Футбол в Донецке всегда был чем-то большим, чем футбол… Впрочем, речь не об этом. В 1930 году, несмотря на отсутствие «Шахтера» даже в формате «Стахановца», футбольная жизнь в городе била ключом. И иногда — совсем не в том ключе, в каком хотелось бы властям. В результате, на свет Божий просачивались инциденты, о которых в приличном советском обществе говорить было не принято.
Листаем подшивку газеты «Диктатуры труда». И в номере от 22 июля обнаруживаем программный шедевр, призванный предотвратить всеобщее сползание в бездну футбольного безумия. Как мы знаем сейчас, предотвратить не удалось, но прочитать любопытно. Тут у автора — два повода для критики. Во-первых — вред, который наносит футбол здоровью спортсмена, занимающегося им профессионально. Во-вторых — попойки, которые устраивают игроки после матчей (и, судя по публикации, после любого матча). Самым порочным, если верить «Диктатуре труда», оказался клуб имени Ленина. Запомним это и прочитаем:
8 августа «Диктатура труда» развила тему. И ведь был повод! Та же команда клуба имени Ленина во время выезда в Керчь учинила на поле форменное безобразие, а один из ее лидеров называл крымчан «жидовскими мордами» (возможно, представив, что он в Одессе или где-то еще южнее). То ли у редакции был зуб на клуб Ленина, то ли там действительно собрались какие-то уж особенно отпетые мошенники, но приложили команду изрядно и меры к ней предложили принять самые жесткие:
Кстати, тема антисемитизма вообще была популярна в том сезоне. Вот более ранняя публикация — от 16 февраля. Она описывает ужасные нравы, расцветшие на шахте «Провиданс» (позже — №6 «Красная Звезда»). Корреспондент Сулинский обнаружил там «распустившийся цветок махрового антисемитизма». И погромами тогда на Буденновке пахло, и про засилье евреев говорили:
Но вернемся к футболу. Нездоровые страсти буравили не только команды. Ими были охвачены также болельщики. Смотрите, в какой переплет попали футболисты из центра Сталино, приехав на Ветку для встречи с местным, так сказать, коллективом. Причем, что характерно, пострадавшими в данном случае выступают футболисты клуба имени Ленина. Были, значит, еще более отпетые, чем они:
Но происходили в 1930-м и футбольные события, имевшие чисто спортивное значение. И главным стали две подряд победы, одержанные сталинским «Динамо» над сборной Одессы — одного из главных футбольных центров страны. Это был действительно крупный успех, наиболее значительный для городского спорта в том году. Вот отчет о матчах, исполненный художественных образов вроде «предвечернее солнце» и содержащий удивительную фамилию динамовского вратаря — Ферузо (как будто речь идет о каком-то «Удинезе», а не о команде из города Сталино):
Футбольные нравы в Макеевке тоже были забавные. Была команда Шахтер (Холодная Балка), обладатель Кубка УССР 1969, играла во 2-й лиге чемпионата СССР. Матчи проходили на стадионе поселка. Директор ш/у Холодная Балка Белохвостов, Герой соцтруда всегда присутствовал на матче, если Шахтер проигрывал, он останавливал матч, подзывал игроков и объявлял, что если проиграют, отправятся в забой (они же числились грозами), а выиграют бочка пива