Цирк, и не только
Начинаем год большим исследованием истории донецкого цирка в исполнении Валерия Степкина. Начинает он даже не с прошлого века, а с позапрошлого…
Цирк в Российской империи любили. Стационарные здания были только в нескольких городах, но цирки-шапито разъезжали по многим городам и весям. На карте Юзовки 1892 года, на месте современного здания «Донгорбанка» (ул. Артема,38), показан цирк.
Еще президиум Юзовского окрисполкома 13 апреля 1924 года рассмотрел ходатайство руководства цирка разрешить построить в городе свое здание. Президиум решил, что «ввиду малой культурной ценности представлений цирка в ходатайстве отказать».
Наверное «культурная ценность представлений» была повышена, поскольку через полтора года строительство разрешили. Благодаря газете «Диктатура труда» мы знаем точную дату начала строительства здания зимнего цирка: «28 октября 1925г. Сегодня приступили к строительству цирка на площади вблизи Церабкопа». Здание было деревянным и без фундамента. В газете за 6 января 1926 года рассказывается о недостатках вовсю работающего цирка: «Как и всякий цирк, цирк сталинский имеет галерку. Из-за дешевизны билетов на галерке всегда очень много народу. К этому касса цирка продает на галерку билетов больше чем следует. В результате невыносимая давка и духота. Были уже случаи, когда женщины и дети падали в обморок». Цена на билеты колебалась от 30 копеек до полутора рублей. Представления начинались в 20-30.
Инициатором строительства и первым директором циркастал Федор Дмитриевич Яшинов. В рекламе он именуется ответственным руководителем Фрэдом Яшиновым. Яшинов был родом из Новочеркасска. Сестра вышла замуж за акробата и он, нарушив волю отца, известного в городе краснодеревщика, начал странствовать с цирковыми артистами по России. И в нашем городе коллектив доверилему, молодому человеку, свою судьбу. Труппа выбрала название «Колларт» – коллектив артистов. Броско и красиво. Городская газета давала рецензии на представления: «Программа представлений цирка обновляется довольно удачно. Заметен также отбор, благодаря которому лучшие номера показываются более долгое время. Так, 6 спортсменов «Делькаря», завоевавшие симпатии публики, живостью и легкостью исполнения своих красивых номеров, остается на арене с самого открытия цирка, продолжая привлекать заслуженное внимание зрителей. Обращает на себя внимание и подбор музыкальных эксцентриков с их музыкальными инструментами и исполнением. Несколько портит программу выступления «дураков», которые «блещут» заплесневевшими сальностями. Интересен номер Кассапарди, но ошибкой является то, что его потом не объясняют». Что же это за номер такой, который нуждается в объяснении? Узнаем из рекламы:
«В цирке индийская гробница. Помимо блестящей программы из трех отделений при участии вновь прибывших артистов, вниманию публики будет предложено сенсационное зрелище. На манеже цирка будет заживо погребен человек, засыпан землею, под которой пробудет до 15 минут. Жутко! Потрясающе! Невероятно!». И через неделю уже новая программа, где были представлены «сатирики новых форм»: «Программа сталинского цирка пополнилась прекрасным номером – выступлением сатириков «Гуд-Хол». Обычному виду цирковой клоунады, с раскрашенной физиономией, подзатыльниками и другими подобными атрибутами с сомнительным, подчас и отталкивающим зрителя остроумием, «Гуд-Холом» противопоставлена современная здоровая революционная сатира. Антирелигиозный диспут и Исповедь хулигана — очень удачные номера не только по современному содержанию, но и проникнуты элементами полезного агитационного воздействия».
В апрельском номере газетный очерк о «новом» направлении в программе представлений – «мирового чемпионата французской борьбы»: «В плачущее деревянное здание под фонарями ходят каждый день. Оно расположено не как обычно – на утопающем грязном пустыре, а в самом центре, здесь – на месте специально ликвидированного городского клозета. Неизвестный мужчина в черкеске – джигит, наивная мисс Кетт в бюстгальтере – дрессировщица, пять породнившихся в дороге братьев Ме, четыре Де – эквилибристы, из буржуазного хлама запачканные клоуны – все они пользующиеся обычно ровным успехом у добродушного посетителя, никнут уныло перед могуществом «мирового чемпионата французской борьбы».
Каждый рабочий знает здесь всех прибывших бойцов, как свой завком, также как все победы и поражения своих многочисленных футбольных команд».
Здание цирка было построено полгода назад, а в объявлении о гастрольных спектаклях ленинградских и киевских артистов уже есть приписка: «Здание цирка вновь ремонтируется».
Летом в цирке проводили зрелищные мероприятия – кино-цирк. Скорее всего, из-за нехватки в летний период артистов для полноценных представлений, чередовали цирковые представления (или выступления эстрадных артистов) с показом кино. Характерное газетное объявление:
«В виду предыдущего грандиозного успеха и короткого пребывания – второй и последний раз в здании цирка демонстрируется роскошный исторический кино-роман в 10 частях – ДОРОТТИ ВЕРНОН. В главной роли Мерри Пикфорд. С пятницы 9 июля выступает единственный в своем жанре «Ахмет», юморист-сатирик Федя Бояров.
Начало в 8 с половиной часов. Касса открыта с 6 часов. Цены от 25 до 55 копеек.
Здание оборудовано, установлены вентиляторы».
Осенью городской цирк снова продолжил полновесное функционирование. В октябре появилась новая программа и тут же газетная рецензия: «Отсутствие в цирке дешевой мордобъющей клоунады с глупыми кривляниями и катанием по арене только улучшает программу».
В начале 1927г. центральная «Рабочая газета» «удостоила вниманием» сталинский цирк, так что пришлось оправдываться. 26-го января появилась статья корреспондента М.Шварца «5 000 сталинцев обмануты». В статье речь шла о дрессировщике животных Анатолии Анатольевиче Дурове, из всемирно известной династии Дуровых, которого обозвали «самозванцем Леонтием Леонтьевичем Дуровым». Как отмечалось, «приезд Дурова поднял Сталин на дыбы. Администрация цирка в полном составе вышла встречать Дурова, вся милиция города Сталина была поставлена на ноги, бегая по крыше цирка, и вытягиваясь перед Дуровым в струночку. Дуров взволновал даже 600 делегатов окружной партконференции». А этот Дуров, вообще, рассказал для начала пару пошленьких стишков и начал опыты с животными, которые его абсолютно не слушали. Халтура, одним словом!
И пришлось администрации публично оправдываться, ссылаясь даже на журнал «Цирк», №2, где была помещена статья о А.А.Дурове, о его успешных гастролях в Италии, о том, что артист регистрировался в адресном столе и в реперткоме, как Анатолий Анатольевич. И, наконец, «о самих выступлениях Дурова в Сталине. Дуров дал в Сталине 25 гастролей. За это время цирк посетило более 25 000 зрителей (кстати, Сталинский цирк имеет только 1 500 мест, а не 5 000), никто из посетивших гастроли Дурова не только не кричал «обман, деньги обратно», как об этом пишет Шварц, а наоборот, выступления Дурова смотрели с интересом».
Кстати, после гастролей в Сталине, Дуров сразу поехал в Киев.
Летом опять цирк использовался не по прямому назначению. Много было выступлений эстрадных артистов, а в июле единственное представление дал В.В.Маяковский. Короткая газетная реклама: «Только один день 29 июля. Вечер известного поэта Владимира Маяковского. Билеты продаются в кассах кино и театра и в день лекции в кассе цирка с 12 до 2 часов и с 5 до начала». Обратите внимание, время начала выступления не проставлено.
Случайно это было или нет, но Маяковский действительно опаздывал на представление. Ехал он из Луганска. Пересадку сделал в Дебальцево и ехал до Ясиноватой. Поезд опаздывал, и опаздывал прилично. Сопровождавший Маяковского П.Лавут описал для потомком момент приезда поэта: «Пыльный поезд доставил нас с большим опозданием в Ясиноватую. Отсюда до Юзовки около двадцати километров. Наняли тачанку. Возница заметил: есть две дороги – подлиннее и получше, короче и похуже. Выбрали подлиннее. Тогда возница добродушно добавил: — Но здесь, бывает, и грабят.
Маяковский приготовил на всякий случай револьвер… Наступила темнота. Мы боялись не столько грабителей, сколько того, что можем опоздать к началу вечера. Так оно и случилось Наконец, громыхая по мостовой, въезжаем на главную улицу. И прямо к цирку. У входа толпа. Слышим: «Обманул, не приехал». Из путевых впечатлений поэта: «Я поехал читать стихи в Сталино. Это растущий город омываем железными дорогами. Станций семь подходят к нему, но каждая не ближе, чем на десять-пятнадцать верст».
С Маяковским в этой поездке был поэт Семен Кирсанов, описавший вечер:
В цирке народу тьма-тьмущая.
До полночи ждут, ожиданьем томясь,
Шахтеры и семьи шахтеров –
От десяти до пятидесяти лет.
Народнейших так не встречают актеров,
Как встречен шахтерской семьей поэт.
Гремели аплодисменты, набатно звучал голос поэта:
Заря Коммуны разгорается туго
Оттого, что сидим зря.
Подбросим в зарю донецкий уголь
И моментально разгорится заря.
Ночевал поэт в гостинице «Великобритания». Обратную часть пути решил проехать на машине, чтобы получше рассмотреть окрестности Донбасса. В те годы автомобиль для Донбасса был скорее роскошью, чем средством передвижения. Помогла редакция «Диктатуры труда». Остались впечатления Владимира Владимировича о поездке: «После стихов я возвращался мимо обросших гор через черные поля. Не доезжая Артемовска, лопнула одна камера, проезжая Артемовск, другая. Шофер снял покрышки и поехал, подпрыгивая на голом железе колес. Я первый раз видел, чтобы так насиловали технику. С естественной тревогой я спросил шофера:
— Что вы делаете, товарищ?!
Шофер отвечал спокойно:
— Мы не буржуи, мы как-нибудь по-нашему, по-советски!».
В начала октября 1927 г. цирк снова должен был начать полновесные традиционные предствавления. Как сказано в рекламе, «7, 8, 9 октября грандиозное открытие цирка во главе с лучшим дрессировщиком лошадей, известным в СССР Ефимом Борисовичем Ефимовым. 3 отделения, блестящая программа. Роскошная конюшня – 25 лошадей. Масса крупных животных. Начало в 9 вечера».
А через несколько дней рецензия: «Открытие цирка в этом году ознаменовалось далеко не блестящей программой. Значительная часть участников труппы не успела прибыть, опоздала и наиболее мощная часть транспорта дрессированных лошадей Е.Ефимова. Выступившая на открытии цирка труппа, за исключением нескольких номеров, оказалась далеко не на высоте положения. Из отдельных номеров наилучшим оказалось выступление эквилибристов японцев Секало. Отрадно появление на арене С.Шафрика с хорошо выдрессированными собаками, превосходящими по дрессировке животных, приезжавших ранее гастролеров». Оставим последнее замечание на совести рецензента, поскольку зимой жители города могли видеть аттракцион А.Дурова-младшего.
Только 11 октября аттракцион Ефимова полностью прибыл на место и начал давать намеченную программу.
Через две недели новая мировая знаменитость приехала в Сталин. Слава немецкого иллюзиониста То-Рама в то время могла сравниться со славой последующей звезды – Вольфа Мессинга. Советская пресса публиковала многочисленные отзывы на выступления артиста: «Кто же такой То-Рама? Конечно, он не фокусник, не цирковой аттракцион и не «сверх-человек». То-Рама – гипнотизер, но гипнотизер не обычный. Обладая колоссальной силой воли, он заставляет подчиняться ей не только свой организм, но и даже окружающих его обычно зверей.
Интересный отзыв о работе его дает газета «Пролетарий». Вот маленькая выдержка из этого отзыва:
… То-Рама заходит в клетку со львицей, доводит ее до «белого каления» и только тогда бросает револьвер и палку. Зверь, видя человека обезоруженным, делает прыжок и тотчас же превращается, если не в собаку, то в безвольное существо, которое способно только гневно пофыркивать на усмирителя.
Но То-Рама достиг совершенства не только в укрощении взглядом зверей, удивительны его опыты и в отношении обезболивания себя. Тов. Н.А.Семашко (министр здравоохранения) о То-Рама сказал:
— Я не понимаю, почему наши ученые, в первую очередь невропатологи и психиатры уделяют так мало внимания интереснейшим опытам гр. То-Рама. По-моему, опыты То-Рама – блестящее доказательство того, до каких пределов может развиться воля, связанная с действием (воля плюс энергия, по выражению То-Рама).
Приезд То-Рама в Сталин – большое событие в жизни Сталинского цирка».
Полистав газеты тех лет, можно найти еще много сведений о гастролерах. Но современного читателя они мало чем могут быть интересны.
А здание цирка простояло до 1933 года.Случился пожар и цирк сгорел. На лето стали ставить шапито. Первоначально цирк-шапито размещался в парке имени Постышева. Но поступали жалобы, что из-за удаленности от транспорта зрители испытывали определенные неудобства, особенно в ненастную погоду. Тогда на сессии горсовета было принято решение перенести цирк на территорию Горсада.
В середине мая 1937 года вновь прибывший цирк «Шапито» распахнул свои двери перед первыми зрителями.
В газете «Социалистический Донбасс» осталась корреспонденция об этом большом событии: «Зритель получает большое удовольствие от демонстрации в цирке силы, ловкости, бесстрашия, точного расчета, изящества движений. Особенно удачны антиподы (виртуозно работающие ногами) Александровы, партерные полетчики Ниольс, эквилибристы на двойной проволоке сестры Кох».
В 1940-50-е для жителей города стали привычны гастроли цирков-шапито, располагавшихся сначала на расчищенном от последствий военной разрухи участке между улицами Артема и Кобозева (недалеко от заводской проходной). Со второй половины пятидесятых шапито ставили на месте завода «Рембыттехника». Но продолжались такие выступления не круглогодично и не все горожане могли их посетить. Городу требовалось капитальное здание.
И такой цирк был построен в 1968 году. Открытие цирка «Космос» состоялось на празднование 100-летия Донецка в августе 1969г.
Первым директором стал Николай Ткаченко. При посещении цирка первым секретарем ЦК КПУ В.В. Щербицким, директору Ткаченко было сделано замечание в стиле придирки, на что тот эмоционально отреагировал. Этот случай послужил причиной для снятия. Потом тридцать лет цирком руководил Заслуженный работниккультуры Украины Геннадий Гликин. В качестве директора и режиссера он выпустилболее 100 новыхпрограмм, при участии Гликина 36 артистов получили званиязаслуженных и народных, 17 человек стали лауреатами международных фестивалей.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Вот есть кое что о То Раме.
"В 1927 году мой маршрут по Украине несколько раз совпадал с передвижением из цирка в цирк немецкого укротителя Эрнста Шу. Но что такое! В какой город ни приеду, а местной газете читаю (и почти всегда после второй гастроли) примерно одно и то же: «Позавчера лев напал на укротителя и нанес ему раны». Случай сам по себе вероятный, но однообразный конвейер подобных эпизодов наводил на мысль о его подстроенности в целях рекламы.
Одновременно ездил с громадной рекламой доктор То Рама, гипнотизер животных. Гастроли Шу и То Рамы строились так, что сначала приезжал действительно хороший укротитель Шу, чей успех подготовлял аншлаги То Рамы.
Выступление То Рамы обставлялось так. Выходил вслед за оркестровым вступлением хорошо одетый молодой человек, читавший наизусть минут шесть лекцию о гипнозе вообще, о новаторском гипнозе крокодилов и петухов в частности и о первенствующей в этом отношении роли То Рамы. Объявлялся То Рама брамином, ученым или профессиональным гипнотизером, не помню.
Но четко помню скуку этого номера. Действительно, несколько животных засыпали или казались заснувшими, но цирку настолько противопоказан сон, что если этот номер не проваливался, то лишь из уважения публики к науке. Впоследствии выяснилось, что никакой науки тут не было, и это не гипноз, а дрессировка..."
Пришло уточнение от Степкина:
"Гостиница Металлургия вступила в строй 5 или 6 ноября 1927 года и Маяковский, который посетил наш город летом 1927 года, останавливался в Великобритании."
Пока есть единственное упоминание о гостинице, в которой останавливался Маяковский. Это цитата из очерка Михаила Зорина в книге "Воспоминания о Юрии Олеше". В "Металлургии" был специальный номер, в котором останавливались все выдающиеся люди, приезжавшие в наш город. Не исключаю, что Зорин мог и напутать. Но пока других доказательств нет. Откуда известно, что "Металлургия" вступила в строй 5 или 6 ноября? Если есть документ, придётся признать, что М. Зорин ошибался.
Степкин почерпнул свю дату из газеты "Диктатура труда", как он сообщает