От Ильича до Ильича
Иван Казанец, тогдашний Первый секретарь обкома, стоял рядом. Можно себе представить ощущения регионального кормчего в этот момент. И, судя по статистическим отчетам, после отъезда Генерального ситуация с картошкой у нас резко наладилась.
В 1956-м люди наблюдали за Хрущевым не только с земли. Державному визитеру внимали также строители, находившиеся между небом и землей. Они угнездились на лесах, которые как раз были подняты вокруг возводившегося здания Минуглепрома Украины. Оно стало одним из последних мазков в архитектурном облике площади Ленина. Более десяти лет понадобилось, чтобы реализовалась давняя идея местных руководителей и город Сталино получил новый организующий географический пуп.
До войны это было зауряднейшее место… Впрочем, конечно же, нет. Место было примечательное, причем сразу по двум причинам. Во-первых, там находилась Совбольница – знаменитое учреждение, пережившее три эпохи. Снесли ее только в начале 60-х. Причина вторая – два «зеркальных» здания. Первое – то самое, с балкона которого вещал Хрущев. А его отражение… Вы никогда не обращали внимания на то, что областная филармония – почти точная копия Ворошиловского райисполкома? И я не обращал, пока мне не сказала об этом сотрудник краеведческого музея Жанна Крыжная. В самом деле, оформление иное, а вот архитектура – совершенно та же! Так и планировалось: два одинаковых здания должны были создать на главной площади города специфическую эстетику и социалистическую, так сказать, архитектурную дисциплинку.
До революции рядом располагалась Сенная площадь. С 1929, с постройки Окружкома, территория стала называться площадью Советов. В 1934 Окружком реставрировал известный донецкий архитектор Н.Порхунов, в здании устроили образцовую парикмахерскую. А филармония тогда называлась «зданием госучреждений». Спроектировавший его Л.Котовский сетовал, что в Сталино совсем нет площадей, а район Сенной — совершенно жуткий.
Народ в квартале жил самый обычный, со страстишками соответственными. Например, в 1937 году вскрылась подпольная бригада абортмахеров: руководитель — гражданка Буртова, помощницы – Шахкульянц и Череповская. Наказали дамочек сурово, в соответствии с духом момента, хоть они и не имели никакого отношения к троцкистско-бухаринской оппозиции. Просто кампания по борьбе с абортами подоспела…
Частично квартал был окружен одноэтажными домами. На месте нынешнего драмтеатра царила промзастройка (трамвайное депо, гвоздильный завод). Вблизи Совбольницы (на углу Постышева и Гурова) размещалась ветлечебница, и под самым Белым домом можно было услышать жалобное коровье мычание и собачий скулеж. Ветлечебница первой из оздоровительных заведений попала "под нож". Совбольницу пощадили, но слегка урезали в правах. У нее отняли часть исконной территории и этот надел использовали для развертывания сквера. Это был решительный шаг к окультуриванию центральной площади. А чтобы не стыдно было присваивать ей гордое имя вождя пролетариата, в сквере водрузили монумент соответствующего содержания. Нет, не нынешний – поскромнее: Ленин был маленький и белый.
В общих чертах, площадь существовала уже к середине 50-х. Громадный рывок по ее оконтуриванию был сделан сразу после войны, когда проработали ее северную часть. Об этих трудах мне в свое время рассказывал их руководитель Ефим Глауберман. Он вспоминал, что первым начали строить дом, в котором сейчас – аптека «Здравица». Нехватка людей и материалов ощущалась на каждом шагу. Но искали внутренние резервы. И находили весьма оригинальные решения. Нет материалов? Что ж, голь на выдумки хитра. Наловчились делать облицовочные плиты из горелых пород — то есть из того, что составляет терриконы. К сожалению, больше нигде эта "технология для бедных" не применялась. А ведь разработчики предлагали внедрить ее пошире.
Освобождение города сопровождалось грандиозными потерями. В центре почти все здания оказались выгоревшими. Их черные остовы еще долго составляли часть городского пейзажа. Наиболее обгоревшие здания умудрялись разбирать на кирпичи, которые после чистки были вновь готовы к употреблению. Да что там! Использовали даже старый застывший раствор, имевшийся между кирпичами в этих обгоревших домах. Его, как говорят строители, "возбуждали" — и он шел в качестве добавок к раствору свежеприготовленному.
Теперь — о кадрах. Здесь тоже вставали проблемы. За квалифицированными рабочими буквально охотились. Ситуацию усугубляло то, что восстановление Донбасса объявили всенародной задачей, и из разных краев необъятной страны к нам стали слать молодежь, которая по сути, ничего не умела. Их ставили на работу, не требующую особой фантазии. Но возраст у ребят был откровенно несознательным, оставлять их без надзора не рисковали: имелись прецеденты. Чуть начальство отвернется, бывало, — а молодняка уже нет как нет. В жмурки, понимаете ли, играют. Дети! Впрочем, из этих детей выросли-таки хорошие строители: в экстремальных условиях навык усваивается быстрее. А эти любители жмурок работали и жили очень непросто. Так называемое "общежитие", в котором их, так сказать, устроили, представляло собой ни что иное, как первый этаж здания, которое они в тот же момент и воздвигали, наспех перекрытый и снабженный "буржуйкой".
Что же до работы… Какая была строительная техника? Полное отсутствие башенных кранов, например. Грузы поднимали устройством с ласковым названием "пионерчик": балка, выдвинутая из окна, на ее конце — блок. Первый башенный кран появился в начале 50-х годов на строительстве углового здания по улице Постышева/проспекту Ильича (там сейчас наверху – башня агентства «Восток-медиа»).
Вот так и заполнялось пространство вокруг площади Ленина. Вслед за кварталом, работы над которым описаны выше, был "окучен" промежуток между филармонией и проспектом Ильича. Одноэтажные домики, остававшиеся в этом промежутке от предыдущей эпохи, подвергались безжалостному сносу. Появился дом, в котором позже организуют магазин "Рубин".
Вскоре площадь украсило одно из наиболее характерных зданий здешнего пейзажа — Минуглепрома Украины. Завершил ансамбль в 1961 году драмтеатр. Почему-то его решили соорудить в каком-то псевдоантичном жанре, что совершенно не соответствовало окружающему ландшафту. Люди с тонким вкусом были недовольны. Но в таком эклектичном городе, как Донецк, архитектурный разнобой – скорее норма, чем вызов.
Ну, а большой Ленин… Вместе с близлежащей стелой его воздвигли к 50-летию Великого Октября. Как всем тогда рассказывали, в основание стелы уложили в специальной капсуле послание потомкам, которое следовало вскрыть через 100 лет, когда они (потомки) будут жить при коммунизме. Чтобы прочли и порадовались за себя. Интересно, как решится этот вопрос в 2067-м? Да и вообще, сможет ли кто-то тогда прочесть этот текст – или будут понимать только «превед, кросавчег»?
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Очень хочу выразить ОГРОМНУЮ благодарность за занятие этим почти неблагодарным делом Евгению Ясенову!!! Продолжай пожалуйста в этом духе!!!
З.Ы. Как я недавно узнал, совершенно случайно, что мы еще и знакомы лично... =))))
Да и узнал я не по аватаре, а по фотке статьи про Львов, там четкая фотка анфас... После чего обратился к тому самому Александру Т. за помощью в идентификации, тот ли это человек который был с нами... оказалось что тот =))))
Прошу прощения за оффтопик!
А сайт почитываю регулярно =)