Топ-10 сталинских провалов
26.08.2015

Топ-10 сталинских провалов

Мы тут недавноговорили о 10 достижениях городав то время, когда он назывался Сталино. Эта публикация не осталась без внимания коллеги Финкельштейна. Выждав самую малость, он выложил свой антитоп. Его мы вам, без дальнейших проволочек, и предлагаем. Слушаем Финкельштейна, этого гения отрицания. 

  

Один смешной парень недавно прочитал статью. В ней шла речь о каком-то другом смешном вздорном парне и о позитиве, созданном в городе за все то время, когда он назывался Сталино. Ну что ж, наш смешной решил ответить. Не знаю, зачем. Вот топ-10 городских провалов, которые произошли с 1924 по 1961, из-за которых чистый, светлый, современный Донецк начала XXI века не стал еще светлее и чище. А мог. И это далеко не всё — только то, что вспоминается с лету…

1. Великое расширение города-1936
Искусственное и ненужное конгломерирование в рыхлый поселковатый Сталино нескольких живых городков убило идентичность и инфраструктуру  Рутченково и Мушкетово, Ветки и Александровки, Ларинки и Масловки, превратило через 60 лет в островки запустения рабочие поселки всех окраин тогдашнего Сталино. Сталино уже было как бы не при делах, но винить за тот размах без потенциала надо именно 1936 год.

2. Снос пешеходных мостов через ДМЗ
Я не знаю, в каком году который из мостов был построен, но вот именно окончательная их утрата в послевоенное время стала для Сталино невосполнимой. Невосполнимой в плане окончательного осознания горожанами своей служебной функции – простого трудового приложения к большой промышленности, что бы там ни писали при этом на красных транспарантах. Городу стало окончательно плевать на интересы социально-бытового плана – чтоб человеку было удобно перейти к собственному дому из цеха, к родне или в центральные магазины ногами… Кому надо — обойдет.

3. Исчезновение капитальных оград
Согласно легенде, после поездки в США в 59-м Никита распорядился уничтожить все городские ограды в Союзе – в Штатах их не было, вместо них были таблички, запрещавшие ходить по конкретной территории. Решил, короче, соответствовать. В уровне сознания населения. Это, конечно, глупости, но именно тогда в Сталино и начался массовый снос этих прекрасных каменно-решетчатых заборищ. Теперь уже что — а ведь когда-то сквер имени Красной Шапочки, Горсад, все дворы довоенных многоэтажек, травматология, каждая школа, двор библиотеки Крупской, все больницы и вузы, детсады и ясли, скверы и территории при АБК шахт и заводов – все это имело капитальные ограждения. Их красили, белили и обновляли. Запирали ворота!  Это спасало и дисциплинировало. «При Сталине порядок был!» — говорило все соответствующее поколение в соответствующие уже времена. При Сталино этот  порядок и пошатнулся.

4. Утрата циклопических деревянных сооружений в парке им. Постышева-Щербакова
Оо, их сжег лично очкастый Щербаков в качестве мести за местные грехи поклонения неправильному Павлу Петровичу. А ведь это. Детский смех, взрослый смех, шахматно-шашечный пролетарский джаз. Эх.

5. Трамвайная симфония
Что там симфония, оратория. Оргия!  Как началось трамвайное движение в Сталино невнятным и впоследствии пагубным для города образом – так и завершилось оно именно во времена Сталино. Тогда и депо на Малой Пожарной было уже заложено, и все рельсы уже ржавели там, где было им нужно. Потом они стали ржаветь где ненужно – автобусов у страны на все поселочки не хватило бы никогда, городские генпланы до единого были порочны. Зато появилось самое что ни на есть железное – даже стальное оправдание – дороги не строить – раз есть хотя бы по два рельса в каждом магистральном направлении. А там (с конца 50-х — начала 60-х) как раз и покатилось трамвайное колесо тихо вспять, но новые асфальтобетонные дороги в городе по привычке строить уже стеснялись.

6. Массовое закрытие небольших шахт, с 1958 г.
Это большая, тяжелая, мутная  тема. И ее нельзя касаться так вскользь (а и не будем), но именно та реорганизация углепрома дофига чего прибила  в поселковой инфраструктуре Сталино. Хотя и дофига чего принесла ей.

7. Исчезновение цинковой Венеры
Донецк еще нескоро осознает значение для себя монумента, которого он тогда лишился.

8. Закладка Ново-Колхозного купольного рынка
В таком антисанитарном деле, каким является  торговля продуктами питания, символизм неуместен в принципе. Но тогда городу нужен был купол, и его, так уж и быть, подарили рынку. Дарили мучительно долго и дорого — чтобы полвека он фактически служил полупустым, с острыми запахами, вестибюлем для мясо-молочной галереи и для еще всяких подробностей колхозно-совхозной пищевой и непищевой спекуляции. Хорошо, что хоть так, говорят апологеты эпохи. А туалет там помните? — спрашивают их скептики. А цыгане? — вздрагивают бабушки.

9. Мушкетовский коксохим!
Легенда 20-30х годов (в подметки ему не годились Рутченковский и Сталинский), гигант металлургии и углехимии. А вы даже и не слышали о нем!

10. Аннигиляция Бальфура
Пропал бальфуровский дом. Никто точно не скажет, как и когда это случилось окончательно. Но тогда и в унисон многому из того, что происходило.

Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Юзовский
    Юзовский 26.08.2015, 00:15
    Почти со всем согласен.
  2. Артем
    Артем 26.08.2015, 00:21
    "двор библиотеки Крупской"
     
    Ограждение двора библиотеки осталось, в 2000-х и ворота на ночь закрывались
  3. finkelstein
    finkelstein 26.08.2015, 00:29
    Юзовский,
    Я не со всем, но примерно с половиной пунктов. Но там спорить и смысла нет.


    Артем,
    этот текст - наполовину прикол. Ровно на одну половину. Или не очень ровно, но всё равно.
  4. Бублик
    Бублик 26.08.2015, 00:58
    Мушкетовский коксохим! ... А вы даже и не слышали о нем!

    Мы - слышали! 
  5. finkelstein
    finkelstein 26.08.2015, 01:01
    Бублик,
    и мы с Дедушкой, даже читали. Но не более того.
  6. Бублик
    Бублик 26.08.2015, 01:21
    finkelstein,
    . И я - не более того.
       
    " В   1913 - построен  Мушкетовский  коксохимический ...  Да-да, было время, когда на территории нашего города действовали четыре коксохимических завода. Мушкетовский закрылся раньше других, в 1962 - 1963 гг."
        А.Бирюков. "Вечерний Донецк" , 2013 г.
      
  7. finkelstein
    finkelstein 26.08.2015, 06:55
    О, Господи. Я и не знал о таком ресурсе. Но и Бирюков - отдельное слово в местном краеведении.
  8. Sedoy
    Sedoy 26.08.2015, 10:41
    Голосую "За" только за "снос пешеходных мостов через ДМЗ" и "исчезновение капитальных оград", остальное ИМХО кажется высосано из пальца. 
  9. Бублик
    Бублик 26.08.2015, 12:00
    Я и не знал о таком ресурсе.

     
  10. finkelstein
    finkelstein 26.08.2015, 12:47
    Бублик,
    из творчества Бирюкова (в трансляциях Инфодона) мне как-то запомнился только один увековеченный им момент. Из 
    Короче. Строили ЦОФ в 20-е годы, трамвай тогда ходил только до пл. Буденного, а дальше были огороды, и комсомольцы шли на стройку пешком через болота и огороды. Не вру ей-богу, своими глазами на Инфодоне читал. В очках был.





    Sedoy,
    Венеру высосал лично, согласен. Пять пунктов (включая Венеру) притянул за уши, тоже лично.

    А вот по пяти остальным рад бы подискутировать, да время теперь не то. Хотя и время, в общем-то, как время.

    Не готов дискутировать, будем считать)
  • Dedushka
    Dedushka 26.08.2015, 13:56
    Снос пешеходных мостов через ДМЗ
     
    finkelstein,
    Вы забыли такое безобразие, как слом циклодрома, ипподрома, снос парашютной вышки, а также такое вопиющее варварство как затопление острова им. Димы.
  • Алюрка
    Алюрка 26.08.2015, 14:00
    Венеру высосал лично,

    ВЫсосал, то что её снесли? Или то, что цинковая?
  • ДИМА
    ДИМА 26.08.2015, 15:46
    Dedushka,
    Вы мне льстите.Остров был не моего имени.А имени тех,кто его создал,потом по воде отсыпал дорогу для его укрепления камнями,потом эту дорогу срыл ,потом проложил к нему понтонный мост,а потом затопил.К тому же,это было при Донецке.
     Мушкетовский коксохим-где он был? На "Коксохимоборудовании"?
  • provizor
    provizor 26.08.2015, 16:29
    ДИМА,
    Да там и места особо нет! Может в районе ЦОФ?
  • Ясенов
    Ясенов Автор 26.08.2015, 16:44
    Остров был не моего имени

    Не был. Но уже года три как - да
  • finkelstein
    finkelstein 26.08.2015, 18:43

    забыли такое безобразие, как слом циклодрома, ипподрома, снос парашютной вышки, а также такое вопиющее варварство как затопление острова им. Димы.

    Так это было до и после Сталино!

    ВЫсосал, то что её снесли? Или то, что цинковая?

    Что это имеет большое значение для кого-то.

    На "Коксохимоборудовании"
    Уверен, что да. Но док-в нет у меня.


    Может в районе ЦОФ?

    Точно нет. По ЦОФ история известна более-менее. К тому же в округе вся территория была под огородами)

    http://infodon.org.ua/donetsk-guide/istoricheskij-putevoditel-po-donecku-cof-chu
    makovskaya
    Нашел!


    Извините, я с телефона, не могу нормально писать комментарии.
  • Dedushka
    Dedushka 26.08.2015, 20:42
    Так это было до и после Сталино!

    Да, но виноват-то всё равно Сталин! Сталин или евреи, больше некому.
  • finkelstein
    finkelstein 26.08.2015, 21:32
    Dedushka,
    я щас уже не оперирую термином "вина". Но да, Сталин, под еврейскую дудку.
  • ДИМА
    ДИМА 26.08.2015, 21:56
    Ясенов,
    и Вы мне льстите.
  • Ясенов
    Ясенов Автор 26.08.2015, 23:19

    Даже не начинал. Просто остров имени Димы - это уже устоявшееся название, утвержденное учеными советами Географических обществ

    под еврейскую дудку

    под шофар
  • ДИМА
    ДИМА 27.08.2015, 10:58
    Нашёл в интернете даже то,что Мушкетовский коксохим был эвакуирован в Кузбасс.Где же он был,коксохим в смысле?
  • Dedushka
    Dedushka 27.08.2015, 13:28
    Где же он был,коксохим в смысле?

    На Мушкетово.  Смотрите в поиске, об этом уже говорилось.
  • ДИМА
    ДИМА 27.08.2015, 16:08
    Dedushka,
    Если правильно понял-на "Коксохимоборудовании"
  • Dedushka
    Dedushka 27.08.2015, 19:02
    ДИМА,

    Вот он, Ваш коксохим на АФС Мушкетово:

      
     
     При увеличении видны трубы коксовых печей и подъездные пути:
     
  • Тимур
    Тимур 27.08.2015, 20:59
    Кстати, насчёт деревянных сооружений. А никто не в курсе, что за штука такая стоит на территории областного госархива? Челюскинцев 153Б.
  • Dedushka
    Dedushka 27.08.2015, 21:11
    что за штука такая стоит на территории областного госархива?

    А что там такое стоит?
  • ДИМА
    ДИМА 28.08.2015, 12:50
    Dedushka,
    Вы опять издеваетесь?Можно проще?Я не такой умный,как оказалось.Я смотрел эти снимки вчера и комменты читал.Рукой покажите на словах,т.е. к улицам привяжитесь.
  • Dedushka
    Dedushka 28.08.2015, 13:51
    Можно проще?

    А куда ещё проще? Снимок участка АФС, увеличение, комментарий. Все, ведь, пользуются одними и теми же источниками. Откуда я знаю что там сейчас!? Посмотрите на Викимапии этот участок местности.
  • Алюрка
    Алюрка 28.08.2015, 17:07
    Рукой покажите на словах,т.е. к улицам привяжитесь.

     
    http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=47.984651&lon=37.841731&z=17&m
    =b
  • Тимур
    Тимур 28.08.2015, 20:40

    А что там такое стоит?

    Некая конструкция из дерева. Довольно высокая, этажа в три высотой. Но она вся прогнила и обваливается. Так что я даже не могу предположить, что это.
  • ДИМА
    ДИМА 29.08.2015, 20:02
    Алюрка,
    Спасибо большое.Респект.