Иван Матвеевич вместе с группой конструкторов работал над созданием такой машины.
Война прервала эти поиски. Он уехал на Урал и там добывал уголь, трудился во имя победы. Но мечта о новой технике не покидала его. После войны Иван Матвеевич был в «Донгипроуглемаше» старшим инженером по внедрению новых механизмов, потом сам осваивал их в забое, работал машинистом угольного комбайна.
45 лет живет на донецкой земле бывший американский рабочий. Но он здесь не иностранец. Советский Союз стал его второй родиной. В 1923 году он вступил в ряды Компартии. На «Лидиевке» Иван Матвеевич встретился с задорной русской дивчиной, откатчицей Марусей. И она стала его подругой и спутницей на всем нелегком, но радостном жизненном пути. Здесь родились их сыновья Игорь и Александр, дочери Розалия и Лидия. Отсюда дети пошли по отцовскому пути – стали горняками.
На днях газета «Правда» напечатала статью И.М. Пинтера, рассказывающего о счастье, которое принес ему Великий Октябрь. Этот волнующий рассказ в газете привел нас на улицу имени Якуба Коласа, в дом № 9, где живет большая семья, горняцкая династия Пинтеров.
Иван Матвеевич уже давно на пенсии. Но и он, и жена Мария Кузьминишна по-прежнему крепко связаны с родной шахтой. Здесь работают их дети, здесь начали свою трудовую деятельность старшие внуки. Здесь учатся малыши. Но не только семейные заботы занимают Ивана Матвеевича. Он активно участвует в работе шахтной партийной организации, возглавляет товарищеский суд в поселке, к нему приходят, чтобы разрешить возникшие конфликты или просто посоветоваться.
…Нет сейчас в центральном парке Донецка той самой скульптуры Ивана Пинтера. Фашисты уничтожили ее. Но нет такой силы, которая способна уничтожить память о делах человека, вся жизнь которого – подвиг во имя счастья трудового народа.
_________________________________________________________________________
Улица Пинтера на карте города:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Хороший был мужик. Настоящий!
Спасибо за статью! На улице Пинтера бывать не удалось, но название такое мне встречалось и все думалось: какая смешная фамилия, а искать и смотреть, кто такой этот Пинтер как-то было недосуг. Теперь все понятно, вполне достойный товарищ, чтобы дать название улице!
Жаль нет возможности отправить в американские земли товарища Финкеля, глядишь и он бы помог поднявшим голову конфедератам выйти из США, ведь просятся ж они на выход (одни источники пишут 7 штатов на выход собрались, другие 29), в общем надо бы помочь!
Buton,
Товарищ Финкель и поехал бы, и с радостью, но у него одна беда: он сам не знает, зачем все это здесь написал:))) И пока он это не поймет, никуда он поехать не сможет
Buton,
Экспортировать революцию предлагаете? По Ленину? А старина Финкель как молодой Че? Однако....
=ВАРЯГЪ=,
ну а чего, они же экспортировали демократию всюду куда ни попадя. И старина Финкель вполне бы подошел на роль Че! Приехал бы, например в Техас, поднял бы народ нужными лозунгами
Buton,
Кхе-кхе, а разве Техас во время Гражданской войны Севера и Юга входил в Конфедерацию Южных Штатов? Или нам уже по фиг как именно бить стариной Финкелем по потенциальному противнику?
=ВАРЯГЪ=,
а вы посмотрите в источниках: штат Техас вышел из США в 1 февраля 1861, а вошел в состав Конфедерации в марте того же года. Историю перекручивать мы не будем, тем более на таком уважаемом сайте!
Buton,
От, бля, а пацаны-то и не в курсе. И я как-то не настолько серьезно изучал историю прокладки промежду гринго и грязными вонючими чиканос штата, пограничного между Мексикой и США. Буду иметь ввиду, спасибА за науку.
Тока очень прошу, чтобы в момент заброски Финкеля радиВообмен был открытым. Представляю себе морды сотрудников центра слежения НАСА при получении доклада с орбиты
"Хьюстон, это Финкель, все в порядке, падаем"
=ВАРЯГЪ=,
Эх! Ведь отличный план, вот только Финкель не любит, чтобы его посылали, он токмо по зову сердца и по доброй воле, а так нет. Тут его в подземные недра, помниться, хотели привлечь, но он чотко написал: "Никуда я не полезу!"))) так что с забросом тоже облом выйдет.
Buton,
Так примерно вы представляли процесс? :)
JohnAdmin,
вот как он теперь откажется? хотелось бы посмотреть!!!!
Buton,
Ну так а кто его будет сильно спрашивать? + я уже артефактные спецсредства довел до экспортных кондиций.
А вона JohnAdmin так ваще - дезавуировал резидента и обеспечил ему статус беженца.
Пора назначать дату инфильтрации...
С уважением
JohnAdmin,
=ВАРЯГЪ=,
поспешили, вы джентльмены! теперь он уйдет, в запой, в подполье. В общем, потеряем мы его.
Buton,
Вряд ли. Он в тихом, надежном месте
JohnAdmin,
главное, чтобы в тихом, подальше от метро, а то его там укачивает.
Buton,
Ха, Напугали Вы ежа голым попом задом. Во-первое - у меня половина друзей из этого состояния выходят раз в полгода, во-второе - я сам по себе- ребенок нарколога и в-третье - его ж в таком состоянии будет проще внедрять к тем же самым грязным вонючим мексиканцам чиканос после того, как клиент выплывет через Рио-Гранде. И заметьте - никакого метро!
=ВАРЯГЪ=,
ну что ж к инфильтрации все готово! дело за малым: где Финкель?)) не может быть, чтоб его Пинтер не интересовал! (должон же он сюда зайти, чтоб ознакомиться со своей дальнейшей судьбой))
Финкель пашет на ниве корректуры и литредактуры, не поднимая головы. Редкий случай. Но поражен, смущен. пишу с телефона, маюсь
finkelstein,
Ну наконец-то Вы с нами)) а мы тут другую ниву для Вас подготовили!