Полный Good-bye
Осенью 1920 года советская власть созрела для решения вопроса с подданными капиталистических держав, которые еще оставались в Юзовке. Раньше руки не доходили. Но в конце октября — дошли.
28 октября в «Диктатуре труда» появилось такое объявление — не вполне грамматически выстроенное, но абсолютно понятное:
«Управление Юзовского Райэвака сим доводит до сведения всех Английско-подданных, желающих отправиться на родину, должны явиться в Управление Юзовского Райэвака на регистрацию для отправки на родину. Регистрация будет производиться в течение 7 дней со дня опубликования. Начальник Линдембаум, делопроизводитель Медисон».
Через три дня информация была дополнена, развита и ужесточена:
«Предлагается всем английским и французским подданным явиться в Управление Юзовского Райэвака для регистрации. Явка обязательна. Регистрация производится по 8-й линии №12».
Надо полагать, это был последний звоночек. Или, можно сказать, колокол, прозвеневший по идейно чуждым инородцам. Наверное, не все сразу уехали. Скорее всего, и зарегистрировались не все. Для более точного понимания процесса, процитируем отрывок из статьи Анатолия Жарова на эту тему, когда-то опубликованную в «Донецких новостях»:
«По данным переписи населения Юзовской городской управы 1917 года, в молодом городе оставался еще 101 англичанин. А затем, как известно, началась Гражданская война в России. Вот тогда все британцы и поняли, что надо скорее возвращаться на родину.
В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге сохранилась переписка Петроградского комитета Новороссийского общества за март 1918 года, где в одном письме из Юзовки можно прочитать: «Не откажите выяснить, каким образом великобританские подданные могут выехать из России в Англию. Здесь мы даже не знаем, возможно ли еще добраться до Петрограда. Несколько человек из местной английской колонии желают уехать немедленно, но не решаются отправиться в путь за отсутствием надежных сведений. Можно ли, например, ехать на Вологду, оттуда на Петрозаводск и далее в Мурманск».
Примерно в это же время свернула деятельность в Юзовке и англиканская церковь, эвакуировав весь свой архив в Лондон. А в первые годы после установления советской власти в нашем городе было застроено новыми жилыми домами для рабочих завода английское кладбище.
Когда в 1925 году управление уже Сталинского государственного меткомбината потребовало у начальников цехов и отделов срочно составить списки «всех рабочих и служащих немцев, чехословаков, англичан, поляков, французов и бельгийцев», то на заводе не оказалось ни одного британского подданного. Сообщили только о конторщике адресного стола Владимире Оттовиче Ташейте, немце по национальности. Таким образом документально была подведена черта истории английской колонии».
Символично, что как раз в 1925 году, в сентябре, англичане в город (уже Сталин/Сталино), наоборот, приехали. Это была делегация горняков Великобритании, о ее визите мы в свое время писали. http://donjetsk.com/letopis/1432-britanskiy-kambek.html
Таких англичан — братьев по разуму — новая власть готова была видеть всегда и в любом количестве.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.