Культурный план 1918 года
24.12.2016
комментария 4
Поделиться

Культурный план 1918 года

Летом 1918 года в Юзовке казалось, что жизнь уже устаканилась, и существование города в пределах Украинской державы гетмана Скоропадского – более-менее всерьез и надолго. По крайней мере, культурная жизнь обрела четкий график, наладились кое-какие гастроли. Несмотря на фронты и потрясения, артисты ездили по Донбассу довольно активно, и кинопрокатчики не дремали. Изучив подшивку газеты “Новая Донецкая мысль”, мы разложили репертуар культурных завезедний Юзовки (а их тогда было пять, а то и шесть. Итак…

В саду-театре НРО (размещался в Горсаду) за лето и осень 1918 года прошли:
– “Великий Шмуль” (пьеса Софии Белой)
– “Севильский кабачок” (бенефис артистки К. Гааз)
– бенефис М. Круглякова (антреприза Вик. Вик. Барского)
– бенефис М. Ф. Светловой (“Хорошо сшитый фрак”)
– “Обнаженная”
– “Мистер Ву”
– “Тетка Чарлея” (смехотворный фарс)

В театре “Сатурн” (самый большой кинотеатр города, начало 2-й линии) показывали такие фильмы:
– “Великий судный день”
– “Може быть да, может быть нет!”
– “Тебя обнять, любить и плакать над тобою!”
– “Ведьма” (небывалый шедевр, пользующийся всюду колоссальным успехом)
– “Улетело как сон мое счастье” (выдающийся современный боевик)
– “Паша Востока”
– “Момент ужаса”
– “Атаман Устя”
– “Львица полусвета”
– “Ночь в стальной каморке” (роскошный шедевр кинематографии)
– “Страсть”
– “Молчи грусть молчи! (Сказка любви дорогой)” (роскошная картина)
– “Камо грядеши”
– “Мещанская трагедия”
– “Распутство и любовь”
– “Тернистый славы путь”
Кроме того, в “Сатурне” проходили концерты (31 октября был анонсирован “только один концерт Платона Цесевича при участии артистки оперы С. Романской”, 2 ноября приезжал петроградский театр Бархатова (солист – Вл. Хенкин), 7 ноября выступил “знаменитый скрипач М. Эрденко”). При этом, с 12 ноября в этом храме искусств в вечерние часы разворачивалась игра в “радио-веер” (разновидность азартной игры, похожей на лото”).

В театре “Колизей” (тоже начало 2-й линии, рядом с “Сатурном”) репертуар был тоже изобильный, доказывающий, что с кинопроизводством уже тогда все было более чем нормально:
– “Кровавая шутка” (по Шолом-Алейхему)
– “Огонь сошел с небес”
– “Горничная Дженни” (мировой шедевр, кинопьеса в 5 актах)
– “Три смерти” (выдающийся боевик с актерами Максимовым и Мозжухиным)
– “Израненное большевиками сердце России” (хроникальная фильма)
– “Кровавая слава” (мировой шедевр)
– “Кровавое кольцо”
– “Богатырь духа” (поразительно красивый мировой боевик)
– “Женщина-вампир”
– “Ложная клятва”
– “Кровавый призрак” (из приключений Ш. Холмса)
– “Саламбо”
– “Я буду там”
– Таинственный ключ”
– “И смерть им была суждена”
– “Лестница дьявола”
– “Отец Сергий”

В театре Тудоровских (Садовый проспект) давали:
– концерт-бал в пользу недостаточных учеников
– концерт знаменитого баритона Мих. Вас. Бочарова
– еврейский спектакль, бенефим В. Финкельштейна при участии М. Финкельштейн-Гайлес, пьеса Я. Гордина “Дер Эмес”, по окончании – танцы
– благотворительный спектакль в пользу армяян-беженцев, устроенный армянским национальным комитетом
– мировая пьеса А. Стринберга “Отец” с участием петроградских актеров В. Вольной0Шеиной и В. Сокольского (в пользу недостаточных учениц женской гимназии)
Кроме того, с середины октября здесь был открыт “театр-варьете с первоклассным рестораном”

В театре Соболева (рядом с гостиницей “Великобритания”, известен также как “Биограф”) шли:
– “Парижские вампиры”
– “Олеся”
– “Черный мешок”
– Маска, которая смеется”
– Чаша любви и смерти”
– “Макбет”
– Несчастная”
– “Шайка Паника”
– Венчал их сатана”
– “Тройка червей”
– “Четыре черта”

Кроме того, с 1 октября в доме Ротенфельда (перекресток 8-й линии и Большого проспекта) был открыт театр Русско-Украинской опереточной труппы под управлением дирижера-композитора В. Крюковского и артиста А. Васильева-Чарова (“при участии лучших артистических сил, театр заново отремонтирован, масса воздуха и света”). Потом его стали называть “Новый театр”. Открыли репертуарный план две пьесы – “Цыганка Аза” и “Ой, не ходи, Грыцю, та на вечерныци” (так было написано). Потом были еще “Наталка Полтавка”, “Мазепа”, “Запорожский клад”, “Не убий”, “Чайка”.
Кроме того, в Юзовке существовала такая разновидность условно культурных мест, как кафе-рестораны, где тоже выступали специально приглашенные артисты. Выделяются как минимум три:
– “Ампир” (1-я линия, 39, гастроли куплетиста Чупрынина, гастроли салонного юмориста Ник. Дубровина, ежедневное семейное кабаре с оркестром Жана Артиновича)
– “Петроград” (ежедневное семейное кабаре)
– “Ренессанс” (бывш. “Чашка чаю”, салонный оркестр из пяти человек)
– “Неаполь” (играет скрипач-солист П. Иоэльс и пианист И. Иоэльс)


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. finkelstein
    finkelstein 24.12.2016, 11:05
    вот зачем так обострять я не понимаю
    • Froid
      Froid 24.12.2016, 12:04
      Ой, я Вас умоляю! Например, условно культурное место «Ампир» регулярно посещал небезызвестный добрый Шубин - он был в восторге от исполнительского мастерства пианиста Сидорова!
    • Ясенов
      Ясенов Автор 24.12.2016, 12:45
      Ну, как зачем, любезный друг? Острота - главный принцип сайта "Донецкий". Это острейший сайт из самых острых

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.