Как в Юзовку точное время доставляли. Часть 1
02.07.2020

Как в Юзовку точное время доставляли. Часть 1

Автор — Владимир МАРТЫНЕНКО

 

— Нужно ли человеку знать точное время?

— Чтобы не опоздать на поезд – да!

                          Возможно Козьма Прутков.

Предисловие

В 2010 году на сайте «Донецк. История. События. Факты» была опубликована статья Семена Марковича Левады «Юзовский эталон точного времени» [1]. В статье рассматривались некоторые вопросы способов поверки часов в нашем городе. Со временем Семен Маркович к проблеме точного времени в Юзовке охладел. Поэтому, он любезно согласился уступить авторские права на тему статьи автору этих строк.

Данная публикация не является «дополненной и переработанной статьей» Семена Марковича, хотя в ней много взято из «Юзовского эталона».

Автор этих строк благодарит Семена Марковича за помощь в написании данной статьи.

 

Вместо пролога

В повседневной жизни мы вспоминаем о точном времени, когда видим на телевизионном экране изображение циферблата часов или слышим по радио сигналы точного времени.

С особым трепетом прислушиваешься к этим коротким шести импульсам в новогоднюю ночь, когда «… начало шестого сигнала…» совпадает с последним ударом курантов, возвещая о том, что пришло время первого тоста за наступивший Новый год.

И в эти мгновения наиболее отчетливо понимаешь, насколько неумолимо течение времени. А ведь история радиосигналов точного времени насчитывает всего сто лет.

А как же сверяли часы до «эры радио»? По какому времени жил город? Как проверяли свои часы жители Юзовки?…

Эта статья скорее научно-познавательная, чем историко-краеведческая.

 

«А часики-то Ваши отстают…»

Любые часы имеют особенность или спешить или отставать. Это относится и к механическим и к электронным. Если бы электронные часы шли точно, то зачем продавать программы для корректировки времени в смартфонах.

Даже песочные часы и те идут не точно. От температуры меняются размеры песчинок и внутреннее трение песка. Зимой в часах песок сыплется быстрее, а в клипсидрах вода вообще замерзает…

Получается, что любые часы необходимо корректировать. Для песочных и водяных это не так уж и важно. А вот для механических и электронных – наличие «точного времени» очень и очень желательно.

В мореплавании наличие точного времени жизненно необходимый фактор. А зачем точное время на суше?

В период, когда Российская империя была в основном аграрным государством, точность в пять или десять минут была не существенна.

С появлением промышленности возникла необходимость в четкой организации работы фабрик и заводов – организация рабочих смен. С появлением технологических процессов, требующих четкого соблюдения временных интервалов, появилась необходимость иметь точно идущие часы на фабриках и заводах. А железная дорога без точного времени вообще существовать не может.

В наше время «добыть» точное время не так уж и сложно. А вот как с этим делом было во времена Юза? Что было эталоном точного времени в городе?

 

«Главный городской эталон точного времени»

Главным «эталоном точного времени» и «главными часами» в Юзовке, а потом и в Сталино и даже сейчас в Донецке, всегда был и будет заводской гудок.

Гудок в те годы был очень важен для рабочих. Вот пример из жизни.

В декабре 1923г. в газете «Диктатура труда» была опубликована небольшая заметка «Во что обойдется гудок?» [2] о бесхозяйственности администрации Краснознаменского рудника. В принципе ничего особенного. Такими заметками массово пестрели все газеты Союза в начале 20-х годов.

«Администрации Краснознаменского рудника по каким-то соображениям не понравился гудок и она решила заменить его новым. С этой целью в механическую мастерскую дается распоряжение: срочно, не считаясь ни с какими затратами, изготовить новый трехтонный гудок.

Горячка по производству гудка происходит уже третий месяц, а гудка все-таки нет. Рабочие говорят: «Никак не подберут тон под пианино».

Правда, гудок несколько раз ставили на здание, только толку мало получилось, как корова мычит. Рабочие уже отвыкли от гудка, при выходе на работу они руководствуются пением петуха и солнцем».

В Юзовке не только рабочие завода согласовывали с гудком распорядок своего дня, все жители поселка, в том числе и старики, и дети привыкали жить в режиме заводского гудка. Жизнь завода и поселка, весь отсчет времени, весь бытовой уклад, привычки, нравы, словом, вся жизнь шла по гудку.

Контроль за работой гудка входил в обязанности заводского Часового мастера. Он же контролировал и ремонтировал работу всех часов на заводе. А часов на заводе было много. В 1918 году в систему заводской часофикации были включены 101 часы. Это и по современным меркам очень много. Хотя сейчас на заводе в систему часофикации включено более 250 вторичных часов.

Способ подачи гудка и во времена Юза и сейчас одинаков. И тогда и сейчас точность его подачи составляет 2 — 3 секунды.

За безотказное функционирование гудка и тогда и сейчас установлена серьезная ответственность.

Во времена Юза за несвоевременную подачу гудка могли и уволить. Поэтому опоздание гудка казалось немыслимым. Обязанность включать гудок по выверенным часам возлагалась на старшего кочегара.

А как же проверяли часы, которые были у старшего кочегара, ведь гудок гудел всегда точно по графику?

 

А были ли в Бахмутском уезде часы?

Перед тем, как познакомить читателей со способами «доставки точного времени» в Юзовку, давайте поговорим вообще о часах.

Сначала риторический вопрос: когда в Бахмутском уезде появились карманные, кабинетные или каминные часы. Или какие-нибудь другие устройства, отсчитывающие время? Ответить на этот вопрос совершенно невозможно.

По косвенным данным уверенно можно утверждать, что жители уезда в 1860 году часы имели. Этот вывод основан на том, что в этом году в Бахмуте числилось среди ремесленников: [3]

«– Золотых и серебряных дел мастера: мастеров 4 чел., рабочих при мастерах 3 чел.

– Часовщики: мастеров 3 чел., рабочих при мастерах 1 чел.».

В Мариуполе таких же ремесленников было несколько меньше.

«– Золотых и серебряных дел мастера: мастеров 4 чел.

– Часовщики: мастеров 2 чел.».

Если в городе есть часовщики, значит, у горожан часы есть.

Количество часов тоже можно очень ориентировочно посчитать.

В 1867 году в Бахмутском уезде значилось [4] (ограничимся мужским населением):

«– Дворян потомственных 271 чел.;

– Дворян личных – 104 чел.;

– Православного духовенства – 470 чел.;

– Купцов – 129 чел.;

– Мещан – 534 чел.».

Всего: 1508 человек. Сельское и военное сословия не учитываем.

Если предположить, что карманные часы были только у половины вышеуказанных товарищей, то на руках было 750 или «Breguet», или «Alpina», или «Chopard», или каких-нибудь других карманных часов. Добавив сюда кабинетные и каминные часы, получим более 1000 часов в уезде. Часов было много, иначе часовщикам нечем было бы кормить свои семьи.

Еще раз хочу подчеркнуть – озвученное количество часов является среднепотолочным.

А если в уезде были часы, то и «точное время им было нужно».

 

Природные мерила

Сельское сословие Бахмутского уезда имело несколько другие временные ориентиры, чем дворяне и мещане.

«Древние» жители Бахмутского уезда, до эры технического прогресса, жили по солнцу. «Жили по солнцу» – это не красивая фигура речи, а научный факт. Точнее – это не факт, а так оно и было на самом деле.

Самым главным параметром для определения времени являлось движение солнца на небосклоне. Сутки абсолютно естественно делились на дневное и ночное время по моменту заката-восхода солнца. Когда светило находилось в самой высокой точке, любой понимал, что наступил полдень. Помимо положения солнца на небе ориентиром были и естественные процессы в природе.

Еще время суток определяли по пению птиц: жаворонки начинают петь в 2 часа ночи, иволги в 3 часа, а воробьи лишь в 6 часов утра.

Главными же «часами» в старину был петух. Первый раз петухи кричат в первом часу ночи, второй раз — в 2 часа ночи, третий раз — в 4 часа утра.

Летом время можно определять по цветам, но это тема отдельного рассказа.

Для такого времяисчисления вполне естественным было то, что никто не измерял и не определял время с точностью до минуты. Были приблизительные ориентиры для разных событий: «на рассвете выйти в поле…», «на закате закончить работу…», «в сумерки забраться к соседу в огород…», «ночью…».

А когда на ближайшей церкви звонит колокол, то надо перекреститься – обедня ведь или вечерня.

 

А время то по солнышку…

В астрономии существует два понятия, относящиеся к измерению времени с помощью солнца в конкретной точке земного шара – местное истинное солнечное время и среднее солнечное время.

Местное истинное солнечное время, определяемое в месте нахождения наблюдателя видимым положением солнца на небесной сфере (например, истинный полдень в некоторой точке Земли наступает в момент верхней кульминации солнца). Среднее солнечное время – время на экваторе данного меридиана.

Местное истинное солнечное время определяется положением Солнца в данном месте. Вследствие того, что орбита, по которой Земля движется вокруг Солнца, не является окружностью, а ось Земли имеет наклон (из-за чего на Земле происходит смена времен года), истинное солнечное время неравномерно. Максимальная разница в продолжительности истинных солнечных суток в течение года составляет примерно 50 с, а отклонение времени начала суток от его среднего значения может достигать 16 мин. Это отклонение может быть получено для любого дня года из так называемого уравнения времени.

В средине XIX века в различных справочниках публиковались таблицы «Уравнения времени» – соотношения между местным и средним солнечным временем. Вот таблица «Уравнения времени» из «Памятной книжки Екатеринославской губернии на 1867г.». [5]

 

 

«Эта таблица, составленная астрономом К.Х. Кнорре, служит к поверке обыкновенных карманных или отвесных часов с помощью солнечных. По причине неравномерного движения земли по плоскости наклонной к земному экватору, часы, идущие равномерно, не могут быть постоянно согласованы с солнечными.

В графе с надписью «Истинный полдень» показано то время, которое часы, имеющие равномерный ход и в годовом итоге согласные с течением солнца, должны показывать, когда по солнечным часам полдень. Часы поверенные таким образом идут, как говорят астрономы, по среднему времени, между тем как верные солнечные часы показывают истинное время. Разность между ними, называется уравнением времени, в Октябре доходит до 16 м. 37 с.».

Точно местное истинное солнечное время можно узнать, измерив специальным астрономическим инструментом часовой угол Солнца. Приблизительно солнечное время можно узнать по солнечным часам, низкая точность которых обусловлена размытостью тени.

В Российской империи публиковалось много книг, в которых описывались способы и различные конструкции солнечных часов.

В продаже были как стационарные, так и карманные солнечные часы.

Продавались и необычные экземпляры. Например – солнечные часы-будильник, изготовленные в XIXв.

Солнечные часы с пушкой-будильником стреляют каждый полдень. Пушка заряжалась порохом, заряд воспламенялся сфокусированным посредством линзы солнечным лучом. Если сориентировать часы в пространстве по-другому – пушка будет стрелять в другое время.

Местное истинное солнечное время использовалось в жизни обычного человека примерно до конца XVIII века. К концу века широкое распространение получили механические часы, конструкция которых всё более совершенствовалась. Различные государства постепенно начали пользоваться средним солнечным временем, предпочитая его истинному. В Женеве оно было введено с 1780, в Лондоне – с 1792, в Берлине – с 1810, в Париже – с 1816 года.

На территории Российской империи с начала XIX века также стали использовать местное среднее солнечное время, причём нередко часы в определённой местности или в административном регионе устанавливались по местному времени главного города.

За точку отсчета в Российской империи было взято единое петербургское время – среднее солнечное время на Пулковском меридиане.

От этого времени отсчитывали время по всей России. В Адрес-календарях публиковали «Сравнительные таблицы времени в различных пунктах земного шара» [6].

В Юзовке время опережало Пулковское на 30 минут. В Бахмуте – на 31 минуту [7].

В «Правилах прямого пассажирского сообщения» [8] на железных дорогах было указано отдельным параграфом:

«Часы на станциях.

Время прихода и отхода поездов установлено по местному времени каждой станции».

Для безаварийной работы железных дорог необходимо иметь точное время на каждой станции. По этой причине инициатором создания системы передачи «точного времени» по всей Российской империи было Главное Управление Путей Сообщение.

 

И «ходики» по всей стране стартовали одновременно…

До «эры радио» в Юзовке было два «источника точного времени» – железнодорожная станция Юзово и Юзовская почтовая контора.

Первые локальные телеграфные линии связи Российской Империи появились уже к 1841 году. Они соединяли Главный штаб и Зимний дворец, Царское село и Главное Управление Путей Сообщения, станцию «Санкт-Петербург» Николаевской железной дороги и село Александровское. Телеграфные линии строили одновременно и параллельно железным дорогам.

К концу 1855 года телеграфные линии уже соединили города по всей Центральной России и потянулись в Европу (к Варшаве), Крым, Молдову. Наличие скоростных каналов передачи данных упрощало управление государственными органами власти и войсками. Тогда же началось внедрение телеграфа для работы дипломатических представительств и полиции. В среднем, донесение размером в одну страницу А4 «проскакивало» из Европы в Санкт-Петербург за час – фантастический результат по тем временам.

Чуть позже был организован еще один полезный сервис – с помощью телеграфных станций, находившихся к концу XIX века почти во всех крупных городах Российской Империи, производилась установка единого времени по хронометру Главного штаба. С 1863г. из Часовой комнаты Пулковской обсерватории часы Мустона стали передавать сигнал точного времени прямо в Главную Петербургскую телеграфную контору. А затем «точное время» распространялось по всей Империи.

Проверка правильности хода часов была установлена специальным указом:

«…§160 Установленная в §147 Поверка часов производится следующим образом.

Часы телеграфной станции в императорском зимнем дворце поверяются по хронометру Главного штаба, а по этим часам поверяются часы всех станций на всех телеграфах империи.

Поверка эта производится каждодневно в 8 часов утра.

Для этого, за 5-ть минут до 8-ми часов утра, со станции зимнего дворца дается знак: «Слушать» ( _ . _ . _ . _ ), и вслед за тем, через 5-ть минут, передается слово: «Часы».

И «ходики» по всей стране стартовали одновременно. Точность такого распространения времени можно оценить в несколько секунд.

 

«Точное время» привозили на телеге…»

Проверка часов старшего кочегара на заводе Новороссийского Общества происходила следующим образом: заводской Часовой мастер ехал на железнодорожную станцию и сверял там свои карманные часы с часами телеграфной конторы. Пуск карманных часов обязательно удовлетворял правилу: секундная стрелка показывает 60, когда минутная стоит на черте. Затем на телеге вез «точное время» на завод, где и сверял Главные заводские часы со своими карманными. Затем «точное время» распространялось по заводу.

Юзовские часовщики тоже ездили на ЖД станцию за «точным временем».

В Юзовке на второй линии (улица Кобозева) находилась почтовая контора III класса, которая обслуживала Юзовские предприятия и жителей поселка.

Но, в ней не было телеграфной станции. Поэтому телеграммы приходилось давать с железнодорожной станции Юзово, находящейся в 10 верстах от поселка.

Железная дорога была частной и большая часть платы за передачу телеграмм шла в ее пользу. И чиновники решили, что «ввиду этого в интересах казны является желательным открытие телеграфа при Юзовской почтовой конторе, доход которой, судя по почтовому, должен быть довольно значительный».

В 1887 году было принято решение об открытии при Юзовской почтовой конторе телеграфной станции. В 1892 году эта линия была принята в казну и Юзовская контора начала принимать телеграммы.

Обе телеграфные конторы оказывали услугу по распространению «точного времени». Эта услуга оказывалась бесплатно. Каждый житель Юзовки мог прийти в любую из контор и сверить там свои часы.

Было ли организовано получение «точного времени» на телеграфной станции завода НРО – неизвестно. Очень большая вероятность того, что и после установки телеграфа на заводе, заводской Часовой мастер все равно ездил в Юзовскую почтово-телеграфную контору.

 

Литература.

  1. Левада С., Юзовский эталон точного времени / Сайт «Донецк. История. События, Факты» URL: https://infodon.org.ua/uzovka/657 (дата создания: 13.11.2010).
  2. Во что обойдется гудок? // Газета «Диктатура труда». — №100. – 1923.- 30 декабря. – С.3.
  3. Памятная книжка для Екатеринославской губернии на 1860 год. Адрес-календарь лиц, служащих в губернии. — Екатеринослав : Типография Губернского правления, 1860.
  4. Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1867 год. Часть 2. / Издание Екатеринославского Губернского Статистического Комитета. — Екатеринослав : Типография Губернского правления, 1866.
  5. Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1867 год. Часть 1. / Издание Екатеринославского Губернского Статистического Комитета. — Екатеринослав : Типография Губернского правления, 1866.
  6. Адрес-календарь Самарской губернии на 1906 год. / Cамарский Губернский стат. ком. — Самара : Губернская тип., 1906.
  7. Поезда железной дороги. Летнее расписание с 18-го апреля 1914г. // Газета «Народная газета Бахмутского Земства». – 1914. — №25. – 8 июля.
  8. Путеводитель по Российским железным дорогам и пароходным сообщениям / Составлен по официальным сведениям Министерства Путей Сообщения / Ежемесячное издание. — 1877. — февраль.

Теги 1887, 1892, почта
Ясенов

Ясенов

Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.