Фотограф Яков Израилевич Рюмкин
В далёком 1913 году в городе Харькове родился один из «фотографов Великой Отечественной Войны» Яков Израилевич Рюмкин и пусть он к нашему городу имел посредственное отношение, но всё-таки именно его фотоаппарату принадлежит несколько фотографий нашего города 50-х годов, опубликованных в разное время в журнале «Огонёк».
Но сначала я хочу ознакомить Вас с некоторыми фактами из его биографии.
Рюмкин Яков Израилевич (1913 — 1986)
Яков родился в Харькове (хотя я видел один источник, где написано в Черкассах), на Украине. В 20-е годы прошлого уже века Яша Рюмкин чистил ботинки в подъезде редакции харьковской газеты. И довольно быстро редакционный народ проникся симпатией к шустрому парнишке и в пятнадцатилетнем возрасте он стал курьером этой газеты, а уже потом учеником фоторепортера газеты «Вечернее радио»
В этой должности он проработал недолго, но за это время научился быстро бегать, находить кого надо и в указанный срок выполнять порученное ему редакцией задание. Это ему очень пригодится, когда он, закончив рабочий факультет Харьковского университета, станет фотокорреспондентом центральной республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.
В то время Харьков был столицей Украины, и Рюмкин перезнакомился со всем республиканским начальством, что также ему пригодится, особенно во времена Хрущева, когда тот станет самым главным начальником во всем Советском Союзе. Но к этому мы еще вернемся. Потом столица переместилась в Киев, и Рюмкин с газетой соответственно тоже.
Когда грянула война, он уже был опытным газетчиком, и прошел ее от звонка до звонка фотокорреспондентом газеты "Правды", центральной газеты всей страны.
Об этом периоде его жизни хорошо сказал во вступительной статье к каталогу его персональной выставки писательБорис Полевой:
"Даже среди беспокойного племени военных фотокорреспондентов трудно было найти в дни войны фигуру более колоритную и динамичную, чем корреспондент "Правды" Яков Рюмкин, с которым мне доводилось встречаться на многих фронтах от Нижней Волги до Шпрее. В истории нашей журналистики сохранится уникальный, на мой взгляд, факт: фоторепортер, полетев снимать горящий Сталинград в редкий, тихий час Сталинградской обороны, сбил немецкий самолет. Этим фоторепортером был человек с многозначительной фамилией Рюмкин. Он полетел, заняв место стрелка-радиста, и когда их "ИЛ" атаковали "мессеры", отложил фотоаппарат в сторону и взялся за гашетки крупнокалиберного пулемета. Как утверждал он потом, он сделал это "в порядке самообороны" и даже "со страху". Возможно. С ним все возможно. Однако, свидетельствую, что в дни многих наступлений я видел Рюмкина в передовых наступающих частях, и его страсть доставить в редакцию уникальный снимок, не стесняясь ни в трудах, ни в средствах, была тоже общеизвестна».
Вот что говорит о Якове РюмкинеКривоносов Юрий Михайлович:
Познакомился я с ним в самом начале пятидесятых годов во время нашей совместной работы в журнале "Огонёк". Тогда я там был еще фотолаборантом-печатником, но уже начал публиковаться в журнале, и общение с таким опытным репортером, как Рюмкин, было для меня очень хорошей школой. Словом, я был уже вроде бы как его коллега, но в то же время еще подмастерье. Однажды — это было уже после 53-го года, при Хрущеве, — Рюмкин пропал. Никто не знал, куда он подевался и что делает. А когда вернулся в редакцию, никому ничего не рассказывал и ходил с непроницаемым лицом. Через день отозвал меня в коридор и сказал: "Слушайте, Юра, — (он всех звал на ты, а меня почему-то на вы), — мне нужна ваша помощь, но работать придется в выходной". Помнится, что суббота тогда была рабочим днем, и мы пришли в лабораторию в воскресенье, когда никого не было. И тут тайна открылась: он вернулся из Арктики, с дрейфующей станции "Северный полюс", которая тогда была ну совершенно засекречена. Он отснял множество пленок, и мы целый день печатали "контрольки", — это такие снимки для последующего отбора размером 9х12, — их было несколько сотен. Когда отбор был сделан, он вручил мне негативы и сказал: "Печатайте в указанные размеры, учтите, что показывать придется в высоких инстанциях, так что карточки должны быть эпес-нечто и каждая в отдельности". Вообще он любил всяческие словечки-прибауточки и знал их множество. Если ему давали какое-то глупое задание, он говорил: "Не еврейское это дело!" Как-то в редакции заговорили о популярном тогда композиторе, по фамилииЛьвов-Компанеец, и Яша тут же спел частушку: "Композитор Компанейский — автор музыки еврейской, даже "идл мит дем фидл" он за марш военный выдал!" И еще он любил повторять такое "философское утверждение": "Где он только ни сидит, и какой ни имеет вид, аид есть аид!". Вообще же он к своему еврейству относился очень бережно и уважительно, готов был отстаивать свой "пятый пункт", не стесняясь в средствах. Помню такой случай. Как-то во второй половине пятидесятых годов мы поехали пообедать в ресторан "Советский" при одноименной гостинице. Кроме нас с ним были еще наш цветной печатник — потомственный фотограф-муромец Игорь Сажин и собственный фотокор "Огонька" по УкраинеКоля Козловский. У Яши тогда был маленький "Москвич" первого выпуска, в который мы как-то втиснулись. Пообедав, вышли из ресторана, и тут к Яше прицепились таксисты — не там, мол, поставил машину. Особенно изгалялся один, который позволил себе пройтись по поводу Яшиного носа. "Ах, тебе мой нос не нравится? — усмехнулся Яша, — сейчас тебе и твой не понравится!" И молниеносным движением расквасил ему нос. Пока таксисты бегали за милиционером, мы сели в машину и укатили. С тех пор у Яши появилось прозвище — "Кэбмен-забияка", по имени лондонского кэбмена, напавшего на диккенсовского Пиквика.
Из северных снимков потом сложилась большая книга-фотоальбом под названием "Северный Полюс", макет которой печатал тоже я, и которая хранится у меня с его дарственной — благодарственной надписью. Когда началась целинная эпопея, Рюмкин поехал туда с первым эшелоном и привез отличный репортаж, все снимки были очень живые и динамичные. "Вот что значит снимать, не организовывая, по ходу события!" — заметил я, когда мы печатали эти кадры, на что он, усмехнувшись ответил: "Юра, не будьте наивным — в этом репортаже всё организовано, неорганизованно они только водку пили".
Яков Рюмкин исколесил Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Польшу, фотографировал оборону Сталинграда и взятие Берлина и оставил после себя необыкновенно проникновенные, живые фотографии. Его называли самым оперативным нашим фотокорреспондентом. Фотографировал разные события, свидетелем которых он был, снимал замечательных современников, особое место в его фотодневнике занимают люди искусства, полярники, моряки, сталевары… И, конечно, дети – большая слабость фотографа Якова Рюмкина, которая человеку, прошедшему войну, простительна, ведь это одна из тех слабостей, в которой наша сила и наше будущее.
Как солдат он прошел дорогами войны с первого до последнего дня, побывал почти на всех фронтах, как солдат был ранен и контужен, как солдат был награжден орденом Отечественной войны и Красной звезды. Ему редко приходилось брать в руки ружье, его оружием был фотоаппарат, но однажды под Сталинградом, когда штурмовик, на котором он находился вместо стрелка (вел съемку), атаковал вражеский истребитель, не подвели его профессиональный точный глаз и выдержка. Сбил Яков Рюмкин вражеский «мессер». Правда потом долго сокрушался, что не смог одновременно вести бой и снимать – упустил долгожданный кадр! У него немало снимков, сделанных в сражениях в атаке, в ближнем бою, среди разбитых цехов заводов Сталинграда.
Фотоколлекция репортера Якова Рюмкина – это не просто «летопись времен минувших». В ней отражается то, что мы пережили и то, чего мы достигли. А сегодня еще и многое, что потеряли. Найти в бесчисленном количестве разнообразных явлений самое главное, самое характерное и значительное – это и есть подлинное мастерство.
Умер Яков Рюмкин в Москве в 1986 году.
Фото Якова Рюмкина из Сталинграда:
Генерал-лейтенант В.И. Чуйков и генерал-лейтенант К.А. Гуров в районе Сталинграда
Лошадь на улице разрушенного Сталинграда
Пленный немецкий солдат в эрзац-валенках в поле под Сталинградом
Советские автоматчики бегут в развалинах здания в Сталинграде
Фронтовой кинооператор снимает колонну немецких пленных в Сталинграде
Фото из альбома "Северный Полюс":
Научно-исследовательская дрейфующая полярная станция "Северный Полюс-3". Апрель 1954
Ледяное поле в районе Северного полюса. Апрель 1954
Научно-исследовательская дрейфующая полярная станция Северный Полюс-3. Апрель 1954
Гражданские фото:
Детское лечение
Перед сном. 1960 г.
Словарь
Первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин с женой Валентиной
Фотографии Великой Отечественной Войны можно посмотретьтут.
Если кому интересно посмотреть другие фотографии этого фотографа, то это можно сделатьтут.
И наконец-то фото Сталино, опубликованные в журнале «Огонёк»:
1954. Сталино. Ул. Артема.
Вид с самолета
Поселок шахты имени Абакумова, Сталинская область, 1950-е
Продажа книг на улицах Сталино.
Рыбаки у моста.
Сталино. У моста.
Сталино.
«Ни одна из моих фотографий не была сделана специально», — говорил Рюмкин. Среди его фотографий сделанных нет – все они созданы с огромной теплотой и любовью.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
smit_2010,
Леонид, почему-то я подозревал, что следующая ваша публикация будет именно про этого человека
Спасибо за материал! Интересно и занимательно. Вы - большой молодец!
Только вот в первом абзаце я бы лично заменил первое слово в словосочетании "посредственное отношение" на "опосредованное" или "косвенное"
За фотографии Сталино - отдельное мерси!
С уважением
как? как Вы могли об этом подозревать? неужели я на столько предсказуем
всегда пожалуйста
к сожалению, авторы статей после их опубликования не имею права на их самостоятельное редактирование
С уважением
интернет - большая деревня)
На последнем фото террикон, что ли, на месте цирка?
подписи к фотографиям не я придумывал. так они были "обозваны" в сети, может быть даже и самим фотографом. но в любом случае спасибо за уточнение)
На фото "Вид с самолета" донецкая шахта изображена? Не на севере города это снято?
smit_2010,
Интересная статья. Спасибо!
С уважением
Шахта, немного похожа на шахту им.Калинина, если снимать со стороны пр-та Шахтостроителей.
это надо у Юзовского спросить. он у нас спец по ориентированию на местности)
Вам виднее (см. первую часть этого комментария )
smit_2010,
Почему? Дедушка - точно такой же!Это карьерные разработки. А террикон в маленьком круге:
Я ж толко предположил)) Если вот так, то похоже))
я знаю)
smit_2010,
Леонид Васильевич, спасибо за материал, но во второй строке своего письма осмелючь заметить, что отношение НЕ "посредственное", а "опосредованное".
С уважением
Сравним вид и форму копров, наличие и вид административного здания, наличие и вид частного сектора вокруг шахты на снимке Рюмкина и на фото из знаменитой коллекции Аноприенко (http://donjetsk.com/retro/1250-aerofotosemka-62-proletaya-nad-centrom.html статья Евгения Юрьевича).
И ещё одно фото для сравнения:
В результате можно выразить сомнение в выводе о том, что на снимке Рюмкина дано изображение шахты им. Калинина.
Pavelech,
Спасибо за разбор фотографий. Шахты и в самом деле похожи. У каждой террикон за зданием расположен. Совпадает наклон почвы, даже река на заднем плане. Совпадает расположение копров, если принять за внимание ближнее сооружение, как недостроенный копёр. Совпадает ж/д ветка. Не совпадает то, что нет посёлка и угол разворота копров, а это - самое главное, в нашем случае.
С уважением.
Юзовский,
Спасибо! В 80-х часто приходилось летать из Донецка и в Донецк. У меня осталось смутное представление о копрах в степи где-то рядом с аэропортом. И ещё один вопрос к специалистам: существуют ли в Донецке и его окрестностях шахты с тремя копрами, кроме шахты им. Калинина? С уважением.
Pavelech,
Траекторий захода воздушного судна на глиссаду при посадке в Донецком аэропорту ровно две. Попробуйте посчитать копры на шахте "Октябрьской".
С уважением
Здесь точно не Донецк. Слишком безлюдная местность.
вот что за марка автомашины? Похоже, что она середины 70-х гг. А если она современная, то это ещё один шаг из Донецка куда-то подальше от города.
С уважением.
Адрес этого фрагмента: http://img-fotki.yandex.ru/get/9797/17282836.3/0_a7b23_360770d_L.png Там есть возможность увидеть фото в немного увеличенном размере.
Я думаю, что это ГАЗ-21 или "Москвич"-407. Фото может относиться к 50-60 годам. С уважением.
http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/picture/&cntvat_fgrc=300&frnepu=~Q0~N
0~Q1~8R~Q0~OP~Q0~ON~Q0~O8~Q0~OQ~20~Q0~NS~Q0~ON~Q0~OR~Q0~O2&vqFrnepu=76807122
2?picid=fs-RUMKIN/14/Rum-2214.jpg&cat=&search= - вот тут написано:
Время и место: республики СССР / Украина, 1950-е.
Ключевые слова вид, сверху, шахта, донбасс
так что вполне может быть, что это и не Донецк.
пожалуйста)
я уже понял свою ошибку
У них линии более мягкие, округлые. А здесь более резкие, угловатые, похожие на автомобили эры "жигулей". Хотя, опять же, очень плохо видно.
Это 100% не Донецк. Просто очень похоже.
С уважением.
Я постарался ещё чуть-чуть приблизить изображение машины (смотреть в размере оригинала).
http://img-fotki.yandex.ru/get/9555/17282836.3/0_a7b26_9d7b8ec7_L.jpg
Формы автомобиля мне показались не угловатыми, что было присуще нашим авто в 70-е.
А тем более, что в комментарии 21 указано время съёмки. С уважением.
Pavelech,
Ладно. Бог с ней!
С уважением.
Юзовский,