Звезда ушла…
Какое отношение имеет Валерий Лобановский к донецкому "Шахтеру"? "Никакого!" — ответят на этот вопрос болельщики киевского "Динамо". И будут, как всегда, неправы. Пару сезонов молодой Валерий Васильевич провел в Донецке, навел тут немного шороху, и мы об этом знаем. Помним также, что ушел он в 1968 году не вполне мирно. Как именно? На сей счет существует несколько версий. Сегодня мы знакомимся с одной из них.
Публикуем без добавок и изъятий статью спортивного классика Леонида Санина (тогда — корреспондента ""Комсомольского знамени") "Что случилось с Лобановским?".
Имя Валерия Лобановского немало говорит любителям футбола. Своеобразный нападающий, способный игрок, он принес определенную пользу коллективам, за которые выступал в разное время.
В последние два сезона В. Лобановский выступал за донецкий «Шахтер». Мы сказали выступал, потому что сейчас он вне рядов горняцкого коллектива.
Произошло то, чего следовало и ожидать от спортсмена, который не заботится о росте своего мастерства, живет былыми успехами.
Раньше, в пору расцвета его таланта, сердобольные наставники прощали ему мелкие прегрешения. Забитый им гол списывал недисциплинированность, заставлял их закрыть глаза на такие «пустяки», как игнорирование Лобановским утренней зарядки, занятий гимнастикой, акробатикой. Футболист не всегда был на поле бойцом.
Кое-что сходило ему с рук и в «Шахтере». Он мог иногда большую часть игры просто бродить по полю, а потом вдруг «вспыхнуть» — забить гол или дать хороший пас. И все прощалось мигом. Со всех сторон неслись славословия: «Ура Лобановскому!»
Могло ли это продолжаться долго? Как показали дальнейшие события – нет, не могло. После игры с московским «Динамо» состоялся обычный разбор матча. Тренеры на нем справедливо указали Лобановскому на допущенные им промахи. Ему бы прислушаться к дельным замечаниям, сделать для себя выводы. Он же ударился в амбицию:
— Зачем вы все это говорите? Я сам знаю, как мне играть. И вообще ваша тактика для меня – пройденный этап. Я не собираюсь подстраиваться. Вам меня не перевоспитать…
Команда удивилась такой тираде, тону, каким была произнесена она. Откуда такое высокомерие? Все почувствовали, что не так следовало реагировать на правильные замечания наставников.
Товарищи по команде пытались помочь Валерию, советовали прислушаться к мнению тренеров. Но он этого не сделал.
В следующем матче с московскими армейцами Лобановский демонстративно отказался играть. Для команды это явилось неожиданностью. Пришлось выходить на поле в ослабленном составе (как назло, заболели еще два ведущих игрока!)
Разговор с Лобановским был отложен до возвращения «Шахтера» домой. Все полагали, что В. Лобановский найдет в себе мужество признать свои ошибки, извиниться перед командой.
Этого, к сожалению, не случилось. И, как показало состоявшееся в команде собрание, Лобановский вовсе и не думал пересматривать свое отношение к коллективу. Поэтому-то мнение команды было единодушным: Лобановский сам поставил себя вне рядов «Шахтера».
Так говорили коммунисты Владимир Сальков и Николай Головко, так говорили комсомольцы Юрий Губич, Алексей Дрозденко, так говорили ветеран горняков Юрий Коротких и молодой футболист Владимир Стрельцов.
Они прямо и откровенно указали на недостатки Лобановского. Вспомнили ему игровую недисциплинированность, пренебрежительное отношение к тренерским установкам, отметили его высокомерное отношение к младшим по возрасту футболистам, нарушение спортивного режима.
На собрании резкой критике также был подвергнут футболист Вячеслав Першин. Он, как и Лобановский, тоже не выполнял требований, предъявляемых игроку команды класса «А». У футболистов «Шахтера» было одно предложение: отчислить из клуба В. Лобановского, как игрока, оторвавшегося от коллектива, не повышающего своего мастерства, зазнавшегося, не дорожащего честью команды горняцкого края. Такое же решение принято и о В. Першине.
На собрании ни В. Лобановский, ни В. Першин не дали должной оценки своим поступкам, не признали ошибочности своего поведения. Значит, весь разговор для них прошел впустую.
С наигранным апломбом, без тени раскаяния бросил Валерий в лицо товарищам:
— Футбола с меня достаточно. Больше нигде играть не собираюсь. Хватит!
Он произносил эти слова равнодушно, как будто говорил о чем-то обыденном, мало его касающемся. Было очень обидно слышать такое. И еще обиднее, что это сказано в присутствии молодых спортсменов.
Конечно же, играть или не играть в футбол – дело самого Лобановского. Тут, как говорится, хозяин-барин. Однако неужели на этот раз ему изменило чувство такта. Ничего не скажешь – плохой пример подает мастер молодежи…
Слов нет, Лобановский – яркая фигура в нашем футболе. Его полюбили и в Донецке. Может быть больше за былые заслуги. Но он не оценил этой бескорыстной любви и отплатил за нее неблагодарностью.
Вот почему он не вышел на поле в ответственной кубковой встрече 23 июля с чемпионом страны. Вот почему знакомая фамилия футболиста больше не будет фигурировать в составе донецкого «Шахтера».
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Пропал пост при редактировании. Превысил объем. Пробую восстановить по памяти.
Следует уточнить, что автор статьи был в момент ее написания Председателем футбольной секции областного ДСО "Авангард", членом президиума Федерации футбола Донецкой области и почетным членом президиума Федерации футбола СССР (понятие "почетный" в данном случае было всего-лишь освобождало от обязанности посещать все заседания федерации, но звучало очень весомо ). При всем при этом, свои "футбольные" обязанности выполнял на общественных началах, сиречь, абсолютно бесплатно и только на собственном энтузиазме.
В общем, был в курсе подробностей непростой обстановки в коллективе "Шахтера", непосредственно "в теме".
В данном случае автор статьи стоял перед выбором - личный авторитет в среде околофутбольной общественности, дружеские отношения с"героем" статьи, чьи убеждения будущий ректор Университета футбола - Школы футбольных судей во многом разделял и моральный дух в коллективе любимой команды, а по большому счету и ее дальнейшая судьба.
А ведь єто был по тем временам Поступок. Лобановского в городе боготворили. Всякий раз по приезду автобуса с командой на игру, его окружала толпа восторженных болельщиков, скандировавших:"Рыжий!!! Рыжий!!!" (такое у него было прозвище среди дончан) и Лобановский выходил всегда в числе последних, театрально подымая вверх руки под гром аплодисментов.
Недавно в Макеевке установили мемориальную доску с информацией, что тут жил знаменитый фоограф Добромыслов, который, согласно заметке в "Макеевском рабочем" ушел в Донецк и там, так сказать, достиг вершин профессинального мастерства и славы. только не упомянуто о том, что и Санин почти десять лет в 50-е годы проработал в "Макрабе" на длжности редактора угольного отдела, перешел в "КЗ" а Добромыслов ушел именно к Санину в коррпункт "Комсомольского знамени" по Донецкой и Луганской областям и вместе они проработали до эмиграции Добромыслова в Италию в конце 80-х годов почти тридцать лет. А всего в штате коррпункта все все эти годы числилось два человека - Санин (собкорр) и Добромыслов (фотограф).
В Донецке Добромыслов жил в девятиэтажке ниже Первого гастронома и в коридоре его квартиры была устроена своего рода постоянно действующая выставка авторских фотографий.
Приходя в гости к Добромыслову, Л.И. Санин всякий раз с выражением неподдельного восторга на лице замирал перед фотографией размером полтора метра на метр, где Лобановский подает свой знаменитый "сухой лист".
На этом я немного прервусь, потому как пропадет пост как и десять минут назад.
По- ходу, человек знал себе цену.
- Зачем вы все это говорите? Я сам знаю, как мне играть. И вообще ваша тактика для меня – пройденный этап. Я не собираюсь подстраиваться. Вам меня не перевоспитать…
Истину глаголил
советовали прислушаться к мнению тренеров. Но он этого не сделал
И ведь верно, ведь правильно!
игровую недисциплинированность, пренебрежительное отношение к тренерским установкам, отметили его высокомерное отношение к младшим по возрасту футболистам, нарушение спортивного режима
Невольно вспоминается крылатая фраза К.С. Станиславского
Больше нигде играть не собираюсь. Хватит!
Пацан сказал - пацан сделал!
Ничего не скажешь – плохой пример подает мастер молодежи…
Опять К.С. Станиславский!
Перед глазами: младшие товарищи советуют Месси ( ведь "вспыхивает"!), как нужно вести себя на поле. А Лобановскому и Старухину - советовали... Статья - просто цитаты из фильма "Тот самый Мюнхаузен."
Если Вы копируете из Word, то от мусора, проще всего избавиться, перегнав текст через "Блокнот", а из "Блокнота" копируете в свой комментарий.
С уважением.
Юзовский,
Спасибо, а то я грешил на форматы Вордов - уж и не помню в каком текст набирался. А насчет "Блокнота" не додумал.
В заслугу О.А. Ошенкову специалисты ставят и факт привлечения в команду таких широко известных футбольных асов как форварды Валерий Лобановский и Олег Базилевич. Их присутствие на поле вносило спокойствие и уверенность в игре, да и молодым игрокам было чему у них поучиться.
Что же собой представляли эти футболисты и что можно было взять из их действий? Они всякий раз демонстрировали тонкий, расчетливый футбол, умение использовать малейшую возможность для создания у чужих ворот опасного момента. У них двоих, как ни у кого другого, было развито чувство локтя. Они понимали друг друга с одного взгляда, с одного движения. Это была образцовая и редкая в нашем футболе спарка высокотехничных, изобретательных нападающих, обладавших редкой способностью творить комбинации прямо на ходу. Отобрать у них мяч не всякой обороне было под силу. Для них ничего не стоило разрушить, расшатать оборонительные порядки любой команды-соперника.
Как удалось Олегу Александровичу пригласить их в «Шахтер»?
Он в свое время с ними работал. Это было в киевском «Динамо». Узнав о том, что там по каким-то причинам те уже не подходят тренерам, Ошенков предложил им защищать цвета донецкой команды. Они охотно согласились. Впоследствии оба футболиста стали ведущими наставниками футбольных команд
Я помню, как с отцом ходил на Шахтер и кричал "Рыжий". Тогда он мне казался суперигроком по сравнению с игроками провинциального Шахтера.
А вот что рассказывает о нем Валерий Мирский, когда Лобан тренировал Днепр:
"После посещения Валерия Лобановского и его команды мне вспомнилась фраза Льва Толстого: «Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни».
В футбольных кругах еще на слуху был конфликт между маститым московским тренером киевского «Динамо» Масловым и левым крайним нападающим команды, многообещающим воспитанником киевского футбола Лобановским. Игрок делил футболистов на огранщиков алмазов и подносчиков заготовок, тренер же предпочитал обходиться в команде без белоручек. Моему тезке пришлось искать применение своим силам сначала в «Черноморце», потом в «Шахтере».
И вдруг я вижу собственными глазами, как вчерашний апологет ювелирного футбольного мастерства трижды в день прогоняет своих игроков через такие нагрузки, после которых наши динамовцы не попадали бы по мячу дней пять
http://www.bulvar.com.ua/arch/2013/15/5165b2c3258a3/