Полиграфический комбинат «Донетчина»
Для прилегавшего населения этот здоровенный дом казался совершенно бесполезным. Взять с него было, прямо скажем, нечего. Разве что – печатную бумагу в рулонах, очень полезную в хозяйстве. А больше ничего. Хотя… Что там еще? Типографская краска. Свинец, олово, сурьма и прочие веселые металлы, образующие полиграфический сплав. Оцинкованные клише. Все это в малых дозах можно было встретить в домах и на огородах по всей округе. В общем, если разобраться, из полиграфкомбината таки было чем разжиться!
Адрес: Киевский проспект, 48
Год постройки: 1976
Авторы: группа архитекторов "Промстройниипроекта" (В. Проценко, С. Мекшун, Л. Барабаш, Т. Тараненко, В. Краснокутский)
Здоровенное 12-этажное здание построили на границе Ветки и Путиловки. Это была промежуточная территория между кислородным заводом и ДЗТМ (бывшим Путиловским, будущим "Точмашем"). Местные старожилы помнят на этой земле пару бараков, а больше ничего интересного не помнят. Документы говорят, что здесь стояло двухэтажное здание монтажно-заготовительного участка треста "Донецкуглеавтоматика". Так или иначе, появление такой громадины в краю, где девятиэтажек еще толком не было, вызвало, конечно, оживление и сенсацию.
Вот как видели проектанты здание:
…холл:
…и конференц-зал:
Строительство выполнил трест "Донецкметаллургстрой", начав работы в 1970 году. Метод – сооружение высотного здания из укрупненных железобетонных ригельных элементов. Принцип был разработан научной частью института "Промстройниипроект" в середине 60-х и с тех пор с успехом применялся в Донецке и других местах. Строительство шло бойко, но не очень, растянувшись почти на 6 лет. Тормозящие причины были. О них, в частности, писал "Социалистический Донбасс" в мае 1972 года: "Прежде всего, дали себя знать неувязки в снабжении материалами. Серьезные претензии предъявляют занятые здесь бригады, в частности, заводу "Стройдеталь", где директором тов. Бышовец. Раствором и бетоном стройка обеспечивается неудовлетворительно. Часто не хватает арматуры для монолитных фундаментов, сборного железобетона". Крепко подводили работники Ларинского и Очеретинского кирпичных заводов. И так далее. В конце концов, всем накрутили хвосты, и все построили, хоть и не в тот срок.
Будущий полиграфкомбинат мыслился как мощный бастион пропагандистского фронта. Отмечалось, что его проектная мощность – 4 миллиона экземпляров газет в день, ровно в два (!) раза больше пропускной способности действовавшей на тот момент в городе полиграфической базы. Ротационная машина новейшей конструкции позволяла использовать рулоны бумаги шириной в 168 сантиметров – в два раза шире обычных (то есть, вдвое возрастала и скорость производства). Все это позволило печатать в Донецке республиканские и союзные газеты, ранее доставляемые всем тиражом из Киева и Москвы.
На первом этаже размещался вестибюль, общественные приемные, гардероб. На втором – библиотека, актовый зал. На третьем – административные помещения. На последующих – редакции главных донецких газет. К основному зданию примыкает двухэтажное. В нем, по проекту, располагались: гардеробы, АТС, душевые, медпункт, парикмахерская и прачечная, актовый зал на 490 мест, а также столовая на 200 мест и буфет для ночных смен. Двухэтажный корпус был снабжен внутренним двориком, который предполагалось использовать преимущественно для операционно-хозяйственных нужд (хотя и без площадки для отдыха не обошлось). Прилегающую территорию благоустроили, озеленили, освежили, площадки на террасах устлали бетонными плитами с вкраплением в них газонов, подпорные стенки и цветники облицевали красным гранитом.
Деталь для любителей конспирологии: для доставки рулонов бумаги со склада в ротационный цех был предусмотрен подземный тоннель, оснащенный транспортером. В военное время его могли бы использовать, конечно, для эвакуации партийного руководства, а в перспективе – и для донецкого метро, конечно.
Переход из корпуса в корпус (крытая галерея) по замысловатости вполне мог потягаться с резиденцией РСХА. Там терялись люди и целые коллективы. Требовалось четкое понимание, куда и когда повернуть, первопроходцу без провожатого добраться куда-либо было невозможно. Известна легенда об ученике линотиписта по фамилии Буров, который, возвращаясь вечером, свернул не туда, в итоге затерялся в лабиринте и почти сошел с ума, пока его не извлек охранник из какого-то глухого шкапчика.
Вот как, согласно журналу "Строительство и архитектура", выглядело здание снаружи: "Керамзитобетонные стеновые панели высотной части, облицованные белой глазурованной керамической плиткой, чередуются с ленточным остеклением дерево-алюминиевых оконных блоков и простенков, облицованных волнистыми алюминиевыми профилями, создавая белоснежную плоскость, контрастирующую с торцовыми стенами. Железобетонные ребра балконов незадымляемой лестничной клетки вместе с выступающей за плоскость окон глухой торцовой стеной завершают композицию высотной части, придавая ей своеобразный силуэт". Пластику наружной части, безусловно, дополнял первый этаж, заглубленный по отношению к стене второго этажа и облицованный серым полированным гранитом. Плюс, конечно, главный вход с 6-метровым козырьком.
Еще немного нудного, но совершенно необходимого фактажа. Тот же источник: "Фундаменты решены в виде монолитной железобетонной плиты, которая воспринимает горизонтальные и смягчает вертикальные деформации земной поверхности от горных подработок. В связи с тем, что моменты, вызываемые горными подработками, настолько велики, что не могут быть восприняты стенами подвала, последние запроектированы в виде навесных панелей, не связанных жестко с плитой и каркасом. Таким образом, все нагрузки передаются непосредственно на каркас. Такое решение, при наличии грунтовых вод, вынудило искать достаточно эластичную и прочную гидроизоляцию. В результате была применена полимерная гидроизоляционная пленка, выпускаемая производственной базой института "Донпромстройниипроект".
Вот несколько чертежей, проясняющих анатомию и физиологию здания:
Полиграфкомбинат был режимным предприятием. Вход в производственную часть осуществлялся строго по пропускам. Но в общий холл мог попасть всякий. Для любителей печатного слова это имело значение. Там, слева от входа, располагался киоск "Союзпечати", где в известные утренние часы можно было разжиться такой периодикой, какую в городе не встретишь. Например, там спокойно продавали еженедельник "Футбол-Хоккей" – страшный дефицит, моментально расхватывавшийся везде, где его выбрасывали в продажу. Кроме того, здесь торговали книгами, которые печатали в полиграфкомбинате "Радянська Донеччина" (и, кажется, не только здесь). Попадались весьма удивительные вещи – например, там был куплен "Пятнадцатилетний капитан" Жюля Верна. Причем, что обидно – куплен на украинском (а через месяц его, следуя политике равенства языков, выложили там же и на русском, но денег уже было жалко).
Интересной особенностью сооружения была пневмопочта – система труб, по которым под давлением передавалась в нужные кабинеты и службы необходимая внутренняя корреспонденция. На неподготовленного посетителя это производило неизгладимое впечатление – когда вдруг раздавался стук и грохот, и хозяин кабинета с непроницаемым лицом вытаскивал из стены посылочку. Нечего и говорить, что очень часто пневмопочта использовалась для пересылки с воли алкоголя и прилагающейся закуски.
Вообще, количество выпитого за этими ригельными стенами явно превосходило среднестатистическое. Журналисты! С пьянкой связано множество легендарных историй, о которых мы расскажем в другом месте и в другое время. Пока вспомним одну, случившуюся в 1986, в разгар антиалкогольной компании, когда три весельчака из одной молодежной газеты, усевшись на подоконники своих кабинетов на 11-м этаже и свесив ноги в подпространство, по рецепту гусар из "Войны и мира", стали пить портвейн без рук. Как все остались целы и как им потом не оторвало головы начальство, решительно непонятно. Один еще даже жив до сих пор.
В советское время все редакции были сосредоточены здесь. В годы независимости редакции разбрелись и расплодились. Полиграфкомбинат перестал выполнять свою монопольную издательскую функцию. Здание, соответственно, стало ветшать. Новая судьба его могла ожидать в 2006 году, когда возникла идея вселить сюда медиа-холдинг Рината Ахметова, капитально отреставрировав все. Но когда назначенный ответственным иностранец приехал сюда и посмотрел на конструкции и коммуникации, стало понятно, что проект не состоится. И эпическое здание продолжило свой путь в не самое светлое будущее.
__________________________________________________________________________
Полиграфкомбинат "Донетчина" на карте города:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Может быть сделать римейк "донецкого раскроя" с указанием мест, где можно чем-нибудь разжиться?
oksumoron,
если поднять эту тему, Алюрка накроет меня ракетным залпом))
oksumoron,
Возле хутора Флора было жд полотно в направлеии ш.Кировская, рельсы сняли, а шпалы лежат штабелями на прилегающей территории одного из домов, в 10 метрах от домика администрации кладбища.
В р-не ДК Островского остались фрагменты жд полотна в виде рельс.
Бог в помощь
Харьковский,
Большое Вам наше русское мерси! "Раскрой и разграбь" будет иметь бешенную популярность
На здоровье! Судя по всему, ответственые за жд пути лица не возражают.
Смотрю на современые здания и думаю, сколько они ещё простоят?
А подъёмый кран-то - БК-1000. Не знаю, сколько их было в Донецке, но последний стоял на Южных Склонах.
Интересный объект - мемориальная стена "Памяти погибших журналистов". И тут не все просто - творческий дух тружеников пера не смирился с заданными узкими рамками первоначальной задачи и теперь название данного сооружение можно дополнить словами "... и умерших в послевоенное время журналистов - ветеранов ВОВ".
Моя фамилия присутствует...
"Но то такэ"... (с)
Froid,
Леонид Иванович где воевал?А кто на аватарке?
Это на месте этого здания была,одно время,конечная трамвая 10-го маршрута?
http://waralbum.ru/100677/
http://froidd.livejournal.com/9635.html
http://froidd.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%A8%D1%82%
D1%83%D1%82%D1%82%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%20%D0
%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%
BD
Froid,
Военный альбом теперь сменил стайл и начал принимать фотки в малом разрешении?
А на аватарке - начальник моего дяди (опять кагальный принцип, тут меня А.Ю. уже упрекал ) - командир взвода связи полка самоходных артиллерийских орудий. Май 1945 года. Нужно связаться с дядькой, уточнить фамилию начальника. Моя сестра висит в "Одноклассниках", но там меня зарубили. со второго раза и теперь уж окончательно. За коментарий - Больные люди. Их всех нужно лечить...Froid,
Я не о вашем фото, а вот об этих
http://waralbum.ru/209274/
http://waralbum.ru/209919/
http://waralbum.ru/208562/
http://waralbum.ru/208554/
Алюрка,
Итальянское кладбище на Шахтерской площадиКак видите, тут я совершенно не при чем...
Я просто поинтересовал, бо знал, что Вы там подтусовываетесь, требования у этих товарищей раньше были очень жесткие, а тут таке