Одним из самых знаменитых фотографов, снимавших Донецк, был Лев Азриэль. Он начинал еще до войны и закончил много лет спустя после нее. А вот наш читатель Руслан Панасенко обратил наше внимание на то, кем был Азриэль во время войны.
Эта история была размещена на сайте «Юзовка — Сталино — Донецк: страницы еврейской истории». Она изложена родственницей Азриэля — Елизаветой Гиллер — и базируется на публикации другого корифея донецкой журналистики (правда, пишущей) — Бориса Герценова. Приводим ее…
В давние советские годы ни один из номеров местных донецких газет не обходился без одного-двух, а то и трех снимков известного фотожурналиста Азриеля. Мой дедушка всегда с гордостью показывал мне работы двоюродного племянника, подписанные «Фото Л. Азриеля».
В домашнем архиве сохранилось множество юношеских фотографий моей мамы, сделанных дядей Левой… Признаться честно, я мало общалась с известным дядей, мало что о нем знала. Благодаря интернету, удалось найти записи о наградах Азриеля. В скупых строках наградного листа написано:
«Тов. Азриель Л.С. участник Отечественной войны с первых ее дней.
Работая в див. клубе в качестве фотографа относился к своим обязанностям честно и добросовестно, В то же время самый активный участник концертной группы, с которой он часто выступал в частях и подразделениях переднего к рая. Азриеля знают и любят бойцы и офицеры. Исполняемые им номера юмористического характера прользуются большой популярностью. Они доходчивы и интересны. Л. Азриель имеет целый ряд своих песен, куплетов и стихов, исполняемых в концертных программах.
Активно помогает кр-кой самодеятельности в частях, много работает по созданию новых программ. Перед боевыми операциями и в перерывах между ними концертная группа. а с ней и тов. Азриель обслуживал части, пополнение, воодушевлял бойцов и офицеров на новые подвиги в предстоящих боях».
Эти строки добавили новые для меня грани к портрету Льва Самсоновича.
Будучи в гостях в Израиле, получила от Б. Герценова местную газету, в которой был напечатан его рассказ об одном из эпизодов войны, героем которого был Лев Азриель. Помещаю здесь этот материал.
Мне кажется, что даже Ванга, которую знает ныне полмира, не взялась бы решить эту задачу — как довезти машину с кузовом, полным инвалидов, лишенных на поле боя кто рук, кто ног, а кто и полголовы, как доставить к столам хирургов эту огромную компанию калек. Не говоря уже о том, когда наружный термометр показывает минус 40 градусов! Мне довелось быть в подобной обстановке, так что с ситуацией знаком не понаслышке.
И все же, многим из них удалось выжить, хотя автомобиль, в котором их везли на спасение к врачам, уже не издавал ни одного звука: только что пуля пустяшного, по фронтовой мерке, калибра 7.62 мм вычеркнула молодого парня-водителя из числа живых.
Кому суждено было сменить караул и сесть за руль? Вторым в кабине оказался санитар-инструктор, знания которого ограничивались краткосрочными медкурсами. Это был мой троюродный брат, родом из Витебской губернии, только недавно ставший жителем города Юзовка (Сталино), Лева Азриэль. Годы спустя стал он известным как фоторепортер по всей Украине. В тот роковой час он знал только, где расположен двигатель у ЗИЛа, а ему предстояло оживить машину, заставить заработать этот сложный для него автомеханизм.
И Леве повезло — он несколько раз вставил ключ в зажигание и мотор заурчал. Так колеса оказались на скользком льду, и машина покатилась по проложенной дороге.
Главная мысль уже бродила в головах раненых: кажется, возвращаемся к жизни, не останемся мы замерзать напоследок…
Командир полка в свободное время тихо, без барабанного боя вручил сержанту Льву Самсоновичу Азриэлю медаль «За боевые заслуги «, первую в череде других знаков отличия. И не забыл прицепить к гимнастерке еще одну медаль, которую остался должен Льву за подвиг при обслуживании станкового пулемета.
А пока его не отпускали неотложные дела, которыми были полны солдатские будни в городе Ржеве. Этот населенный пункт оказался подлинной крепостью, которую никак не могли взять немецкие оккупанты на пути к Москве. Они сами назвали его городом-мясорубкой, где каждый день советская армия выставляла по батальону, а то и целому полку защитников. Таким образом, Ржев оставался костью в горле наступающей немецкой армии. Ну а то, что там полегло много солдат — дело для тех времен и той страны обычное. Помните у Александра Твардовского: «Я убит подо Ржевом»?
Но все когда-нибудь заканчивается… Завершились и, казалось, нескончаемые бои на пути к Москве. Наши одержали трудную победу, и солдатам, уцелевшим в боях, довелось вернуться к труду: одним на колхозное поле, другим к станкам. И Лева стал широко известным и на земле и… под землей.
Он хорошо освоил дороги к новым цехам, возводившимся на Старобешевской ГРЭС, на металлургическом заводе Азовсталь и имени Ильича. Он мог стать проводником на любой новостройке Донбасса. А с годами рабочее поле фотокора индустриального края безмерно расширилось, его охотно взяли в свой штат РАТАУ (Радио-телеграфное агентство Украины) и ТАСС — главное агентство Союза.
В ту пору нередко устраивались выставки новых работ фотожурналистов, где дебютировали молодые люди, учителями которых стали такие мастера как Евгений Халдей (напомню: его родиной был Донбасс).
Обычным делом стал выпуск фотокниг, и их у Левы Азриэля было немало. Каждое издание получало широкую прессу не только в республике, его книги становились достоянием публичных библиотек и домашних собраний многих любителей.
Несколько лет тому назад болезнь унесла жизнь Левы Азриэля. На память молодым фотожурналистам мастер оставил и свои издания, и четыре высокие награды, привезенные с фронта: две боевые медали, ордена Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени.
В дополнение к этому, даем несколько публиковавшихся у нас фотографий Льва Азриэля. Вот самая первая фотография кинотеатра Шевченко, опубликованная 23 августа 1939 года:
А вот — другой временной полюс. 6 сентября 1975 года. Полностью оформленная площадь Коммунаров:
Май 1950 года. Лидия Спивак, «хозяйка Бранденбургских ворот»:
Примерно 1964-1965 годы. Начинающийся сквер за горисполкомом (авторство Азриэля — предположительно):
Начало марта 1965 года. Энтузиасты-лыжники на месте будущего бизнес-центра ПУМБа:
Здорово!
У меня сейчас в обработке фото 60-х годов площади где стоит памятник Буденному и Кальмиусская ЦОФ, да и другие фото закончу выложу в ЖЖ.
И еще добавлю сюда несколько фотографий Азриеля из книги...
ну вот так всегда. собираешь, собираешь материал для статьи, а тут раз и всё - Евгений Юрьевич уже опубликовал))
есть немного фотографий работ Азриэля, собранных по всем возможным источникам, в т.ч. и уже опубликованные в этой статье.
Светлана! Извините великодушно, поскольку вопрос адресован не мне а Евгению Юрьевичу, но он (вопрос),меня озадачил... Поясните пожалуйста, что лично Вас смутило в подвиге Азриеля? Ведь имеется в виду событие из его фронтового прошлого. Или я чего то не понял?..
Водителя, исходя из логики рассказа корифея отечественной журналистики, убили немцы, верно?
И по машине, автор хотел написать то, что написал и написал то, что хотел. Пересмотрите бессмертную "Кавказскую пленницу", а именно тот момент, где со словами "будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса" герой пытается завести автомашину военного времени. Самое главное, внимательно следите за его руками.