Триумф и трагедия
8 ноября КВН отметил свой 55-летний юбилей. Накануне этой даты мы слегка поговорили с одним из главных донецких ветеранов движения — Игорем Львовичем Борцем. И получили от него рассказ о том, как Донецк проиграл финал 1989 года — хотя, по всем раскладам, должен был становиться чемпионом…
В высшую лигу КВН команду Донецкого политехнического института принимали, не возлагая на нее каких-то надежд. В начале сезона 1989 года она считалась аутсайдером. А в финал, наоборот, входила фаворитом. В полуфинале дончане разгромили совсем не слабую питерскую команду ЛГПИ, а их номер из сумасшедшего дома «порвал» зал и мгновенно стал классикой жанра. Все было при них — яркий фронтмен Сергей Сивохо, отточенный юмор, блестящие сюжетные ходы. Но в финале команда проиграла — драматично, нервно, обидно…
Говорит Игорь Борц, тогда — художественный руководитель команды:
— Так получается, что мое главное воспоминание о КВН — это мой самый большой профессиональный облом, проигрыш финала 1989 года, причем заведомо более слабому сопернику. Эту игру надо было просто забирать. Но тогда многое пошло не так, а главное — команда вышла из-под управления. Думаю, злую шутку с нами сыграла разгромная победа над Ленинградом в полуфинале. Ребят начали хвалить, брать интервью, приглашать. И для них, в сущности — провинциалов, это оказалось слишком сложным испытанием. Плюс, не забывайте, какое это было время — перестройка, мода на критику всего старого, стремление самостоятельно находить какие-то новые фишки, не слушать старших, даже если они предлагают что-то дельное. Вот как-то это все и сошлось. Главное — команда перестала быть единым организмом, нарушилось тренерско-игроцкое взаимодействие. Это никогда ничего хорошим не кончается.
— Что же конкретно было сделано не так?
— Когда на полуфинал дали задание «Лед тронулся», придумалась гениальная сцена про сумасшедший дом, которая привела в восторг всех. Она могла быть еще лучше, но нам зарубили эпизод с КГБистом, который объясняет народу, что в этой игре народ не выиграет. Тогда такие шутки еще не проходили… Наш «Сумасшедший дом» имел такой резонанс, что ребята захотели повторить его в финале. Я им доказывал, что это станет самоубийством, что номер начнут сравнивать с тем успехом, который уже случился (и сравнение будет наверняка проигрышным) — но, к сожалению, меня не услышали. Начали финал с приветствия, оно у нас не было убойным, хотя мы его откатали неплохо — но и Харьков не хуже. Разминку мы провалили, провалили ее и соперники. И Масляков говорит: «Остановите съемку». Надо сказать, что сам процесс остановки стоил 3 тысячи долларов — но ему пришлось пойти на это, чтобы спасти ситуацию. Он стал советоваться с жюри, что делать — разминка кошмарная, ее показывать нельзя, тем более —передача пойдет 1 января в прайм-тайм, ее увидят все. У меня был вариант: разминку не показывать, но оценки за нее выставить и как-то их приплюсовать к общим баллам. Но жюри решило иначе: оценок не выставлять, просто учесть впечатления от разминки в следующих конкурсах. И получилось так, что, убив разминку, мы убили еще и музыкалку. Она была хорошая, мы ее выиграли, все поставили нормальные баллы, но общий бал снизил Гусман, подняв «2». Когда Маслюков его спросил, почему он так строг, Гусман ответил: «Ну мы же договаривались учесть впечатления от разминки — я и учел, хотя музыкалка сама по себе прекрасная». И дальше, по принципу цепной реакции, мы проиграли и конкурс капитанов — потому что, услышав объяснения Гусмана, остальные члены жюри решили учесть свои впечатления от разминки уже тут. Миша Агранат, которого успели полюбить, проиграл никому не известному противнику — и проиграл очень много! Домашку мы сыграли с Харьковом примерно вничью. В итоге, от чемпионства нас отделила одна десятая балла. Вот что происходит, когда команда перестает быть единым коллективом. И вот пример того, как одна ошибка тянет за собой цепь других…
Ну, и на закуску даем легендарный номер команды КВН ДПИ — тот самый «Сумасшедший дом»:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.