Нарисовал разведчик
В результате изысканий Елены Згинник, обнаружился еще один человек, рисовавший Донбасс. Поскольку такие люди, в общем-то, наперечет, каждый имеет особенную цену. Сосредоточимся на нашем сегодняшнем герое. Это — Николай Глущенко.
Родился он в 1901 году в Новомосковске (Екатеринославская губерния сами знаете чего). В 1918 мы видим его фамилию среди последних выпускников Юзовского коммереского училища. Дальше судьба его сложилась извилисто. Об этом рассказывает Википедия, которой верить нельзя: " Вскоре Глущенко по мобилизации зачислили в Добровольческую армию Деникина. Через некоторое время с остатками белогвардейских частей он оказался на территории Польши. Там попал в Щелковский лагерь для интернированных лиц, а оттуда сбежал в Германию. Занимался в Школе-студии Ганса Балушека в Берлине. В 1920-24 гг. учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств. В 1925 г. переехал в Париж, где испытал влияние французских импрессионистов: К. Моне, Э. Дега, А. Матисса, В. Ван Гога. Создал портреты Ромена Ролана и Анри Барбюса и др. Оформил советский павильон Лионской ярмарки. К началу 1930-х годов творческий облик Глущенко окончательно сформировался, он выступил как талантливый мастер с собственным оригинальным лицом. Его живописи присуща импрессионистичность, тонкое ощущение декоративной выразительности цвета и свобода выражения. В 1934 году художник совершил творческую поездку в Испанию на Балеарские острова и Мальорку. В 1936 году возвратился в Москву, а в 1944 году переехал в Киев".
Многим его эволюция может показаться странной. Но Википедия объясняет и ее тоже: "Живя в Берлине и Париже, Глущенко с 1926 года начал сотрудничать с советской разведкой. При его жизни о работе на СССР никто из знакомых и коллег по творчеству не знал. Он был одним из тех, кто заблаговременно (в январе 1940) проинформировал советское правительство о готовящемся нападении фашистской Германии. Эту информацию он получил во время выставки народного творчества СССР в Берлине, на которой он был организатором. В донесениях Глущенко также подробно освещал деятельность украинских националистов из ОУН, сотрудничавших с гитлеровцами". Вот такой многогранный человек.
Вернувшись, Николай Петрович осел в Украине, дослужился до народного художника республики, рисовал ее чарующие виды, вообще больше специализировался по пейзажам. Есть у него и пара донбасских видов. В них без труда можно отследить влияние Дега и Ван Гога:
Ну, и последняя цитата — на десерт. Она из статьи Димшица Е. "Живописний пейзаж Миколи Глущенка" ("Образотворче мистецтво." — 1983. — №1. — С.22-25): "Регулярні заняття малюванням почалися з 1910 року, коли М. Глущенко вступив до Комерційного училища в Юзівці (нині Донецьк). У ці роки він уперше знайомиться з роботами С. Васильківського, І. Репіна, копіює деякі з них, намагається виконувати самостійні твори. Набагато пізніше художник згадував, як ще в дитинстві пробував свої сили в передачі індустріального пейзажу Юзівки"
Dixi
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Это прикол?
Не-а! это правда!
верхняя - да. Нижняя - нет.
Нет, ну ведь брехал художник!
Автор вообще когда-нибудь видел работы Дега и Ван Гога, чтобы сравнивать их с Глущенко?
Пардон, не рассмотрел имя автора)))
алекс,
))) а чо.
Мне лично понравилось переосмысление художником-шпиёном всех традиций.
Перспектива особенно переосмыслена. Тайное изобретение Дега - двойная обратная перспектива. А у Вана нашего Гога народный художник позаимствовал цвета. Абсентный и второй.
А вот отношение к зрителю у автора своё, такое не часто встретишь в галереях.
в тексте шифр: "Николай Петрович - осел в Украине".
Осведомленные, но скромные люди добавляют:
Некоторые искусствоведы, близко знавшие Глущенко, утверждают, что в 1920-х годах во время учебы в Берлинской высшей школе изобразительного искусства у него якобы пару раз брал уроки рисования сам Гитлер. Однако документальных подтверждений этому в архивах не обнаружено.