Золотые гладиолусы
Слушая разговоры о том, что в советские времена не было частного предпринимательства и обычный человек никак не мог заработать «помимо кассы», я улыбаюсь и вспоминаю Ольгу Борисовну Самойлову. Эта самоотверженная и на редкость предприимчивая женщина дает нам удивительный пример успешного бизнеса в самый разгар брежневской эпохи. Ну, а базу этого бизнеса представляла собой земля города Донецка.
Схема была совершенно нехитра. Ольга Борисовна с большой семьей жила в частном секторе недалеко от Ветковского ставка. Участок имела совершенно стандартный – восемь соток. Росла на нем всякая традиционная всячина — картошка, огурцы, помидоры, лук, турнепс. В один прекрасный день Ольга Борисовна побеседовала с умными людьми и смекнула, что выращивать у себя во дворе то, что она всегда выращивала – не самое выгодное занятие. Что, в конце концов, все это на зиму можно закупить, если иметь деньги. А вот деньги как раз участок может принести немалые, если подойти с умом. И Ольга Борисовна, преодолев сопротивление родни, включила мозги и стала разводить на трех четвертях своей земли гладиолусы.
Занятие это, надо сказать, довольно хлопотное. Гладиолус – это вам не ясень, он сам по себе расти не станет. Нужно заранее проращивать луковицы, нужно соблюдать режим полива, нужно удобрять. Короче, целая наука – не самая заковыристая, вполне подвластная среднему разуму, но все-таки некий свод правил, соблюдать которые нужно неукоснительно. Забегая вперед, скажем, что с годами Ольга Борисовна достигла в этом деле, я думаю, совершенства. Гладиолусы у нее вылуплялись сказочно красивые, пузатые, игривые, и вся семья, осознав перспективу, тоже подключилась к процессу, освоив по крайней мере азы его. Урожай получался знатный – в августе и сентябре огород просто искрился радужным цветом. И тогда наступало время жатвы. Срезав порцию дозревших цветов, Ольга Борисовна отправлялась с ней в центр. Там, на северном краю площади Ленина, у обочины проспекта Гурова регулярно заседали цветочницы. Милиция их не гоняла, с милицией все вопросы были решены я уж не знаю как (хотя, скорее всего, знаю). Гладиолусы Ольги Борисовны расхватывались стремительно – так они радовали глаз. Я не знаю, сколько они стоили, но товар был точно не из самых дешевых. Домой Ольга Борисовна возвращалась с небольшой, но ежедневной пачкой купюр. И так – до окончания сезона.
К октябрю накапливалась вполне приличная сумма – думаю, где-то в районе тысячи рублей. Знающие эпоху оценят. Но это был еще не конец бизнеса! Закрыв торговый сезон, Ольга Борисовна отправлялась с выручкой в Ригу, где у нее жила родня. И там на всю сумму она закупала компактную одежду, которую транспортировала в Донецк. А здесь распродавала по своим каналам, найти которые было легче, чем кому-то может показаться. Ведь прибалтийские вещи – это тогда в обезжиренной советской реальности был почти космос! В результате такой деятельности выручка возрастала как минимум вдвое, плюс еще оставалось немного вещей для всей нашей семьи. Ах, ну да, конечно, я совсем забыл сказать! Ольга Борисовна Самойлова была моей родной прабабушкой, и в те годы ей уже слегка перевалило за 70…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.