Еще один Джугашвили
02.06.2016
комментариев 27
Поделиться

Еще один Джугашвили

Коллега Бублик провел исследовательскую работу — и обнаружил в исторических закоулках Рутченково один памятник, мимо которого как-то проскальзывали взгляды предыдущих историков….

                                                                                                                Исходя из опубликованных статей на сайте «Донецкий» и размещенных на нем фотографий, а также информации из других источников — на Рутченково было четыре памятника Сталину: один — через дорогу от Кировского исполкома, два — в парке возле ДК Франко. В парке один из них находился у летнего кинотеатра, другой — относительно недалеко от первого (вождь мирового пролетариата и отец всех народов мирно беседуют между собой). Еще одна статуя стояла на Лидиевке, потом вместо Джугашвили на высокий постамент водрузили Ульянова.

Как оказалось, существовал еще и пятый памятник Джугашвили — перед старым корпусом Рутченковского горного техникума, который расположен практически рядом со сквером Дворца культуры Кировского района. Следует также напомнить, что уважаемый ветеран Л.А.Бербенец в своих мемуарах описывал еще такой памятник другому деятелю, находившийся сравнительно недалеко от этого места:
«Вспоминая те годы, припоминаю, что приблизительно в это время против входа в парк, лицом к тому месту, где сейчас собес, установили памятник С. М. Кирову. Большой, гипсовый. Во весь рост – в пальто и с непокрытой головой»
Согласитесь, описание памятника очень похоже на предоставленный ниже снимок, кроме конкретной персоны на постаменте и места расположения.

Старый учебный корпус после войны:

Местоположение пятого памятника Сталину выяснилось при просмотре некоторых фотографий из музея Донецкого горного техникума им. Е.Т. Абакумова. Следует напомнить, что до техникума в каком-то из этих зданий по ул. Институтской (ныне — ул. Петровского) находился трест «Сталинуголь» — согласно известному телефонному справочнику 1937-1938 года.
В Доме Треста находился также Институт ИТР и Институт техучебы рабочих. Организован техникум был в 1940 году на базе рабфака Сталинского индустриального института в здании по ул.Институтской, 9. А уже летом 1941 года там был размещен военный госпиталь.

На этом известном немецком снимке выделена область перед зданием техникума, где приблизительно и находился в свое время этот памятник:

А на этом увеличенном снимке с колонной немцев возле Рутченковского ставка, слева от горящего здания техникума видно трехэтажное здание, которое использовалось как временный учебный корпус:

Вот еще фото вроде бы этого здания. В тексте об истории техникума указано, что в 1944 году под учебные аудитории было выделено здание по ул.Институтской, 6 как наиболее уцелевшее:

Как видно на предоставленных старых изображениях — здание на втором фото имеет два этажа, а также как будто-бы немного другое расположение оконных проемов. На пятом фото мы уже видим трехэтажное здание. Как уже говорилось выше, на этих фото предположительно фигурируют здания №6 и №9 по ул.Институтской. Снимки этих двух зданий размещены в статье с теми же разъяснениями, как и на сайте истории техникума. Напрашивается вывод — либо существовало еще одно здание учебного корпуса, либо оно просто впоследствии было перестроено и стало трехэтажным. Но о правильности этих предположений могут вести речь лишь только специалисты в строительном и архитектурном деле.

Здание техникума в 50-е годы. Виден слева бюст Ленина, бюста справа какому-то военачальнику уже (или еще…) нет, который мы могли наблюдать на первом фото в статье:

Нынешнее время:

Как уже отмечалось на сайте, рядом со старым корпусом находилась шахта № 28-бис, используемая в настоящее время как учебная:

По некоторым данным, шахта №28-бис выдавала еще на-гора уголек в то время, когда «хозяину» советской державы оставалось находиться в этом мире уже совсем немного времени. Наверно он даже и в страшном сне не мог себе представить, что через несколько лет наступит развенчание его культа личности и уничтожение всех артефактов, с этим связанных. Вплоть до секретного ночного выноса тела «вождя, отца, учителя и гения» в 1961 году из мавзолея-усыпальницы. Вопреки ожиданиям, новость о выносе тела Сталина из мавзолея общество восприняло достаточно спокойно.

Первые симптомы болезни «великого кормчего» проявились задолго до критического момента. Во многих изданиях описывался случай, когда еще в 1927 году Сталин пригласил знаменитого дореволюционного психиатра Бехтерева к себе на консультацию по поводу мучившей его бессонницы. Бехтерев во время обследования, кроме бессонницы, отметил и прогрессиру­ющий паралич левой руки Сталина.
Обследовав Сталина, Бехтерев вышел из кабинета и тут же откровенно высказал свой диагноз: «Ти­пичный параноик». Совпадение это или нет, но уже через 3 дня Бехтерев умер при загадочных обстоятельствах — якобы от отравления некачественной пищей.
Лишь только через 26 лет пришел черед «отца народов». Об этом много писалось и рассказывалось в различных изданиях. О последних мгновениях жизни Иосифа Джугашвили поведали как его дочь — Светлана Аллилуева, так и его соратник — Никита Хрущев. Эти версии существенно различаются.
Вот воспоминания Никиты Хрущева:
«Незадолго до кончины, буквально за минуты, Сталин, как я видел, пришел в сознание. Это было видно по выражению его лица. Но говорить он не мог, а поднял левую руку, правая была парализована, и начал показывать ею не то на потолок, не то на стену. У него на губах появилось что-то вроде улыбки. Потом он стал жать нам руки. Я ему подал свою, и он ее пожал левой рукой, правая не действовала. Пожатием руки он передавал свои чувства и потом снова указывал наверх. Тогда я сказал: «Знаете, почему он показывает нам рукой? На стене висит картинка, вырезанная из «Огонька», репродукция с картины какого-то художника. Там девочка кормит из рожка ягненка. А мы поим товарища Сталина с ложечки, и он, видимо, показывая нам пальцем на эту картинку, улыбается, мол, посмотрите, я в таком же состоянии, как этот ягненок. Потом он умер. Мы плакали. Не скрою, плакал и я».

А так описывает последние минуты жизни Сталина Светлана Аллилуева:
«Агония была страшной. Она душила его у всех на глазах. В какой-то момент не знаю, так ли на самом деле, но так казалось – очевидно, в последнюю уже минуту, он вдруг открыл глаза и обвёл ими всех, кто стоял вокруг. Это был ужасный взгляд, то ли безумный, то ли гневный и полный ужаса перед смертью и перед незнакомыми лицами врачей, склонившихся над ним. Взгляд этот обошёл всех в какую-то долю минуты. И тут ( это было непонятно и страшно, я до сих пор не понимаю, но не могу забыть), тут он поднял вдруг кверху левую руку (которая двигалась) и не то указал ею куда-то наверх, не то погрозил всем нам. Жест был непонятен, но угрожающ, и неизвестно к кому и к чему он относился… В следующий момент душа, сделав последнее усилие, вырвалась из тела».
Было 9 часов 50 минут 5 марта 1953 года.


Бублик

Бублик

27 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Всё хорошо, и фото и схемы,только зачем в конце весь этот бред про Сталина? У нас здесь не политологический сайт и не эхо москвы и если у кого-то есть желание слить замшелые легенды о Сталине и не только,то есть другие сайты! Всего этого накушались ещё из журнала огонёк! Евгений Юрьевич,разве я не прав?

Юзовский
2
Юзовский

Ну, а что тут такого? Статья о памятнике Сталину. Мы повторили знания о нашей истории. Все нормально. Не про древних же еб@нутых укров здесь печатать... Хватит уже, что при Юзе Украина была и он не в Екатеринославскую губернию приехал, а на далёкую бол@ть Украину. Которой не существовало, как государства. НИКОГДА. Спасибо бл@дь за внимание.

3
Вот и надо о памятниках,а не пересказ перестроечных баек тут излагать,которые с историей никак не связаны.
Насчёт древних укров согласен,но они так же тут не в тему как и мифы о Виссарионовиче.

Если уж зацепили тему "параноика Сталина",то дочь Бехтерева в интервью АиФ 1995 год заявила,что ее настоятельно просили соврать про то,что она такое слышала от своего отца, а на самом деле этого не было. Весь миф основан на её "показаниях" от которых потом она же и отреклась! Фух! На этом предлагаю закрыть тему в связи с неуместностью политических тем на любимом нашем сайте!

Юзовский
4
Юзовский

На этом предлагаю закрыть тему в связи с неуместностью политических тем на любимом нашем сайте!

Полностью поддерживаю! Простите. Погорячился!

5

Юзовский,
applause

  Юзовский, bravo

Dedushka
6

…либо оно просто впоследствии было перестроено и стало трехэтажным.

Здание со второго снимка нигде больше не присутствует. Улица Петровского в районе техникума имеет сильный перепад высот. Это видно, например, на пятом снимке (вы, кстати, если даёте много фотоматериала, то нумеруйте снимки в работе, а то не удобно разбираться какой снимок каким идёт по номеру). Там видна разница в высоте бутового фундамента под домом с западной и восточной сторон здания. Дом же со второго снимка стоит на ровном месте, а не на горке, при этом у него не просто "как будто-бы немного другое расположение оконных проемов", а вообще совершенно всё другое. Может быть это и есть соседний с техникумом дом, который сейчас считается по ул. Газеты "Комсомолец Донбасса". В этом случае будет понятно, как чётный дом №6 оказался в одной компании с нечётным №9: как мы установили ранее на основе анализа телефонного справочника на Рутченково была как уличная, так и квартальная система нумерации домов.

Ясенов
7
Ясенов

Евгений Юрьевич,разве я не прав?

Правы, конечно:) Но педалировать не стоит

Бублик
8
Бублик

если даёте много фотоматериала, то нумеруйте снимки в работе, а то не удобно разбираться какой снимок каким идёт по номеру

Спасибо, учту.

Dedushka
Вопрос по делу - здание слева от горящего корпуса техникума на четвертом фото и здание на пятом фото - тоже разные? Ведь там оконные проемы также не совпадают.


_______________________________________________________________________
P.S.
Общее риторическое рассуждение - если убирать кому-то не понравившиеся авторские мнения в статьях, то тогда и читать будет нечего или совершенно не интересно. Поэтому есть очень простой способ что-то доказать и показать -  написать хоть одну незамшелую  статью, полезную и не бредовую.laughing И рубрика для этого есть подходящая - "Народные новости" называется...fellow

Dedushka
9

тоже разные?

Да, разные.

Понаехавший
10
Понаехавший

"Еще один Джугашвили..."©

"...на Рутченково было четыре памятника Сталину..."©
"...оказалось, существовал еще и пятый памятник Джугашвили..."©

Пушкиных тоже не меньше четырех... И при всём при том - НИ ОДНОГО Гоголя!!! Никогда. Ни разу... no
PS Книгохранилище - не в счет!
Бублик
11
Бублик

Пушкиных тоже не меньше четырех... И при всём при том - НИ ОДНОГО Гоголя!!! Никогда. Ни разу...

А ведь и правда!

P.S.  И еще немного исторического "бреда", на этот раз из википедии:
Н.П.Бехтерева - внучка академика В.М.Бехтерева. Ее отец, П.Бехтерев (инженер и изобретатель конструкций парашютов) - расстрелян в 1938 году. Мать, З.Бехтерева (врач) - репрессирована и отправлена в лагерь. Сиротами остались трое детей — сама  Наталья, брат и младшая сестра. Наталья с братом попали в детский дом с клеймом «дети врага народа», младшую забрали родственники.

И от себя - следует признать, что она все-таки в 1995 году действительно отказалась от своих слов, сказанных в конце 80-х и подтверждающих, что ее дед поставил Сталину известный диагноз.
Вот такой вот "пересказ перестроечных баек".
12

Бублик,

согласен - внучка,ну и что это меняет? Ей тогда было несколько лет от роду и конечно на её воспоминания можно ссылаться ещё смелее!
И причём тут перечень репрессированных и доказательство наличия диагноза?
В огороде бузина в Киеве дядько...
Складывается впечатление,что после нормального текста статьи кто-то вас обязал в конце произнести обязательное заклинание о параноике и кровавом тиране.
А насчёт вашего предложения мне самому написать - это из рубрики "сам дурак",
не обладаю такими навыками, это что-то меняет?
Ещё раз акцентирую: мне понравился ваш материал, в отличие от его сомнительного эпилога,по моему мнению не относящегося к сайту.
 
 
Pavelech
13

Спасибо, Валерий Леонидович, за фотографии из архива техникума и за высказанные Вами предположения.

14

"Не читал, но поддерживаю ..."  (С)   

Бублик
15
Бублик

Ещё раз акцентирую: мне понравился ваш материал, в отличие от его сомнительного эпилога...И причём тут перечень репрессированных

Спасибо за оценку основного материала. Что касается эпилога - то у каждого есть свое мнение. Хотя признаюсь, сейчас неоднозначный эпизод с диагнозом я бы исправил или вообще убрал. Но все равно это - история, какой бы она ни была, в том числе и с репрессированными. Наверное, проще найти известных людей в то время, подвергшихся необоснованным репрессиям, чем наоборот.

Складывается впечатление,что после нормального текста статьи кто-то вас обязал в конце произнести обязательное заклинание о параноике и кровавом тиране.

Ну конечно!  Это все проделки врагов народа и вредителей! lol

Да, разные.

Спасибо.
_____________________________________________________________________

sergeivl,
bravo   laughing

Pavelech
,
Павел Григорьевич - всегда пожалуйста

16

Бублик,
Вот именно! Они проклятые нашептали!

Бублик
17
Бублик

Они проклятые нашептали!

 Точно! Хазанов в старом анекдоте нашептал:
- Архипелаг ГУЛАГ!
- гулагархипелаг!

tetyana-sm
18

На этих фото - мой родной двор (за Рутченковским горным техникумом), где я прожила свои первые 21 год, потом там продолжала жить моя мама, а потом- моя дочь. В этом техникуме много лет работали мои родители. Памятник Сталину снесли, по-моему, еще до 1956-го, (до знаменитого 20-го съезда). Трудно сказать, видела ли я саму статую, но хорошо помню постамент, оставшийся от нее: гуляя рядом с ним с кем-то из родителей, я любила становиться на этот постамент и изображать из себя этот злосчастный памятник. Хорошо помню, что еще несколько лет внутри самого здания техникума оставалась статуя Ленина-Сталина (Ленин сидел, а его "ученик" Сталин стоял рядом и внимал своему "учителю"). Что касается неизвестного бюста перед зданием, я не помню его в этом месте. Но прекрасно помню, что точно такой бюст на этой же колонне стоял позже у нас во дворе (за зданием техникума). И был это бюст Маяковского, а никакого не военачальника. Еще по поводу 2-этажного здания "по улице Институтской". Никто его не достраивал. Это как было, так и есть 2-этажное здание (жилой дом) во дворе текникума. Таких домов там было и есть  5 штук (один из них - мой родной)+ 3 здания чуть в стороне (бывшие общежития) + 3-этажное рядом с техникумом. Построены они по-моему, еще до войны. Часть из них были общежитиями для студентов техникума, часть - жилыми домами для преподавателей и их семей. И вопрос по самой "Институтской улице" - не помню, чтобы там такая была. Мне кажется. Институтская была где-то в центре Сталино, а не на Рутченково. 

Dedushka
19

Исходя из телефонного справочника 1937 года на ул. Институтской находилось управление треста "Сталинуголь" (современный техникум), возможно после оккупации улица получила другое название при смене немецких назад на советские, поэтому вы и не помните её с таким названием. Однако то, что ул. Институтскую из справочника 1937 г. мы не сможем поместить в другое место, совершенно очевидно: на ней находится не менее 10 домов + управление треста, расположение которого ни у кого не вызывает сомнения.

Бублик
20
Бублик

Да, и по поводу бюста Маяковскому... 
На фото БЮСТ слева, кстати,  Ленину или нет?
На фото БЮСТ справа что-то как-то не похож на Маяковского.

Ясенов
21
Ясенов

В центре Сталино был Институтский проспект

Бублик
22
Бублик

tetyana-sm, спасибо за интересную информацию! По поводу 2-этажных домов возле техникума и 3-этажного дома - Вы правы, недавно там был. Насчет ул.Институтской - это предположение возникло благодаря данным из довоенного (1937 г.) тел.справочника Рутченково.
Вот статья ЗДЕСЬ. http://donjetsk.com/retro/2663-telefonnyy-spravochnik-1937-goda-rutchenkovo-i-petrovka.html
А здесь - фото двух страниц с адресами по ул. Институтской из этого справочника:
https://img-fotki.yandex.ru/get/4509/246236601.2/0_127592_bd2fa0f3_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/15512/246236601.2/0_127591_df7b5ab8_orig

По этому поводу Dedushka рисовал целую карту с улицами центральной части Рутченково, ее надо искать.

Бублик
23
Бублик

Цитата:  "И вопрос по самой "Институтской улице" - не помню, чтобы там такая была"

Нашел вот  публикацию "Рутченковские мемуары", вот там в комментариях Dedushka и дает таблицы и карты с улицами, в т.ч. и ул.Институтской.

Dedushka
24

Это как было, так и есть 2-этажное здание (жилой дом) во дворе текникума.

Вот видите, Бублик, tetyana-sm подтверждает, что дом не перестраивали. Так и оказалось, как я вам писал в комментарии выше: этот дом считается сейчас по ул. Газеты "Комсомолец Донбасса". Подтвердилось предположение, что благодаря довоенной квартальной нумерации он относился к ул. Институтской.

Dedushka
25

Ну, что за чёрт! Когда, наконец, на этом сайте можно будет править собственные комментарии?

Ясенов
26
Ясенов

Рано или поздно, этот момент наступит, Владимир Николаевич

Бублик
27
Бублик

Цитата Dedushka:  "tetyana-sm подтверждает, что дом не перестраивали...Подтвердилось предположение, что благодаря довоенной квартальной нумерации он относился к ул. Институтской."

Да, спасибо, все правильно.

Добавить комментарий

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.