Символ достатка в СССР. Часть первая
Я давно собирался написать про этот символ достатка советской семьи, наряду с импортным мебельным гарнитуром или легковой автомашиной. Этот символ мне очень близок, так как я в своё время не только обладал 939-й моделью Sharp, но и профессионально занимался ремонтом импортной аудио-видеотехники. А бывших теле-радомастеров как известно не бывает)) Но в интернете наткнулся на публикацию Олега Нечай. Эта статья мне очень понравилась. Она навеяла на меня чувство ностальгии по тому времени. Хотел поделиться воспоминаниями по прошлому, с пользователями сайта «Донецкий».
После эпохи катушечных магнитофонов любителей звукозаписи во всём мире потрясло изобретение компании Philips — компакт-кассета.
В отличие от "бобин", тут не надо было заправлять конец магнитной плёнки в принимающую катушку, не надо было думать о перемотке прослушанной записи обратно, а владельцам магнитофонов высокого класса не надо было просто для прослушивания протаскивать драгоценную магнитную ленту между многочисленными роликами и магнитными головками. Первоначально считалось, что кассеты пригодны только для диктофонов и для монофонической записи, однако потом параметры записи на компакт-кассету максимально приблизились к показателям записи на широкую "бобинную" плёнку — достаточно вспомнить знаменитые деки Akai и Nakamichi. До наших дней кассетные деки Nakamichi Dragon считаются лучшими по качеству звучания и записи магнитными источниками.
В восьмидесятые годы советские меломаны, в лучшем случае, могли рассчитывать на кассетные деки отечественной разработки, самыми интересными из которых были рижская "Радиотехника" с лотковой загрузкой, украинский "Маяк" с неоднозначным техническим исполнением лентопротяжного механизма, "Яуза" c японским и "Вега" c венгерским лентопротягом.
Разумеется, кто-то из советских граждан работал за границей, кто-то — просто иногда в качестве туриста имел возможность выехать за рубеж. Сегодня трудно объяснить, насколько большим подарком власти это было, но всякий, попадавший тогда на Запад, старался привезти обратно самые необычные вещи. И, прежде всего, — "японский двухкассетник".
В моей молодости "японский двухкассетник" был не только поистине культовым устройством, но даже и само его название звучало волшебно. Тех, кто хочет посмеяться над "совками", готов разочаровать — в те годы японские фирмы реализовывали в переносных стереокомплексах все те наработки, которые на то время были новинкой даже для стационарных устройств. Большинство современных "музыкальных центров" и в подмётки не годятся тогдашним переносным магнитолам. Автор этих строк очень удивился, когда в одной очень уважаемой фирме при оцифровке старых кассет СЕГОДНЯ ему заявили, что они не могут сохранить весь частотный диапазон оригинала.
На Западе выпускали много разных кассетных магнитофонов, которые простым советским гражданам были совершенно недоступными. Достаточно сказать, что советская кассетная дека среднего класса стоила около двухсот рублей при средней зарплате в 120 рублей. А японская в "комиссионке" стоила тысячи две.
Разумеется, советские предприятия пытались догнать иноземных разработчиков, но даже по техническим параметрам в силу особенностей отечественной радиопромышленности это было
непросто. Не хватало не только комплектующих высокого класса, но и дизайна, о котором у нас и не гнались — потому что конкурировать было не с кем….
Многие, наверное, помнят, что в восьмидесятые годы после Олимпиады-80 почти в любом радиомагазине можно было за девять рублей (немаленькие тогда деньги) купить компакт-кассету TDK длительностью 90 минут с "олимпийской" символикой на коробке.
Автор этих строк впервые увидел отечественную кассету такой длительности только году в девяностом, причём качество плёнки и даже самого пластикового корпуса было, мягко говоря, посредственным. Почему-то советские кассеты всегда выполнялись из какого-то рыхлого тяжёлого пластика и снабжались такими же странными пластиковыми прокладками-лентоукладчиками, из-за которых они нещадно свистели при эксплуатации.
Как свидетель, могу ответственно заявить: с горбачёвской "перестройкой" пришёл дефицит на всё. Те же самые кассеты спекулянты, которых тогда ещё ждали статьи из уголовного кодекса, продавали уже за 25 рублей. Убогие советские кассеты, официально стоявшие 4 рубля, с записью западных исполнителей продавались уже за 10 рублей. Достаточно повторить, что средняя зарплата тогда составляла примерно 120 рублей — подсчитайте сами, сколько среднестатистический потребитель мог тогда купить таких кассет.
В те годы могли ездить за границу или профессиональные дипломаты, или "заслуженные" партийные работники, или специалисты, способные помочь "развивающимся" странам построить что-то вроде советской системы или атомной станции (чувствуете разницу?). И каждый, побывавший "за бугром", старался обязательно привезти домой "японский двухкассетник".
Кто был в "странах социализма" или в африканских странах, где мы плохо понимающих европейскую цивилизацию негров старались обратить в коммунистическую "веру", — все потом толпились в очередях в "Берёзках", где можно было так называемые "инвалютные рубли" преобразовать в западный товар. Одну такую "точку" я помню до сих пор — на Астраханском переулке в Москве, где торговали радиотехникой. Там даже за много метров от неё будущие нынешние бизнесмены спрашивали у всех проходящих "чеки" — на эти странные бумажки тогда меняли советским специалистам часть того, что они честно заработали за границей — решающую часть забирало государство. "Инвалютные рубли" тогда по своему курсу очень вызывающе напоминали простые американские доллары…
Такое длинное предисловие, думаю, совершенно необходимо для тех читателей, которые это странное время не застали. Потом речь пойдёт у нас о японских двухкассетных магнитофонах, которые, впрочем, стали культом не только в СССР ввиду его специфики, но и во многих других странах. Всё дело в том, что в восьмидесятые в топовых моделях кассетников многие производители старались реализовать практически те же самые технологии, что и в стационарных аппаратах класса Hi-Fi. Лучше всех это удалось компании Sharp, почему её название в своё время и стало нарицательным даже у нас.
Тот самый Sharp
Как мы и обещали, в очередном материале о винтажной аудиотехнике речь пойдёт о наиболее известных разработках компании Sharp в области магнитолостроения восьмидесятых годов XX века.
В нашей предыдущей статье мы вспомнили о таком явлении аудиотехники восьмидесятых годов прошлого столетия, как "японский двухкассетник". Так уж сложилось, что одним из лидеров этого рынка в своё время была японская компания Sharp — её изделия славились великолепным качеством звучания, передовыми конструктивными решениями и развитой функциональностью. Как мы и обещали, сегодня речь пойдёт о наиболее известных разработках компании Sharp в области магнитолостроения восьмидесятых годов XX века.
Вне всяких сомнений, самым культовым аппаратом начала восьмидесятых была двухкассетная магнитола Sharp GF-777, которая выпускалась в различных модификациях с 1981 по 1984 годы.
Эта модель — непосредственный наследник магнитол высшего класса Sharp GF-555 и Sharp GF-666 конца семидесятых, заметно обошедший своих предшественников по популярности. Существовал и слегка упрощённый вариант GF-767, который просто узнать по одному стрелочному индикатору и названию модели в центре панели. У него отсутствовала система автопоиска APLD, а усилитель имел значительно меньшую выходную мощность, чем у GF-777. Варианты для внутреннего японского рынка отличались элементами отделки, а самыми заметными отличиями были чёрная или тёмно-синяя окраска панели с громкоговорителями, синяя панель стрелочных индикаторов, двух-, а не четырёхдиапазонный приёмник, и, конечно же, надписи на японском языке. Японские модификации имели в названии индексы 909,919, 939, 999 и 1000, а экспортируемые отличались лишь буквенными индексами.
Самой известной стала модификация GF-777Z, цена на которую в отличном состоянии даже сегодня доходит до тысячи долларов США. К сожалению, хорошо сохранившихся экземпляров сегодня осталось очень мало — даёт себя знать как естественный износ, так и просто возраст деталей, особенно резиновых и пластмассовых. Впрочем, некоторые энтузиасты вполне профессионально занимаются реставрацией подобной техники и поистине вдыхают в легендарные аппараты вторую жизнь.
Sharp GF-777 была топовой моделью линейки переносных стереомагнитол 1981 года, поэтому стоила она немало, а иметь у себя дома такой аппарат было куда престижней, чем сегодня какой-нибудь навороченный ноутбук за пять тысяч долларов.
Магнитола GF-777 была выполнена в классическом для переносной аудиотехники форм-факторе "моноблок", но немного изменённом по сравнению с традиционным в силу установки сразу двух кассетных дек. Если в однокассетных моделях лентопротяжный механизм размещался, как правило, по центру лицевой панели между громкоговорителями, то в двухкассетниках первоначально деки поместили над громкоговорителями в левой части верхней панели управления. Такая конструкция была характерна не только для моделей Sharp, но и для магнитол других известных производителей, к примеру, Aiwa или Toshiba. Позднее, впрочем, вернулись к первоначальному решению, но об этом чуть ниже.
Технические характеристики GF-777Z не могут не впечатлять даже сегодня. Несмотря на моноблочный корпус, магнитола оснащалась сразу шестью (!) громкоговорителями: двумя высокочастотными ("пищалками"), двумя 6,5-дюймовыми широкополоснымм (16-см) и двумя 6,5-дюймовыми низкочастотными (16-см). Особенность усилительного тракта этой магнитолы — четыре усилителя мощности, обеспечивающие раздельное усиление низких и всех прочих частот, что позволяло добиться как высочайшего качества звучания, так и внушительной выходной мощности: заявленная пиковая мощность (PMPO) аппарата составляла 90 Вт, а номинальная (RMS) — 24 Вт (4 х 6 Вт). Иными словами, выходной мощности магнитолы было достаточно для большой вечеринки, что может подтвердить любой владелец GF-777. Разумеется, такая магнитола отличалась внушительными габаритами и весом: размеры GF-777Z составляли 752 х 379 х 166 мм, а вес — 12,2 кг.
Безусловной гордостью аппарата является кассетная секция: как и большинство моделей высшего класса тех лет, эти деки способны работать не только с самой дешёвой лентой первого типа (Fe2O3), но и с лентами второго (CrO2) и даже четвёртого типа (Metal), о чём свидетельствует гордая надпись "Metal" на крышках обоих кассетоприёмников. Частотный диапазон при работе с лентой первого типа составлял от 30 до 14000 Гц, а при работе с лентой четвёртого типа — от 30 до 18000 Гц, при этом коэффициент детонации был сравним с показателями стационарных Hi-Fi дек высокого класса — не более 0,055% (WRMS) или не более 1,5% по DIN 45 324.
Реализованная в этой и многих других магнитолах Sharp того времени система автопоиска APLD работала весьма точно (при условии, что между композициями оставались паузы достаточной длительности) и управлялась довольно просто: достаточно было несколько раз, по порядковому номеру нужной песни, нажать кнопку с маркировкой APLD и включить перемотку плёнки вперёд или назад. При нахождении требуемого трека, перемотка выключалась, и возобновлялось воспроизведение. Более простая функция APSS позволяла просто находить ближайшую композицию по всё той же паузе.
Фирменная система динамического шумопонижения SNRS практически ничем не уступает аналогичной Dolby B, а, по отзывам владельцев, работает даже более корректно, чем раскрученная "Долби".
В Sharp GF-777 устанавливался всеволновый радиоприёмник с диапазонами FM, AM и двумя диапазонами коротких волн (SW); для сравнения, в японских модификациях присутствовали лишь два диапазона — FM и AM. Любители послушать "вражеские голоса" особенно ценили "короткие" диапазоны 13 и 16 метров, где не действовали советские "глушилки" в силу того, что приёмников с такими диапазонами у населения было ничтожно мало.
Магнитола оснащалась полным набором линейных входов и выходов, микрофонным входом и выходом на наушники, поддерживалась запись с проигрывателя грампластинок и даже запись с микшированием: к примеру, на одной деке можно было воспроизводить музыку, в микрофон — петь под неё, и всё это записывалось на другую деку.
Если за рубежом Sharp GF-777 оценивался примерно в 500 долларов США, с довольно значительными колебаниями в ту или иную сторону, в зависимости от страны (в Гонконге, например, в 280 долларов), то в СССР эта магнитола стоила порядка 2500 рублей, а в иных случаях — даже более 3000 рублей. Для сравнения, за эту сумму в те годы можно было купить подержанные "Жигули". Пятьсот долларов начала восьмидесятых — это примерно 1200 сегодняшних американских долларов , так что советская цена на этот аппарат была завышена даже по "чёрному" курсу, как минимум, вдвое.
Среднестатистическому гражданину, живущему на зарплату чуть больше ста рублей в месяц, такую сумму надо было копить порядка трёх лет, отказывая себе во всём.
В 1983-1984 годах появился преемник семейства Sharp GF-777 — также завоевавшая огромную популярность серия Sharp GF-700. Это уже магнитола другого поколения — с отстёгивающимися акустическими системами. Двухкассетники подобной конструкции были популярны вплоть до заката эпохи полноразмерных магнитол, примерно до середины девяностых годов. Здесь деки вернулись на своё прежнее место между акустических систем, а увеличившаяся высота лицевой панели позволила по-другому разместить органы управления.
Магнитола Sharp GF-700 выпускалась в нескольких модификациях и в нескольких цветовых исполнениях, включая до этого абсолютно немыслимое ярко-красное (!), причём модель с индексом "H" оснащалась уже системой шумоподавления Dolby B, а не фирменной SNRS. Деки получили псевдосенсорное электронное управление, чем владельцы очень любили хвастать перед своими гостями. Сохранилась поддержка ленты второго и четвёртого типов, фирменных систем поиска и программируемого воспроизведения APSS и APLD.
Технические показатели дек, однако, немного испортились: диапазон частот на "металлической" ленте сузился "сверху" до 30-17000 Гц, а коэффициент детонации чуть вырос до 0,06% (WRMS).
Исчез регулятор уровня записи, но появилась система автоматической его настройки и функция скоростного копирования кассеты. Появился скромный пятиполосный эквалайзер на движках-потенциометрах, а все переключатели, по тогдашней моде, стали перекидными. Сохранились линейные вход и выход, а также вход для "вертушки".
Нажмите на изображение для увеличения Название: gf-700h_1.jpg Просмотров: 1 Размер: 34.7 Кб ID: 186839Акустическая система из трёхполосной стала двухполосной: в GF-700 применялись высокочастотные "пищалки" и 6,5-дюймовые (16-см) широкополосные динамические головки. Пиковая выходная мощность снизилась до 36 Вт (PMPO), номинальная — до 10 Вт (RMS). Вместе с тем почти вдвое уменьшился и вес аппарата: он составлял (без батарей) уже 7,7 кг. Габаритные размеры магнитолы — 730 х 225 х 160 мм.
Звук Sharp GF-700 уже меньше ценился эстетами: упрощение усилительного тракта и акустических систем сделало своё дело. Тем не менее, это семейство, как более современное внешне, завоевало огромную популярность и стоило немногим дешевле предыдущего.
Следующее эпохальное для любителей магнитол Sharp семейство GF-800 появилось в 1985 году. Как и в случае с серией GF-700, аппараты нового семейства выпускались в различных модификациях и в разных дизайнерских решениях. Характерная деталь этой модели — расположенная в самом центре лицевой панели блок-схема магнитолы, совмещённая со светодиодными индикаторами режимов.
Пиковая выходная мощность GF-800 увеличилась и достигла 52 Вт (PMPO), номинальная — 26 Вт (RMS). Габариты аппарата составили 681 х 225 х 210 мм, масса — 8,8 кг.
Модель получила десятиполосный эквалайзер, а в модификации с индексом "Z" — ещё и цифровые часы с таймером. На смену столь быстро вышедшим из моды перекидным переключателям пришли кнопочные. Из прошлых моделей позаимствованы системы APSS и APLD, а также поддержка плёнок второго и четвёртого типов. Большие круглые ручки настройки радио и громкости сменили плоское колёсико с насечками и движки, раздельные для двух стереоканалов. Вернулись два "растянутых" радиодиапазона коротких волн.
Технические характеристики дек остались теми же, что и у магнитол серии GF-700, включая систему шумопонижения Dolby B, а автоматическая регулировка уровня записи и высокоскоростное копирование стало стандартом даже для топовых моделей. Сохранился полный набор входов и выходов.
1987 год фактически был последним годом, когда компания Sharp представляла новые полноразмерные магнитолы высшего класса — ими стали аппараты серии WF-939 и их модификация для западноевропейского рынка — WF-940.
Именно в этой серии в топовых моделях Sharp впервые появились кассетные деки с автореверсом — ранее они применялись лишь в моделях более дешёвых серий (вероятно, инженеры компании считали, что автореверс снизит качество звучания и надёжность переносной техники высокого класса). Именно в этой серии была выпущена специальная модификация для СССР WF-939ZP со стереофоническим приёмом УКВ в "советском" диапазоне, но без системы шумопонижения Dolby B, присутствовавшей в "западной" версии WF-940.
Из моделей "восьмисотой" серии в "девятисотые" пришли системы APSS и APLD, десятиполосный эквалайзер, дизайн ручек настройки радио и раздельные движковые регуляторы громкости по каналам. Интересно, что, несмотря на появление в лентопротяжных механизмах системы автореверса, их заявленные характеристики остались прежними. Во всех модификациях теперь стали присутствовать цифровые часы с таймером. Появилась забавная игрушка — десятиполосный анализатор спектра.
Принципиальное отличие новинок от предыдущих моделей — использование в акустических системах квадратных плоских диффузоров. Несмотря на необычную конструкцию и, признаем, не самое выдающееся звучание многих их модификаций, такие динамические головки в течение нескольких лет устанавливались в магнитолы самых различных производителей. Мода, видите ли.
Акустические системы вновь после многолетнего перерыва стали трёхполосными, однако не за счёт дополнительных низкочастотных головок, а благодаря пятисантиметровым высокочастотным громкоговорителям, призванным дополнить звучание широкополосного динамика с плоским диффузором и "суперпищалки". Заметно выросла пиковая выходная мощность — до 200 Вт (PMPO), хотя номинальная осталась прежней — 26 Вт (RMS). Изменения конструкции усилителя и акустики, несомненно, пошли на пользу качеству звучания: многие сходятся на том, что "девятисотые" звучат заметно лучше "восьмисотых".
Собственно, на этом и закончился "золотой век" двухкассетных магнитол Sharp.
Ситуация на рынке изменилась, и производители переориентировались на массового покупателя, постоянно упрощая даже самые удачные свои конструкции, стараясь их максимально удешевить. Более требовательным покупателям предложили переходить на мини- и микросистемы, а также блочную технику.
Один из самых наглядных примеров "начала конца" эпохи высококачественных переносных магнитол — компактные моноблочные модели QT-77H 1985 года и WQ-562 H 1986 года, получившие огромное распространение и в нашей стране, и во всём мире. Достаточно сказать, что всевозможные "клоны" этих магнитол тиражировались мелкими азиатскими производителями вплоть до середины 90-х годов XX века.
Конечно, о качестве Hi-Fi здесь уже говорить не стоило — даже при копировании кассет эти аппараты вносили в копию заметные шумы, а уровень детонации заметно превышал тот, к которому привыкли владельцы всех описанных нами выше топовых магнитол. Тем не менее, эти модели стоили примерно вдвое дешевле, порядка 1200 рублей, а их богатое оснащение (включая системы автореверса и APSS) и великолепное качество изготовления делали их весьма привлекательными для не слишком требовательных меломанов.
Несмотря на переориентацию на массовый рынок, у компании Sharp и дальше появлялись довольно интересные технические решения. К примеру, система Twin (позднее — Twincam) позволяла выпускать компактные двухкассетные магнитолы, длина которых не превышала длину однокассетников.
Секрет заключался в оригинальной конструкции лентопротяжного механизма, при которой кассеты располагались одна за другой. Однако эта конструкция получилась пригодной лишь для недорогих моделей: опыт эксплуатации подобной магнитолы свидетельствует о её не слишком высокой надёжности и склонности "зажёвывать" плёнку.
В то время как в Sharp полностью отказались от выпуска кассетных магнитол высшего класса, эстафету неожиданно для многих подхватила компания Matsushita, известная по торговым маркам Panasonic, National и Technics. Несколько высококлассных полноразмерных магнитол под брендом Panasonic, выпущенных в начале девяностых годов, поистине продлили век этих уходящих в прошлое устройств.
Ссылка на оригинал статьи:http://magnitola.org/teplyi-domashnii-zvuk/146761-mechta-o-dvuhkassetnike.html
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Был у меня в конце 80х начале 90х Sharp GF-800, за давностью лет ни помню за сколько я его купил а затем продал. Модель была без часов. Работал КЛАСССС!
К стати на Еbay такой двухкассетник можно сейчас купить от $159 до $450
http://www.ebay.com/itm/VINTAGE-80s-SHARP-PORTABLE-HI-FI-COMPONENT-SYSTEM-GF-800
Z-S-/261079243489?pt=US_Portable_Stereos_Boomboxes&hash=item3cc9891ae1
Юзовский,
Сан НиколаичЪ, персональное спасибо за четвертую фотку. В 1979 годе мне такую подарил дядька из Запорожья заодно с кассетой, на которой был записан концерт Высоцкого.
О, да. Помню в конце 80-х ходила острота - обшарпанная квартира, это где есть двухкассетник шарп, телевизор шарп, видеомагнитофон шарп...
Ремонтировал в 80-х несколько шарпов 700-900. Пайка ручная, но очень аккуратная. В комиссионке на Университетской 14 часто продавались за 2500.
sv.dudnik,
Оказывается много нас тут, любителей попаять)) Радиокружок "Донецкого" расширяется))
Мой главный шедевр - энергосберегающая лампочка из 25-ки и припаяным вторым цоколем с диодом внутри которая горит в подъезде с 98 года.
sv.dudnik,
Круто! Диод в этом случае весчЪ полезная Можно ещё последовательно две лампы подключить ( ну, это если есть лишняя, а лишним как известно ничего не бывает).
Про подъезды и лампочки в них - никогда не найдешь того, кто должен на площадке менять эту самую лампочку (в смысле - за чей счет. Я у себя на площадке их только и меняю, сейчас обычную энергосберегающую поставил).
Обычно она прослужит до аннигиляции несколько дней.
sv.dudnik,
Вроде пока висит. То в девятиэтажках беспредел, а у нас в подъезде все друг друга знают десятилетиями, даже квартиры многие не закрывают.
А то в подъезд сложно постороннему войти.
sv.dudnik,
Не в наш)) У нас бабушки на двух лавочках, и с окон всё просматривается лучше чем радар на границе)) Такой дом!