Замечательное кино
03.05.2018
комментариев 5
Поделиться

Замечательное кино

О кинотеатре Шевченко сказано немало всяких слов, в основном – теплых. Вот очередные. Это публикация из журнала “Архiтектура Радянськоi Украiни” (№2 за 1940 год) авторства В. Михайловской. Наше внимание на нее обратил добрый друг сайта “Донецкий” Руслан Панасенко. Оригинал доступен здесь. Перевод на русский осуществил в ЖЖ arslan_hist. Оттуда мы и взяли этот текст. Ну и, конечно – бесценные фотографии интерьеров…   

Новый, только построенный в г. Сталино кинотеатр, которому присвоено имя Т. Г. Шевченко, действительно является местом культурного отдыха после трудового дня. Автору проекта дома – архитектору Теплицкому, который приложил много труда и художественной изобретательности для решения плана и интерьеров театра, удалось добиться большого творческого успеха. Все в интерьерах здания, начиная от размещения основных объемов и их взаимосвязи и кончая мелкими деталями оформления, тщательно продуманны, проникнуты заботой о посетителе кинотеатра.

Эту заботу посетитель кинотеатра начинает чувствовать еще до того, как войти в само здание. Мощная аркада у входа бережно отгораживает его от шумного, суетливого потока людей, который переполняют центральную улицу города, на которую кинотеатр выходит напрямую, без малейшего отступления за красную линию застройки квартала.

Через парадный свободный вход вы попадаете в просторный кассовый зал. Билетные кассы в нем размещены вдоль от входа, оставляя свободной его центральную часть с входами в еще более просторный вестибюль с раздевалкой. Удачно размещены две парадные лестницы вдоль вестибюля. По этой лестнице посетитель выходит в фойе, эстрадный зал ожидания и расположенную возле них буфетную комнату. При желании посетитель теми же лестницами идет на антресоли, запроектированные над эстрадным помещением.

Два параллельно размещенные зала для зрителей – “зеленый” и “голубой”, каждый на 700 мест, быстро (не более чем за три минуты) заполняются зрителями из фойе через широкие двери, расположенные в торцах зала. Еще скорей освобождаются залы с помощью двух очень удачно примененных здесь палладиевых лестниц, через широкие двери в противоположных от входов торцах залов.

График движения посетителей очень простой, хорошо и логично продуман.

Обращает на себя внимание чрезвычайно тщательная продуманность художественного оформления помещения театра, тонкость, даже изящество деталей и вместе с тем строгая простота их обработки.

В средствах художественного оформления интерьеров автору удалось найти нужную золотую середину, в результате чего все помещение не имеет помпезности, иногда пугающую роскошью отделки, и которая вместе с тем не дала зайти в противоположную сторону – в сторону сухости и схематизма. Именно этот момент в решении оформления театра и является самым ценным.

В театре нет блеска мрамора, нет дорогой облицовки (он облицован обычными в нашей строительной практике материалами). Однако, заходя в театр, вы чувствуете приятное впечатление от всего, что вас окружает.

С вкусом подобраны гаммы цветов для окраски стен; интенсивные и глубокие цвета тканей не режут глаз, выдержанны в темных золотистых тонах в нижних залах и в зелено-серых и дымчато-голубых в верхних помещениях, создают атмосферу легкости, свежести и комфорта во всех помещениях кино. Даже цветы размещены не случайно, а подобраны в том же характере, представляя собой необходимый компонент оформления. Бледнозеленые драцены вперемежку с цветущими белыми хризантемами украшают лестницы и скульптурные группы в залах.

Фойе. Антресоли

Фойе. Общий вид

Хорошо прорисованы формы хрустальных люстр в двухэтажном зале фойе. Своей нарядностью они чем-то напоминают люстры колонного зала Дома союзов в Москве, хотя и имеют совершенно иную форму.

Прекрасные люстры эстрадного зала и других помещений с изящными медными оболочками и маленькими звездами на матовой, сферической формы, стеклянной поверхности люстр.

Лестница на антресоли

Так же просто и строго оформлены залы для зрителей. Один из них выдержан в спокойных голубых, а второй в зеленых тонах. Лучи скрытого в капителях света нежно струятся по канелюрам стройных пилястр. Замечательный световой эффект, который оставляет бесспорный след в воображении зрителя …

Плафон и люстра в фойе

Комната отдыха

Можно без конца восхищаться внутренним оформлением помещений театра и много говорить об этом. Каждая деталь дает повод. Нельзя, например, не упомянуть формы канделябров при входе на парадную лестницу, голубовато-дымчатая люстра, который так гармонично вырисовывается на фоне стен, окрашенных в зеленый цвет. От них чувствуешь настоящее эстетическое удовольствие.

В чем же секрет такой творческой удачи архитектора?

Мы уже отмечали, что театр оформлен обычными средствами. Зато выполнение работ здесь далеко не обычное. Достаточно сказать, что в зале для курения украшением его служат две группы обычных батарей центрального отопления с подведенными к ним трубами. Но для того, чтобы эти батареи стали украшением, нужно было, чтобы архитектор-оформитель нашел для них место в интерьере зала, а фактура их поверхности в результате очистки и окраски была идеально упорядочена.

Лестница в вестибюле и фойе

И действительно, они так искусно расположены на фоне стены, форма их так удачна, что невольно восхищаешься смелостью идеи автора использовать батареи отопления как элемент художественного оформления помещения.

Обрамление дверей из фойе в комнату отдыха

Даже такая мелочь, как плевательница, хорошо продуманная по форме, имеет не обычного белого “врачебного” цвета – или серого, или зеленого защитного, а окрашена в приятный цвет слоновой кости. Немного внимания – и какой поразительный эффект.

Очень хорошо выполнены и все лепные работы – карнизы и тяги на стенах и плафонах, окаймление дверных проемов и т.д.

Для объективности в оценке кинотеатра г. Сталино надо указать на некоторые досадные недоработки. О недостатках внешней композиции здания уже говорилось в одном из номеров нашего журнала. Поэтому мы и остановимся здесь только на недостатках внутреннего оформления.

Прежде всего, непонятно размещение колонн, поддерживающих антресоли фойе. Шесть колонн с каждой стороны имеют три разные расстояния между собой, между тем, это совсем не вытекает из симметрично расположенных против них окон и вряд ли оправдывается и расположением дверей в кино-залов.

Эстрадный зал в фойе

Отсутствие энтазиса в колоннах делает их менее изящными, по сравнению со всем тем, что их окружает. К тому же верхние колонны немного короче нижних. При одинаковой толщине они кажутся толще тех, на которых стоят. К сожалению, эти недостатки теперь устранить невозможно, так же, как невозможно устранить и то, что одна из антресолей над фойе использована для киноаппаратной и наглухо задрапирована. В результате между антресолями создается неприятный диссонанс, разнобой. Правда, последний недостаток можно ослабить, введя в оформление стены кино-аппаратной, вместо драпировок, зеркала, которые создадут иллюзию пространства.

Нельзя также не отметить слишком крутой подъем парадной лестницы.

Вход в киноаппаратную

Пьедесталы скульптур не решены и кажутся временными: фигура сидящего Т. Г. Шевченко расположена очень низко и теряет от этого величественность. Прекрасно выполненные бюсты Ленина и Сталина поставлены на пьедесталы, которые имеют вид дешевых тумбочек.

Интересно на этом объекте выяснить причины творческих успехов и еще больше корни творческих срывов в работе архитектора Теплицкого – автора проекта кинотеатра в Сталино.

Один из зрительных залов

Когда мы внимательно присмотримся к тому, что он сделал в кинотеатре, то увидим, что его успехи в основном касаются решения плана и, особенно, оформления интерьеров. Решение же образа здания в целом, его постановка на плане и связывания с окружающими сооружениями неудачные. Из этого можно сделать вывод, что у арх. Теплицкого есть большое художественное чутье и вкус, но эти положительные черты его не были в свое время подкреплены должным архитектурной школой, потому что его студенческие годы приходятся на то время, когда архитектура, как искусство, собственно, была изжита из учебных планов архитектурно-строительных вузов.

Деталь оформления фойе

Деталь плафона и люстр

 

 


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. nuk
    nuk 07.05.2018, 22:50
    Еще электронный источник http://ru.calameo.com/books/004735713def2aa1bb1b9э
  2. Leon16
    Leon16 07.05.2018, 22:56
    пишет нет такой страницы

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.